Психологическое понимание истории

         Понимание это идеаторная форма познания, знание, заключённое в понятиях. Кроме неё существует сенсорная форма познания, это знание, заключённое в феноменах – ощущениях. Если первая форма есть только у человека, то вторая есть у животных.
         Различают материалистическое, идеалистическое и религиозное  понимание истории. Основоположником первого понимания истории является К.Маркс, второго – Г.Гегель, а третьего – святые отцы средних веков.
         Суть понимания истории заключена в ответе на вопрос, кто творит историю, в чём состоят движущие силы истории, это одна сила, или несколько взаимодействующих сил?
         Ответ на данный вопрос осложняется подразделением истории на священную и мировую, так сказать, на историю небесного и земного царства. Ещё больше осложняет ответ появление идеи и практики построения небесного царства на земле, коммунизма.
         Как известно, построению коммунизма на земле предшествовало создание коммунистических проектов, марксистского и анархического, а также борьба между ними, приведшая к столкновению большевиков и махновцев после революций в России 1917 года.
         И вот этот коммунистический опыт, а также история войны национал-социалистов с коммунистами, социал-демократами и либералами подводит к мысли о том, что движущей силой социальной истории являются люди, вооружённые проектом, раскрывающим не только их цели и задачи, но желания и устремления.
         Короче, есть то, что побуждает людей к свершению истории, то есть причина, заставляющая, принуждающая людей быть деятельными, совершать идеаторно-моторные действия. Если эту причину назвать нуждой, можно увидеть внутренний и внешний её аспекты как угрозы существованию.
         Нужда в существовании людей выражается в нужде в природных ресурсах – воздухе, воде, пище и т.д. В случае отчуждения от них внешняя угроза существованию переходит во внутреннюю угрозу – в недостаток кислорода, воды, белков, жиров и углеводов в организме.
         Короче говоря, когда были изобретены частная собственность и выгода, родовые отношения стали разрушаться экономическими отношениями. И на месте родоплеменного строя появился рабовладельческий строй с рабами – людьми, отчуждёнными от земли, при помощи которой они добывали себе средства существования.
         Обычно рабовладельческий строй изображают как рабовладельческую демократию, которая сопровождалась небесной политеократией. Устройство земного града было копией устройства града небесного, так сказать, проекта, в котором властвовал пантеон богов.
         Земных богов выбирали себе свободные люди, но не рабы. Этим немногим выборным лицам отдавалась воля большинства граждан страны, превращаясь во власть над ними. Данная форма правления называется рабовладельческой олигархией. Рабовладельческой демократией её называть не правильно. Класс «свободных» в данном случае лишь допускался до выборов, но никто из этого малоимущего класса не избирался во власть. Участие их в выборах было нужно для согласия, классового консенсуса. Выборы имитировали причастность малоимущего большинства к выборной власти из меньшинства
         Как можно видеть, политеизм служил рабовладельческой олигархии религиозно-идеологическим обоснованием социального проекта. Основатели этого проекта имели мышление, приводившее богов пантеона к нежелательным конфликтам, нарушающим божественное единство, гармонию.
         Как бы в соответствие с небесным проектом земные избранные боги, олигархи неустанно боролись между собой за власть и собственность на землю, рабов. В результате целостность социальной системы нарушалась. Точнее, социальный мир был разорван и имел вид управляемого хаоса.
         Получалось, что разорванный мир определяло разорванное мышление, пока у кого-то не родилась мысль заменить пантеон богов на одного бога, а олигархию на монархию. Так появилось новое мышление, вступившее в борьбу с прежним мышлением. Появилась религиозная война с язычеством и борьба за монархию.
         Монотеизм стал религиозно-идеологическим обоснованием монархического, феодального социального проекта. Мир приобрёл монархическую целостность, а мышление стало монистичным, опирающимся не на кривую, а на традиционную логику. Монотеизм запрещал ссудный процент, значит, кривую логику в мышлении, эклектику.
         Так всё было, пока в недрах феодализма не зародился и набрал силу другой, капиталистический мир с другими антагонистическими классами. Война миров закончилась низложением феодальных монархий капиталистическими олигархиями.
         В духовном мире вновь возобладала эклектика с кривой логикой в основе. Однако эклектическая идеология лишилась религиозности, сакральности. Она стала секулярной, научной. Религии сохранили на условии, если они будут объяснять прихожанам, что всё, что твориться в мировой олигархии под названием глобализм есть проявление воли божьей.
         По исторической логике олигархический капитализм должен был смениться монархическим капитализмом, что и произошло в 1917, но только не во всём мире из-за отказа бывшего семинариста И.Сталина от мировой революции, из-за разгрома троцкистов и троцкизма как идеологии. Ход истории потерял последовательность. И теперь трудно сказать, что будет дальше.
         Понятно, что эклектика заведёт олигархический капитализм в полную анархию. Разорванность мира станет идти по нарастающей, пока он окончательно не рассыплется. Ну и естественно, чтобы его собрать вновь потребуется новый проект. Однако политические партии современности тяготеют к старым проектам. И это создаёт проблему.


Рецензии