Рецензия на фильм Лолита

Рецензия на фильм Лолита

1997 реж Адриан Лайн(по произведению Набокова )

Проанализировано мной лично по прочитанным описаниям ,комментам и живым обсуждениям .Спойлеры есть!

Я этот фильм смотрела давно и тогда он произвел на меня очень необычное впечатление.Красивая картинка,закадровый голос который погружает в самую глубину ощущений героя Гумберта легкая и мягкая эротика на уровне чувственности.Кадры первой "встречи" у "поливочного шланга" оставляют такой интересный эффект флера,  легкой непринужденности и свободы .
Лолита человек еще не совсем сформировавшийся ,она непосредственна и легка как бабочка на ветру ,но тем не менее она уже что-то познала в своей жизни .Я не берусь говорить о книге так как я ее не читала и сейчас смотрю только то, что было сказано в самом фильме .Вначале- Гумберт говорит о школьных фотографиях девочек на которых почему-то сразу видно ее.. самую выделяющуюся девочку "нимфетку" .У него в молодости было потрясение с его любимой девочкой и первый сексуальный опыт с точки зрения психологии ,этот опыт запоминается в любом случае на всю жизнь и поэтому тот образ навсегда застыл в его голове.А потом она умерла от тифа .Он жил этим образом и не мог его выкинуть из головы и при этом рана его еще не зажила, а может и не смогла бы зажить так как что-то было еще, что мешало это сделать ему.Что может привлекать взрослого мужчину в таких молодых девушках?Ведь в такой разнице в возрасте, в любом случае люди живут на разных плоскостях у них интересы разные и здесь ясно видно, что герой не рассматривает эту девочку как жену и близкого человека .Он видит в ней нечто эфемерное ,в каком то смысле недостижимое и волшебное .Он очень долгое время просто наблюдает за ней ,общается но это общение не для того, чтобы наладить контакт и узнать ее личность для начала каких то отношений,для того чтоб выйти а какой то уровень раз уже у него все равно есть не просто к ней интерес -это общение для получения энергии и вдохновения!Так как герой он это профессор ,творческий человек в какой то степени, хотя доля рациональности по идее должна превышать ..Но Лолита для него это что-то недостижимое им самим, это муза и молодость ибо такой разрыв в их возрасте, только усиливает эту "недосягаемость".К тому же она напоминает ему о той первой девушке и его любви к ней и он как бы отдает ей дань и проживает время с ней,только немного с другой "ней" .Да конечно с точки зрения психолога здесь есть и психические расстройства и не проработанные травмы с которыми человек пытается вступить в отношения новые, но травма мешает ему жить ..
Однако ужас и падение кроется в том, что он делает из этой девочки своего идола ,он ее настолько нафантазировал ,что не может принять реальности .Что она его по сути не любит, она поначалу находится в зависимом положении от него,поскольку он ее воспитывал и содержал.Она воспринимает их отношения как игру, но это оказывается в конечном итоге не только связь полов, а еще и сильная привязка по духу как ни странно они явно больше чем отец и дочь,а так же больше чем даже люди у которых интимные отношения..здесь кроется что то большее .какая то невидимая связь на уровне душ и психологических привязок.Только героиня сама того до конца не осознает.А Гумберт он ее идеализирует и не видит неряшливости,плохого поведения и детского восприятия мира ,для него она как некий ангел.Да и привычка ,позволяет не ощущать дискомфорта в некоторых недостатках партнера .Герои переезжают из города в город..идет время ,а чувства их остаются на одном уровне и не идут к дальнейшему развитию отношений это брак и дети .Потому как герой сам испытывает к этой девочке еще и некоторый отцовский инстинкт.Он по сути и сам не хочет взрослеть ,ощущать себя старым так как в его разуме застыли картины того юного переживания с девочкой, а ему ведь по сути уже 42 года то есть возраст как то ощущаться должен на уровне разума .Поэтому этап в отношениях-прохождение пути к женитьбе и детям у него не мог начаться .А так как отношения стоят на месте, то там образуются застои энергии, которые начинают потом давить на человека-это закон .А Гумберт- он уже хочет присвоить свои фантазии той творческой некой "музы"- Лолиты, себе так как боится ее потерять как и ту девочку он проявляет деспотизм.У духа музы есть тоже свои силы и законы- она свободная как эта Лолита и порхающая как бабочка ее нельзя так просто взять , закрыть в клетку и присвоить себе .Однако в результате его не проработанных страхов( герой этого хотел в каком то смысле он ее любил по взрослому и сильно в отличие от самой ЛОЛИты,которая вцелом потому и ветренна что..свободна..) он начинает ее сильно ревновать ,поднимать руку, он начинает пытаться очеловечить свою же нереальную фантазию-музу, сделать ее живой но такого не может быть в природе законов.Некоторые фантазии должны быть всего лишь фантазиями, но какими ?-Недосягаемыми и прекрасными как летний зной ,таинственными и волшебными как непознанная творческая муза для всех творцов.
Гумберт начинает путаться в своих уже непонятных тех фантазиях в нереальности их воплощений ..он потихоньку начинает сходить с ума ..Он понимает всю тщетность себя и своих желаний с Лолитой ,все больше ощущает отдаление ее и неминуемое ее взросление ,однако все равно желает быть с ней ,словно сумасшедший, хочет воплотить желание ее "оживить" для себя а затем и присвоить.И его ревность обессиливает его ,он конечно замечает,что происходит с Лолитой что-то странное ,она уже не та маленькая девочка она взрослеет и уже опытна она уже усала и ей понятно что не нравится уже все и тот сценарий по которому она жила раньше с Гумбертом ей не интересен уже.Она хочет убежать и уйти от этих отношений ,хочет других этапов ..
Она встречает мужчину-театрального деятеля,(тот мужчина тоже какой то не простой..допустим он грубее и жестче и явно хочет от Лолиты проявления материального как некоторые творцы хотят от "музы", проявлением которой все же является Лолита хотят от своей музы посещающей их и своего ворчества слишком много денежного проявления..)  она его все же полюбила..но как мужчину ,который был и будет посредственным в ее жизни..просто чтобы уже убежатьот той клетки в которую ее хотел посадить Гумберт здесь он уже сильно начинает перегибать .Одного она просто использовала ,за другого вышла замуж и забеременела...она уже и сама стала другой взрослой,опытной и так же когда все это произошло то Губерт увидел ее другой...Выросшей и с животом не той малышкой которой знал ее и так же не той которая могла бы его вдохновлять ...которую он себе придумал и очень хотел чтоб она такой и оставалась... .
В отношениях Лолиты и Гумберта во первых - не было роста ,однако было то особое притяжение, что говорило о связи мужчины и женщины ,ребенка и отца,музы и творца .Особой мистической связи от таинственной музы и мастера -автора.Однако нельзя находиться в фантазиях и пытаться оживить то что должно быть фантазией и посадить в клеку то,что по духу долно быть свободно..Гумберт вкоце концов убил в Лолите то самое прекрасное сам же своими действиями..иначе бы она не стала такой Потому ,что когда он решился на убийство того извращенца - театрального деятеля, который как видимо  хотел украсть его "музу", он попадает в тюрьму и там умирает ,а затем и Лолита тоже потому что муза не может жить без своего творца и так же Лолита уже измененная не может без привязки к Гумберту в плане физическом и моралном .И когда в последней сцене Гумберт говорит ,что в голосах детей- которых он слышит, в особой музыке на том поле,где они резвятся ...нет голоса Лолиты он понимает окончательно ,что она уже взрослая,она на другом этапе ,а он остался прежним и не может осуществить свою фантазию явной, не может повзрослеть сам не может завершить все свои травмы а так же он ощущает ту трагедию возможно которая произошла, но не может понять...(здесь можно взть ипсихологическую тему и мистическую потому что произведене именно говорит о многих смыслах заложенных ..) .Он чувствует, что уйдет .. и муза это чувствует потому, что привязанный дух музы не может жить без своего мастера.Как будто все ниточки порваны и они не могут творить вместе .....они умирают в одном году с Лолитой почти в одно время.....
Р.С Этот фильм можно смотреть нескончаемое количество раз и все время после него остается комок в горле и это не потому что если брать с тяжелых психологических точек зрения о болезнях,о незавершенных травмах ..о том как один человек ради своих желаний и непомерных страстей ..испортил жизнь маленой девочке..Или о музе и мастере ..о том что невозможно оживить свою фантазию,что нельзя приручить музу и оставить ее только себе или использовать в качесве получения материальных благ ..От этого фильма слезы наворачиваются на глаза ,он красив своей картинкой,подбором актеров, невозможно представить других актеров ..хорош и раскрытием темы ,невозможно не заметить скрытых символов говорящих не только о психологической проблеме у главного героя!

.......................................................
24 09 18


Рецензии
Глория, вы лучший защитник Гумберта, которого как ни называют Но педофилом -факт.
Жаль ваш анализ на одном фильме основан и есть еще фильм Стенли Кубрика 1962 года - минимум эротики. Но лучшее - это книга Набокова и без нее аналитика - не полна. Спасибо за оригиналность подхода.

Наталья Гончарова 5   08.11.2018 03:52     Заявить о нарушении
Да я знаю ,что есть фильм Кубрика но я оценивала конкретно именно этот фильм потому что он мне нравится атмосферой и цветом ,передачей эмоций актеров они мне тоже нравятся именно тут.Тут фильм именно мной оценивается как просто кино которое рассказывает историю не книга ..Книга и другой фильм тоже было бы интересно оценить и сравнить что хорошо сделано а что плохо но цель моя была именно конкретно этот фильм взять и оценить.Тут не только мои собственные мысли, а еще и мысли моего учителя по кино .

Глория Мунди 2   08.11.2018 14:26   Заявить о нарушении
Кстати даже Набоков не выдает Гумберта как - педофила скажем так он его выдает как мужчину ,который творческой натуры и ищет вдохновения в девочке он не хочет ее конкретно сексуально, а хочет как обьект для вдохновения ..тут даже больше не педофилия а псих расстройство личности -психопатия может итп.Ибо он эту девочку как вещь держит дома чтоб она его фантазии сумасшедшего творческого гения выполняла .А если бы он был бы педофилом конкретно то он бы ее только хотел поиметь и все у педофилов только эта цель..но все равно тут явно у него не все в порядке с психикой просто в другой стезе на фоне травмы это я привела в пример - травма детства с его незаконченной любовью - девочкой которая умерла от тифа а Лолита его некий гештальт ..

Глория Мунди 2   08.11.2018 14:34   Заявить о нарушении
Мне понравились ваши работы - женщина мыслящая свободно и оригинально.
И жаль, тексты трудно читаемы, их хорошо бы поправить- разбить на абзацы... части... пояснения нужны тоже. Но то мое мнение, как читателя, Глория, с наилучшими пожеланиями.

Наталья Гончарова 5   08.11.2018 15:13   Заявить о нарушении