5. Прабабушка

Я уже упоминала, что у нас была прабабушка в Мценске. Она очень любила свою внучку, мою маму. Переживала, что любимая внучка будет работать и жить в деревне, но так сложилась жизнь…

Когда пришло время брату учиться в городе, прабабушка взяла его к себе, хотя жила в стеснённых условиях. У неё сначала была комнатка в частном, обветшалом  доме возле той самой заброшенной церквушки, на падающий шпиль которой я смотрела из окна дома №30 по улице Мира.

Потом этот, прабабушкин, дом снесли, она получила комнату в двухкомнатной квартире в 1-м микрорайоне. Комната маленькая – метров 9-12.По сути - это была коммунальная квартира. Брат мой переехал вместе с прабабушкой и жил с ней, до самого её ухода из жизни.

Случилось это печальное событие в 1971 году 28 октября. Дата точная вовсе не потому, что у меня такая феноменальная память. Я её списала со Свидетельства о смерти, которое хранилось в маминых документах…

А день похорон помню хорошо, это были первые в моей жизни похороны родного человека. Помню разговоры взрослых о том, что прабабушка просила её хоронить без музыки, в 70-е годы было принято нанимать оркестр, и вся округа наполнялась пронзительными звуками. Мама выполнила наказ своей бабушки, наша небольшая похоронная процессия шла тихо, в скорбном молчании. А у меня в голове почему-то всё крутилась строчка популярной в те годы песни:

- Детство моё, постой. Погоди, не спеши.
Дай мне ответ простой: что там впереди.
Ты погоди, погоди уходить навсегда…

На этой строчке мне становилось совсем грустно и тревожно. Пыталась отогнать от себя эту песню ещё и потому, что не время для песен в такой ситуации. Но строчка назойливо крутилась в голове. Возможно, это была подсознательная защитная реакция организма, позволяющая отвлечь ребёнка от печальной реальности?  Как результат – подробностей похорон я совсем не помню, помню только себя, идущей вместе со всеми родными, и эту навязчиво прицепившуюся строчку из песни.

А строка эта ярко отражала всю остроту момента -  очень важное что-то вместе с родным по крови человеком уходило в те мгновения от меня навсегда…

Сегодня на старом Харлампиевском кладбище*, что в центральной части Мценска, покоится прах четверых наших прародителей – прадедушка и прабабушка, дедушка и бабушка…

После похорон мама пыталась сохранить жилплощадь для своего ребёнка-старшеклассника, моего брата, но сделать это Советские законы того времени не позволили, и комната через некоторое время отошла то ли вредной соседке, то ли государству. Скорее всего, в это самое время и предпринималась попытка купить частный дом в Мценске, о которой я упоминала ранее, но тоже не получилось. И моему брату пришлось последний школьный год жить по другому адресу у других родственников…

А я - в семье тёти Тамары проживала до окончания школы.

на фото автора - та самая церковь, возле которой когда-то жила моя прабабушка, идёт реставрация, снимок сделан в 2017 году
"Крестовоздвиженская (Никитская).
Улица Никитская, теперь – Карла Маркса, 30.
Кирпичная однокупольная церковь с ярусной колокольней. Тёплые приделы в трапезной Никитский и Мироносицкий. Построена в 1810-1818 на средства местного купца И. Н. Барыкова по проекту арх. А. И. Мельникова. Закрыта в 1930-х, пострадала во время войны (разрушены своды трапезной), в 1973 обрушился шпиль колокольни. В 1976 были начаты реставрационные работы (до конца не доведены). В 1999 возвращена верующим, медленно восстанавливается". (temples.ru)

,,,,,
* Преображенская (Харлампиевская)церковь.
1845.
Улица Харлампиевская, теперь – Колхозная.
Кирпичная однокупольная церковь в стиле позднего классицизма с боковыми портиками, трапезной и колокольней, построенная в 1835-1845. Приделы в трапезной Скорбященский и Харлампиевский. Закрыта в 1938, повреждена в войну, позже алтарь, трапезная и колокольня разобраны. Уцелел только основной объём, ныне пустующий (temples.ru).


http://www.proza.ru/2018/10/02/1133


Рецензии
Хоронить родных очень трудно и больно... Отчётливо помню похороны бабушки Мальвины до сих пор... Р.Р.

Роман Рассветов   22.04.2021 17:07     Заявить о нарушении
Это в моей жизни были первые похороны родного человека.

Вера Полуляк   23.04.2021 10:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.