4. То, что память хранит

У тёти Тамары был небольшой огородик под горой Самород, за мостом через Зушу, который, по рассказам старожилов, ещё пленные немцы строили (сейчас на его месте новый мост), возле речушки Мцна у подножья горы. А на горе в те годы стоял на постаменте танк. Однажды мы с ней и Геной отправились туда выкапывать урожай картошки. Взяли, как и положено, лопату, ведро и тележку на четырёх колёсах.
 
Урожай был не велик, погрузили всё на эту телегу и потащили. Тележка то и дело цеплялась за металлические конструкции моста – слишком узкой была пешеходная дорожка на мосту. Это было в первый год моей жизни в Мценске. Потом огородик забросили. Сильной необходимости обрабатывать его не было – мои родители привозили тёте Тамаре по осени картошку и все овощи со своего огорода. И на моё питание добавляли ещё ежемесячно по 30 рублей. Помню один разговор мамы с тётей Тамарой, где тётя Тамара пыталась отказаться от этих денег, потому что и так много привозим постоянно разных продуктов – и овощи, и фрукты, и мясо. Но мама была непреклонна:
- Бери без разговоров! Лишними не будут. Так мне спокойнее.

А вот насколько ей было неспокойно – могу понять лишь сейчас, и то отчасти. В том, что мы жили с братом вдали от дома, сами мы не видели ничего особенного – не одни такие были. Да и в детстве всем хочется поскорее вырасти. А тут – сразу самостоятельность наступает, и карманные деньги выделяют родители, и ответственность какая-никакая наступает. Тогда не задумывалась, что родителям было нелегко отпускать нас от себя ещё совсем детьми. В то время не было мобильников, без которых сегодня не можем представить себе жизнь, ничего не знали и об интернете.

Вопрос о покупке дома в городе однажды вставал, насколько я помню. Мы с мамой и папиной племянницей ходили смотреть дом в Мценске. Не знаю почему. Но его не купили. Скорее всего – нельзя было тогда иметь второе жильё, у родителей был новый дом в деревне. А переезжать не собирались. Там у родителей была ответственная работа, налаженная жизнь.

Но вернёмся в квартиру №2 дома №30 по улице Мира.
Когда я делала уроки, сидя за столом у окна, время от времени бросала взгляд вдаль. А там виднелись купола Храма, шпиль на одном из зданий накренился, и долго ещё находился в таком опасном положении. Весь город гадал:

- Упадёт-не упадёт…

Долго ждали, несколько лет, пока, наконец, он  упал, произошло это ночью, никто не пострадал. Но это я опять сильно забежала вперёд. В доме№30 я жила около полутора лет. А потом тёте Тамаре, которая работала на заводе «Вторцветмет», в какой-то вредной для здоровья лаборатории (на пенсию уйдёт в 45 лет), дали двухкомнатную квартиру в новом доме в 1-м микрорайоне.

К переезду готовились заранее, упаковывали вещи. Но особенно запомнилось, как мы втроём, тётя Тамара, Гена и я, везли на детских санках полированный шифоньер…  Частично его разобрали. Но, видимо, открутить удалось не все винтики, основание и задняя стенка шкафа никак не захотели разъединяться. И вот такой непонятный, растопырчатый предмет мы катим по вечернему городу. Прохожие с любопытством смотрят на нас, силясь понять, что это? А нам весело! Благополучно довезли, между прочим, и затащили на второй этаж.

В памяти осталось это непередаваемое ощущение, когда входишь в новый дом, только что построенный, ещё не выветрился запах краски и новизны. На двери подъезда висел список жильцов с указанием номера квартиры. В те годы строили много и быстро, крупнопанельные дома, правил давно уже Брежнев, но дома по привычке называли хрущёвками. И для очень многих семей переехать в такую квартиру было счастьем, как и для нас. Здесь были все удобства, проблема с туалетом отпала сама собой. Вскоре появился у тёти Тамары телевизор, но ушло лото и диафильмы.

http://www.proza.ru/2018/10/02/1123


Рецензии
Для меня чувство нового жилья в детстве и юности было дважды: когда получили однокомнатную квартиру в Дагде в новом двухэтажном деревянном доме на два подъезда, там было трудно жить: две кровати в одной комнате, одна для родителей, вторая для нас, детей, мама подставляла на ночь табуретки к кровати, старую одежду, мы с братом спали с краёв, а наши сестрички Аллочка и Лидочка, в серединке... Потом мы переехали во вторую половину Аптеки, там уже были две большие комнаты и кухня, а когда построили в Дагде новый двухэтажный восьмиквартирный дом, мы там получили трёхкомнатную квартиру, я о ней Вам, Вера, уже написал, тогда вместе с нами ещё жила бабушка Мальвина и её внук Вовка, т.е. нас всего было восемь человек... Р.Р.

Роман Рассветов   22.04.2021 16:20     Заявить о нарушении
В 70-е годы в городке моего детства, Мценске, повсюду шла стройка, крупнопанельные дома возводились быстро, люди рады были квартирам со смежными комнатами, с маленькой кухней. Но со всеми удобствами. Какой-то подъём, радость была в народе.

Вера Полуляк   23.04.2021 10:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.