Экзамен

 
               
Лестницу слегка покачивало ветром, она была прикреплена к трёхногому пилону, поданного с низу подъёмным краном, на семидесяти метровую высоту строящегося объекта Горнообоготительной фабрики. Её вес на первый взгляд оценивался тон в десять девять. И длинная лестница прикреплённая к балке соединяющей эту конструкцию, покачивалась от ветра. Ветер был не сильный. Но здесь на семидесяти метровой высоте, эта качающаяся слегка лестница навевала определённые опасения. И вдруг голос бригадира: - Ну что стоишь салага давай лезь отцепляй кран. Я повернулся, так как понял, что эта бригадирская речь была направленна в мой адрес.  А кому ещё? Я то есть, молодой двадцатилетний монтажник высотник первый день вышел на работу и попал в бригаду молодых монтажников высотников работающих на этой высоте и выполняющих определённую работу. Средний возрастной состав на мой взгляд был где-то двадцать пять, тридцать лет. Бригадир был высокий крепко сложенный парень двадцати пяти годов. Но что интересно в помощниках у него невысокий примерно метр пятьдесят пять плотно упитанный парень с огромными усами, благодаря которым его в бригаде наградили кличкой «Таракан». Но он не обижался на это и относился к этому вполне снисходительно. Но всё это я узнал много позже по мере освоения своего с  рабочей жизнью в бригаде. А сейчас надо было лезть отцеплять кран, а как не хотелось, посмотрев на бригадира, я увидел ещё, что вся бригада прекратила работу и внимательно смотрит на меня, как бы ожидая как я поступлю в этом случае. И я понял, что это своеобразный экзамен для новичка, испытание его на прочность. Поправив монтажный ремень, потуже натянув каску на голову, что бы не слетела при работе, я взялся за перекладину лестницы и медленно полез по ней на верх. Лестница покачивалась, а я лез всё выше, свои ощущения при этом я не берусь пересказывать, но читающий эти строки сам может прекрасно определить, какие они примерно были. Достигнув поперечной балки я сел на неё и вокруг неё зацепил цепь от монтажного пояса и стал медленно передвигаться до первого крюка стропа. Вниз я старался не смотреть стараясь сосредоточится лишь на выполнении работы, но всё моё тело ощущала как эта махина подрагивала от ветра. Первый крюк был отцеплен, я стал передвигаться дальше и посмотрел вниз, бригада стояла внизу, молча покуривая и наблюдала за моими действиями. Справившись с остальными тремя крюками строп, я добрался до лестницы, отцепив пояс от балки стал спускаться вниз.  Ноги мои всё ещё подрагивали, но я старался делать вид что всё нормально, бригада разошлась по своим рабочим местам так ни кто ничего и не высказал вслух, а бригадир прикрепил меня к опытному рабочему в пару, что бы он натаскивал меня  в дальнейшем при производстве работ. И я понял что не все ещё экзамены перед бригадой я сдал. Но самый главный экзамен мною всё таки был сдан. Я мог работать высотником монтажником и хотя ещё не привык к таким высотам но бригада уже видела во мне своего потенциального сотоварища по выполнению таких работ. Прошло время, мне перестали сниться сны которые показывали мне, что я оступившись падаю в проём между плитами с семидесяти метровой высоты, и я уже не вскакивал среди ночи весь мокрый от холодного пота. Я уже свыкся с высотой делал свою работу с удовольствием и охотно. Бригада полностью приняла меня после того как удостоверилась в том что из меня может получится нормальный монтажник высотник. Ну естественно была отмечена и прописка с походом всей бригады в ресторан с моей первой получки, с весёлыми тостами и напутствиями от каждого члена бригады. А что это было нормально мы были молоды, получали приличные деньги за нашу работу и могли позволить себе такие выходы в ресторан всей бригадой. Но одно но мы знали меру и цену того что мы делаем и в качестве кого мы работаем, с высотой шутки не проходят. Работа была скажу в определённых случаях просто экстремальная, мы работали практически в любую погоду и актированных дней при которых мы не могли работать я припоминаю совсем не много. Был Январь месяц, шёл снег и здесь на верху ветер не заставлял себя сдерживать, падающий снег крутился и вылетал из-за всех колон и старался забраться под одежду находя для этого любую возможность. Я сидел на краю плиты, с права и слева меня сияло квадратными дырами два проёма идущими до самого низа, в них наверное предполагалась установка лифтов, но не в этом дело я сидел на краю плиты привязанный монтажной цепью к колоне и закрепив её болтами, стал прихватывать сваркой в нескольких местах подготавливая колону для дальнейшей работы сварщиков которые уже основательно обваривали колону. Падающий и ото всюду летящий снег затруднял видимость и мне часто приходилось приоткрывать сварочный щиток на лице и приглядываться сквозь снег куда правильно направить электрод. Прикрывая маску левой рукой я возможно приоткрыл рукав спецодежды и в рукав задуло горящую искру от сварки. Я продолжал прихватывать колону, но почувствовал что-то неладное происходит с моей левой рукой. Отбросив держак сварки на плиту позади себя, туда же полетел и сварочный щиток защищающий лицо, я стал отцеплять цепь монтажного пояса от колоны замок которой всё не как не хотел открываться и выскальзывал из руки. Наконец-то справившись с ним я стал осторожно отползать назад на плиту если можно так сказать,  двигаясь спиной и  скользя мягким местом по плите, слева и справа два проёма горящая вата в рукаве и снег летящий со всех сторон, да и морозец был немного выше двадцати пяти. Выбравшись на плиту где я мог без опаски встать я стал быстро снимать верхнюю спецодежду, и начал тушить то что осталось от рукава, хорошо, что он тлел а не горел как следует не имея достаточного притока воздуха. Это то и спасло мою руку от нормального ожога. Но пару тройку дней пришлось посидеть дома пока заживала рука.
Мне начинала нравится такая жизнь особенно хорошо было работать на высоте в осенние тёплые вечера, от-туда с верху были хорошо видны летящие стаи уток и гусей пролетающие в стороне от стройки. Иногда бывало наблюдая полёт какой нибудь стаи ты видишь что стая летит прямо на строящийся комбинат, потом видишь как она резко взмывает вверх или отворачивает в сторону встречая на пути эту неожиданную преграду. Скорее всего здесь проходили их старые тропы перелёта с севера на юг и вдруг откуда не возьмись вырос город со своим высоким комбинатом, из-за которого им теперь приходиться менять свои воздушные тропы. И ещё с верху открывалась картина позднего заката снизу с земли лучей солнца уже не наблюдалось а мы всё ещё продолжали ловить их на нашей рабочей высоте монтажников.
                01.10.2018г.


Рецензии