C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

7. Их не воротишь назад

Школьные годы чудесные.
С дружбою, с книгою, с песнею,
Как они быстро летят…

Слова этого вальса на стихи Е. Долматовского бережно выводила ручкой на альбоме с фотографиями наша классная руководительница Раиса Григорьевна Коробкова. Как давно это было…

…Разве они пролетят без следа?

Нет, не забылось ничто. Память хранит и коридоры школы, и лица учителей, и участие в моей жизни и судьбе людей, ставших близкими и родными.

На каникулы я уезжала домой. Летом и Гена часто жил у нас, он был единственным мужчиной в своей семье, и с детских лет стремился помощь маме и бабушке, по его просьбе мой папа находил ему подработку в мастерских, он увлекался техникой. А наши с Геной отношения навсегда остались, уважительными,  родственными – как бы названные брат и сестра, или друзья детства…

Когда мы учились в старших классах, в жизни тёти Тамары появился дядя Лёша. Семья увеличилась, но, по-прежнему, жили все дружно.

Вот как-то так, с Божьей помощью, под звуки маршей строителей коммунизма, с пионерскими песнями и комсомольским задором прошли мои школьные годы в Мценске, в семье тёти Тамары.

После выпускного бала я покинула Мценск. Но память бережно хранит всё, что связано с ним. Там прошла весна моей жизни.

Сейчас город изменился, стал краше, появились новые микрорайоны, новые улицы. Одна из улиц носит имя моего одноклассника Александра Шаболкина. Ему было всего 32 года, когда погиб, спасая в конце зимы тонущих в Зуше двух девочек. Шутник, балагур, жизнерадостный добрый парень – таким он остался в моей памяти навсегда. После выпускного я его больше не видела.

Во Мценске бываю лишь изредка. Но всякий раз ноги сами ведут меня туда, где прошло школьное детство.  Дом №30 на улице Мира сохранился, но сильно видоизменился, вход во двор закрыт забором. Первый этаж, убрав перегородки между бывшими квартирами №1 и №2, занял ювелирный магазин…

Нет больше той квартиры, где начиналась моя жизнь в городе Мценске, как нет уже и той страны, в которой прошло школьное детство.  Жили тогда все приблизительно одинаково, не богато, но не было нищих и бездомных, не было беспризорных детей.

Анекдоты того времени:
Продовольственный магазин. К прилавку мясного отдела подходит покупатель.
— У вас рыбы нет?
— Гра-а-жданин, у нас МЯСА НЕТ! А РЫБЫ НЕТ вон в то-о-м отделе, рыбном.

— Леонид Ильич, идем к коммунизму, а есть нечего!
— А в дороге кормить никто не обещал.

Никсон спрашивает Брежнева:
— Как вам удается организовать плановое централизованное снабжение такой огромной страны?
— Все везем в Москву, а оттуда сами развозят.

Так и было - в столицу народ из близлежащих областей регулярно ездил за продуктами.

В день Последнего Звонка мы с Олей решили сфотографироваться на память в фотоателье. Чтобы подчеркнуть неповторимость момента,  извлекли на свет забытые банты. Конечно, у меня уже давно не было косичек, а накануне торжественной линейки я ещё коротко постриглась, так что второй бант к моей причёске прицепить не удалось. Но эта мелкая неприятность ничуть не огорчала, лёгкая грусть подкрадывалась к сердцу по другой причине – детство уходило, теперь уже навсегда, в неведомые дали.

Жизнь моя после школы…
Она бывает разной.
Но это моя жизнь –
единственная и неповторимая!
Люблю встречать рассвет и провожать день на закате,
люблю все времена года, все дни недели, каждый час, каждый миг!

http://www.proza.ru/2018/10/02/1146


Рецензии
Да, Вера, самое слабое звено социализма - это нехватка продовольствия, хотя и одежда, и обувь, и мебель - с этим тоже были большие проблемы. Только прочитав на "прозе" Андрея Геннадиевича Демидова я по-настоящему понял, что правящая верхушка страны сознательно и целеустремлённо вела дело к разрушению социализма и развалу страны, а для этого, прежде всего, необходимо было вызвать массовое недовольство народа, и самый лучший способ - это создать тотальный дефицит всего, что они успешно и делали, вывозя эшелонами за границу продовольствие, бытовую технику, телевизоры, одежду и обувь... Р.Р.

Роман Рассветов   22.04.2021 17:39     Заявить о нарушении
Народ как-то приспособился, привык к тому, что нужно хотя бы раз в месяц съездить в Москву и закупить продуктов, заполнить холодильник, морозилку. И нормально. Москва от нас недалеко. Воспринималось, как должное. Молоко, хлеб, рыба недорогая - всё это можно было купить и рядом с домом. Но когда в конце 80-х продукты совсем пропали из магазинов, пустые полки, талоны - это был уже кошмар. У меня грудной ребёнок, а ничего купить не могла, огромные очереди, чтобы купить что-то по талонам...
И, да, тогда были слухи, что продукты специально уничтожают, чтобы вызвать недовольство народа.
Как-то пережили и это...

С уважением и теплом,,

Вера Полуляк   23.04.2021 10:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.