Смерть Христова, сущность и существование

                ***               

Как ужасающи картины Ренессанса! А когда они изображают мертвого Христа, величие ужаса преодолевает любые границы, положенные человеческим разумом и чувствами. И глядя сейчас на картину Монтаньяны, написанную в 1480, я чувствую, что чувства перестают быть чувствами; сознание прекращает быть сознанием, и становится сознанием Смерти, жизнь не может быть жизнью, а существует лишь расставание с жизнью на Голгофе. Очи Иисусовы закрыты, но самое ужасное то, что они закрыты не полностью, и я даже не уверен, - полностью или нет. В этом и состоит самый большой ужас. Потому что если священные очи всеведущего Владыки закрыты не полностью, то я могу смотреть в эту тьму, в эту бездну, в этот провал ничто, по сравнению с которым тьма и бездна в начале творения будут невыносимо слепящим светом. Я могу смотреть, и спрашивать себя: а вдруг там ничего нет? Нет Бога, нет воплощения в человеке, непорочного зачатия, насыщения голодных, воскрешения мертвых и сияния на горе перед апостолами? Да понимаете ли вы, что самый жестокий атеизм перед лицом этих полузакрытых век есть самая неистовая и фанатичная вера в Бога? И если вы проникли в эту ночь, в эту бесконечную щель и бездонный колодец, то уже не выйдете никогда; но вам надо быть там, где отсутствие Бога нельзя стерпеть и мгновения, надо погрузиться в Его уста, разомкнутые в момент гибели. Господи, устне мое отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою: и эти мертвые уста Иисуса, посреди которых зияет чернота, хвалят Бога так, как еще не слышали и ангелы с момента начала мира; и теперь ты проникаешь в эту черноту, ощущаешь эту застылость мертвого Божьего Тела, разорвавшееся сердце Создателя вселенной, никуда не движущуюся искупительную Кровь, которая уже свернулась листом Мебиуса, ибо Умерший – Бог и Человек, две субстанции в одной Личности. Потоотделение сохраняется и в случае смерти; и выходя из уст Христовых, ничего не вдыхающих и не выдыхающих, ощущай, душа, этот пот, пролитый ради тебя еще в Гефсимании, когда он был похож на капли крови; и пусть холод этого пота поглотит тебя до самых глубин; и взирая на Мать, обнимающую тело Усопшего Сына, представь, как Иисус говорил ей, встретив Богородицу во время несения Креста: Мати, Мати, Моя душа скоро покинет Меня и не покинет; она станет адом, и ад станет душою Моею; Я стал человеком, чтобы идти от несуществования к Существованию; Я, Сущность, которая не может не существовать, родился сущностью, которая может не существовать; и по Своей воле стал Тем, кто не может не умереть, не может существовать, будучи Сущим и Словом, Которое было в начале. Я, необходимо Сущий, стал возможным сущим, которое когда-то не существовало, и потом перестанет существовать;  и в то же время эта сущность будет существовать и в Смерти, ибо Моя плоть, закланная от создания мира, и Моя душа, которой предстоит спуститься в преисподнюю, и Моя Кровь, что превратится из текущей в возлежащую, - останутся человеческими все времена божественного унижения. О, мука существования к несуществованию! И, однако, Я призван пройти через самое совершенное несуществование в мире, чтобы Моя сущность, связанная с существованием лишь по возможности, стала существованием по необходимости, ибо божественная воля не может сделать воскресшую Плоть несуществующей, - не по принуждению, а по любви; Я, Существующий, и Само Существование, не должен существовать в Смерти; и это для того, чтобы Моя сущность, которой не было, существовала, и прекратила быть, не прекращая существовать, - совпала с Моим человеческим существованием по промыслу Божьему; это и есть Воскресение, Мати Моя Всечистая; когда причины тождественны следствиям, и тьма стала светом; Моя человеческая сущность не может существовать в силу себя самой; но поскольку она Моя сущность, - когда воскресну, - она не может не существовать.
 ..И ощущая всепроникающий мрак приотворенных уст и очей Скончавшегося Господа, - безумный разум, бессердечное сердце, душа, вышедшая из себя самой, и тело, расторгнувшее связи с телом, - чувствуй только Существующего как Несушествующего и Несуществующего как Существующего; знай только Того Сущего, Чьи  Кровь и Плоть не существуют как те Кровь и Плоть, что вкушали апостолы на Вечере; и это существование было совлечено на Кресте как одежды Иисуса; но знай и Того Сущего, Чьи Плоть и Кровь обрели существование которое не может не быть существованием, и этот Воскресший Господь всегда в твоей Церкви. Аминь.


Рецензии
"знай только Того Сущего, Чьи Кровь и Плоть не существуют как те Кровь и Плоть, что вкушали апостолы на Вечере" - существование в несуществовании получается. Это, наверное, сложнее всего понять и принять. Еще сложнее осмыслить, что Христос стоит за каждым мужчиной и Его образ перед каждой женщиной. Вспоминала один протестантский фильм. Не смотрела полностью, обрывки только. Но меня там поразило то, что Христос не Богочеловек, а сын женщины Марии. Хватило нескольких минут, и выключила. За Христом всегда ощущалась сила и решительность, я бы даже сказала безапелляционность Бога, даже в тот момент, когда Он должен был принять распятие, а в фильме Христос был нерешительным парнем как будто, очень зависящим от матери. Как будто сейчас эта идея приняла размеры все пожирающей Горгоны. Желание матриархата, который провален по своей сути.

Алевтина Ремаркина   12.01.2023 02:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.