Рецензия на фильм Лолита
1997 реж Адриан Лайн(по произведению Набокова )
Проанализировано мной лично по прочитанным описаниям ,комментам и живым обсуждениям .Спойлеры есть!
Я этот фильм смотрела давно и тогда он произвел на меня очень необычное впечатление.Красивая картинка,закадровый голос который погружает в самую глубину ощущений героя Гумберта легкая и мягкая эротика на уровне чувственности.Кадры первой "встречи" у "поливочного шланга" оставляют такой интересный эффект флера, легкой непринужденности и свободы .
Лолита человек еще не совсем сформировавшийся ,она непосредственна и легка как бабочка на ветру ,но тем не менее она уже что-то познала в своей жизни .Я не берусь говорить о книге так как я ее не читала и сейчас смотрю только то, что было сказано в самом фильме .Вначале- Гумберт говорит о школьных фотографиях девочек на которых почему-то сразу видно ее.. самую выделяющуюся девочку "нимфетку" .У него в молодости было потрясение с его любимой девочкой и первый сексуальный опыт с точки зрения психологии ,этот опыт запоминается в любом случае на всю жизнь и поэтому тот образ навсегда застыл в его голове.А потом она умерла от тифа .Он жил этим образом и не мог его выкинуть из головы и при этом рана его еще не зажила, а может и не смогла бы зажить так как что-то было еще, что мешало это сделать ему.Что может привлекать взрослого мужчину в таких молодых девушках?Ведь в такой разнице в возрасте, в любом случае люди живут на разных плоскостях у них интересы разные и здесь ясно видно, что герой не рассматривает эту девочку как жену и близкого человека .Он видит в ней нечто эфемерное ,в каком то смысле недостижимое и волшебное .Он очень долгое время просто наблюдает за ней ,общается но это общение не для того, чтобы наладить контакт и узнать ее личность для начала каких то отношений,для того чтоб выйти а какой то уровень раз уже у него все равно есть не просто к ней интерес -это общение для получения энергии и вдохновения!Так как герой он это профессор ,творческий человек в какой то степени, хотя доля рациональности по идее должна превышать ..Но Лолита для него это что-то недостижимое им самим, это муза и молодость ибо такой разрыв в их возрасте, только усиливает эту "недосягаемость".К тому же она напоминает ему о той первой девушке и его любви к ней и он как бы отдает ей дань и проживает время с ней,только немного с другой "ней" .Да конечно с точки зрения психолога здесь есть и психические расстройства и не проработанные травмы с которыми человек пытается вступить в отношения новые, но травма мешает ему жить ..
Однако ужас и падение кроется в том, что он делает из этой девочки своего идола ,он ее настолько нафантазировал ,что не может принять реальности .Что она его по сути не любит, она поначалу находится в зависимом положении от него,поскольку он ее воспитывал и содержал.Она воспринимает их отношения как игру, но это оказывается в конечном итоге не только связь полов, а еще и сильная привязка по духу как ни странно они явно больше чем отец и дочь,а так же больше чем даже люди у которых интимные отношения..здесь кроется что то большее .какая то невидимая связь на уровне душ и психологических привязок.Только героиня сама того до конца не осознает.А Гумберт он ее идеализирует и не видит неряшливости,плохого поведения и детского восприятия мира ,для него она как некий ангел.Да и привычка ,позволяет не ощущать дискомфорта в некоторых недостатках партнера .Герои переезжают из города в город..идет время ,а чувства их остаются на одном уровне и не идут к дальнейшему развитию отношений это брак и дети .Потому как герой сам испытывает к этой девочке еще и некоторый отцовский инстинкт.Он по сути и сам не хочет взрослеть ,ощущать себя старым так как в его разуме застыли картины того юного переживания с девочкой, а ему ведь по сути уже 42 года то есть возраст как то ощущаться должен на уровне разума .Поэтому этап в отношениях-прохождение пути к женитьбе и детям у него не мог начаться .А так как отношения стоят на месте, то там образуются застои энергии, которые начинают потом давить на человека-это закон .А Гумберт- он уже хочет присвоить свои фантазии той творческой некой "музы"- Лолиты, себе так как боится ее потерять как и ту девочку он проявляет деспотизм.У духа музы есть тоже свои силы и законы- она свободная как эта Лолита и порхающая как бабочка ее нельзя так просто взять , закрыть в клетку и присвоить себе .Однако в результате его не проработанных страхов( герой этого хотел в каком то смысле он ее любил по взрослому и сильно в отличие от самой ЛОЛИты,которая вцелом потому и ветренна что..свободна..) он начинает ее сильно ревновать ,поднимать руку, он начинает пытаться очеловечить свою же нереальную фантазию-музу, сделать ее живой но такого не может быть в природе законов.Некоторые фантазии должны быть всего лишь фантазиями, но какими ?-Недосягаемыми и прекрасными как летний зной ,таинственными и волшебными как непознанная творческая муза для всех творцов.
Гумберт начинает путаться в своих уже непонятных тех фантазиях в нереальности их воплощений ..он потихоньку начинает сходить с ума ..Он понимает всю тщетность себя и своих желаний с Лолитой ,все больше ощущает отдаление ее и неминуемое ее взросление ,однако все равно желает быть с ней ,словно сумасшедший, хочет воплотить желание ее "оживить" для себя а затем и присвоить.И его ревность обессиливает его ,он конечно замечает,что происходит с Лолитой что-то странное ,она уже не та маленькая девочка она взрослеет и уже опытна она уже усала и ей понятно что не нравится уже все и тот сценарий по которому она жила раньше с Гумбертом ей не интересен уже.Она хочет убежать и уйти от этих отношений ,хочет других этапов ..
Она встречает мужчину-театрального деятеля,(тот мужчина тоже какой то не простой..допустим он грубее и жестче и явно хочет от Лолиты проявления материального как некоторые творцы хотят от "музы", проявлением которой все же является Лолита хотят от своей музы посещающей их и своего ворчества слишком много денежного проявления..) она его все же полюбила..но как мужчину ,который был и будет посредственным в ее жизни..просто чтобы уже убежатьот той клетки в которую ее хотел посадить Гумберт здесь он уже сильно начинает перегибать .Одного она просто использовала ,за другого вышла замуж и забеременела...она уже и сама стала другой взрослой,опытной и так же когда все это произошло то Губерт увидел ее другой...Выросшей и с животом не той малышкой которой знал ее и так же не той которая могла бы его вдохновлять ...которую он себе придумал и очень хотел чтоб она такой и оставалась... .
В отношениях Лолиты и Гумберта во первых - не было роста ,однако было то особое притяжение, что говорило о связи мужчины и женщины ,ребенка и отца,музы и творца .Особой мистической связи от таинственной музы и мастера -автора.Однако нельзя находиться в фантазиях и пытаться оживить то что должно быть фантазией и посадить в клеку то,что по духу долно быть свободно..Гумберт вкоце концов убил в Лолите то самое прекрасное сам же своими действиями..иначе бы она не стала такой Потому ,что когда он решился на убийство того извращенца - театрального деятеля, который как видимо хотел украсть его "музу", он попадает в тюрьму и там умирает ,а затем и Лолита тоже потому что муза не может жить без своего творца и так же Лолита уже измененная не может без привязки к Гумберту в плане физическом и моралном .И когда в последней сцене Гумберт говорит ,что в голосах детей- которых он слышит, в особой музыке на том поле,где они резвятся ...нет голоса Лолиты он понимает окончательно ,что она уже взрослая,она на другом этапе ,а он остался прежним и не может осуществить свою фантазию явной, не может повзрослеть сам не может завершить все свои травмы а так же он ощущает ту трагедию возможно которая произошла, но не может понять...(здесь можно взть ипсихологическую тему и мистическую потому что произведене именно говорит о многих смыслах заложенных ..) .Он чувствует, что уйдет .. и муза это чувствует потому, что привязанный дух музы не может жить без своего мастера.Как будто все ниточки порваны и они не могут творить вместе .....они умирают в одном году с Лолитой почти в одно время.....
Р.С Этот фильм можно смотреть нескончаемое количество раз и все время после него остается комок в горле и это не потому что если брать с тяжелых психологических точек зрения о болезнях,о незавершенных травмах ..о том как один человек ради своих желаний и непомерных страстей ..испортил жизнь маленой девочке..Или о музе и мастере ..о том что невозможно оживить свою фантазию,что нельзя приручить музу и оставить ее только себе или использовать в качесве получения материальных благ ..От этого фильма слезы наворачиваются на глаза ,он красив своей картинкой,подбором актеров, невозможно представить других актеров ..хорош и раскрытием темы ,невозможно не заметить скрытых символов говорящих не только о психологической проблеме у главного героя!
.......................................................
24 09 18
Свидетельство о публикации №218100100977
Жаль ваш анализ на одном фильме основан и есть еще фильм Стенли Кубрика 1962 года - минимум эротики. Но лучшее - это книга Набокова и без нее аналитика - не полна. Спасибо за оригиналность подхода.
Наталья Гончарова 5 08.11.2018 03:52 Заявить о нарушении
Глория Мунди 2 08.11.2018 14:26 Заявить о нарушении
Глория Мунди 2 08.11.2018 14:34 Заявить о нарушении
И жаль, тексты трудно читаемы, их хорошо бы поправить- разбить на абзацы... части... пояснения нужны тоже. Но то мое мнение, как читателя, Глория, с наилучшими пожеланиями.
Наталья Гончарова 5 08.11.2018 15:13 Заявить о нарушении