Любить врагов

На первый взгляд - странная идея. Но если чуть-чуть подумать, то становится понятно: каждый человек, в том числе и каждый враг, носит в себе образ Божий, хоть и искаженный, и уже потому заслуживает любви. Для православного на первом месте, наверное, другой аспект: враг - это тот, кто доставляет нам неприятности; а неприятности заставляют нас задуматься о своих грехах (потому что умному человеку понятно: собственные грехи - это главная причина всех неприятностей); т.е. враги способствуют нашему покаянию, а есть ли что более ценное?! Это вполне достаточная причина, чтобы их любить. Для материалиста есть свой аргумент: именно враг, желая нас уязвить, укажет нам на наши недостатки; мелкий склочный враг начнет нас ими попрекать, более крупный и серьезный враг начнет молча ими пользоваться, и рано или поздно мы это заметим. Во всех случаях мы должны быть благодарны врагу, что он делает нас лучше. (У К.Симонова в "Солдатами не рождаются" немецкий генерал, взятый в плен в Сталинграде, говорит нашему генералу: "Похоже, мы научим-таки вас воевать!" - на что наш генерал отвечает: "А мы вас отучим!"). Есть и четвертый аспект: хороший охотник любит зверей, на которых охотится (правда, он не догадывается, что он их враг); и спортсмен может искренне любить своего соперника; и рыцарь, дерущийся с другим рыцарем не на жизнь, а на смерть, все-таки может его любить; А.Сент-Экзюпери упоминает о своеобразной любви арабских партизан к воевавшему с ними французскому офицеру, восхищавшему их своей ловкостью и бесстрашием (хотя, конечно, в век огнестрельного оружия такое отношение становится редким).

(Опубликовано в Живом Журнале 28 апреля 2017)


Рецензии