Заступился за крестьян

Гражданская война – сложное время в истории нашего Отечества, а для тамбовской земли в особенности. В 1918 году началась волна массовых крестьянских волнений, которая повлекла жёсткую реакцию со стороны укреплявшей позиции советской власти. Многочисленные расстрелы, жестокие расправы, показательные казни, священнослужителей, верующих мирян, и даже не проявляющих религиозного рвения, но не поддерживающих новые порядки ремесленников и крестьян потрясают.
В числе первых жертв, пострадавших за веру Христову от рук советской власти был священник, настоятель Покровской церкви с. Вышенка Тимофей Яковлевич Рудовский.
Сведений, сохранившихся об этом необыкновенном человеке, активном церковном деятеле, немного. Внук отца Тимофея, Борис Рудовский пишет: «Исстари существовала традиция давать выпускникам семинарии новую фамилию, исходя из разных признаков, в частности, из названия места рождения. Изначальной фамилией Тимофея Яковлевича была Родин, а фамилия «Рудовский» связана, несомненно, с названием села Рудовка, соседнего с Вышенкой».
Тимофей Яковлевич появился на свет в 1863 году в Тамбовской губернии, вероятно, в семье священника или другого церковнослужителя. Известно, что два других его старших брата Георгий (1858г.р.) и Василий (1860г.р.) также выбрали священнический путь.
В 1886 году окончил Тамбовскую духовную семинарию и поступил псаломщиком в домовую Кирилло-Мефодиевскую церковь при семинарии, спустя некоторое время его рукоположили в дьяконы и назначили местом служения Покровскую церковь с. Вышенка Кирсановского уезда. Этот храм сыграл в жизни Т.Я. Рудовского решающую роль. С Вышенкой оказались связаны самые счастливые и трагические страницы в его биографии.
Во время Рождественского поста 10 декабря 1889 года дьякон Рудовский рукоположен во священника.
Приход Покровской церкви был двухштатным. Сначала о.Тимофей служил младшим священником, потом стал настоятелем.
В 1892 году у Тимофея Яковлевича и его жены Ольги Петровны родился сын Павел, который тоже первоначально пошёл по стопам отца и начал учиться в Тамбовской духовной семинарии. Павел помогал отцу в строительстве нового Покровского храма и дома для семьи.
Новый каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы, возведённый благодаря усилиям о.Тимофея и прихожан, был освящен в 1910 году.
Об этом знаковом событии писали даже «Тамбовские Епархиальные Ведомости» (от 27 ноября 1910г., N48): «Храм с. Вышенки был освящён архиереем. Старый деревянный храм, хотя и крепкий, но слишком тесный для двухштатного прихода, давно беспокоил настоятеля о.Тимофея Рудовского, когда он был ещё младшим священником на приходе. Став настоятелем храма, свою внутреннюю заботу он начал твёрдо приводить в дело. Владыка Григорий, епископ Козловский, с соизволения преосвященнейшего Кирилла, епископа Тамбовского и Шацкого, изъявил свое согласие освятить храм. … Началась литургия. Никогда не виданное сельскими жителями торжественное архиерейское богослужение произвело неописуемый восторг в богомольцах. Местный хор, основанный о.Тимофеем Рудовским, пел прекрасно. Закончив радостное торжественное богослужение, Владыка изволил принять участие в праздничной трапезе, предложенной хозяином всем гостям, где милостиво беседовал со священниками о миссионерстве. В 7 часов вечера была получена телеграмма от Его Высокопреосвященства экзарха Грузии следующего содержания: «Пичаево, село Вышенка, священнику Тимофею Рудовскому.
Радуюсь завершению Ваших трудов по устройству храма торжественным освящением его; мысленно присутствовал на этом торжестве. Мой братский привет Преосвященному Григорию. Экзарх архиепископ Иннокентий".
По прочтении телеграммы присутствующие пропели Его Высокопреосвященству: «Многая лета».
Новоосвященный храм был построен в строго византийском стиле; он представляет собой подобие Софии Константинопольской. План возведения архитектор согласовывал с настоятелем. Отец Тимофей лично просматривал детальные чертежи каждой части храма и требовал от строителей (подрядчиков) их точного исполнения. Особенно красивым получился иконостас. Он был исполнен в древнем стиле и украшен тонкой изящной резьбою и фрязью икон, напоминая древние исторические иконостасы московского Успенского собора. Несмотря на то, что при ограниченном количестве средств в его отделке обошлись почти без золота, лакированного шлифованным способом, многие считали его мраморным или фаянсовым. Отопление наладили водяное, что редкостью было даже в городах. Храм села Вышенки мог бы быть украшением не только уездного, но и губернского города. Видно, что отец Тимофей вложил в дело построения храма свою недюжинную энергию и знания.
Настоятель пользовался большим авторитетом, как у простых людей, так и у представителей власти. С 1895 года он состоял законоучителем местной земской школы, а с 1903 года – духовно-судебным следователем.
Отец Тимофей умел расположить к себе не только крестьянское население, но обеспеченных благотворителей.
За неутомимую деятельность на ниве Божией отец Тимофей неоднократно поощрялся церковным руководством. Среди его наград набедренник (1895 г.), скуфья (1902г.), камилавка (1909г.).

Советская власть начала открытую враждебную политику против церкви. Крестьянские волнения ещё больше подливали масла в огонь. Осенью на территории близлежащего к Вышенке села Рудовка началось крупное выступление недовольных новыми порядками. Восстание оказалось настолько серьёзным, что для его подавления были стянуты дополнительные силы военных из Кирсанова, Козлова, Смоленска, Москвы, а также соседних волостей (Сокольнической, Куровщинской, Богородицкой).
Повстанческое движение прокатилось волной по территории большинства сёл нынешнего Пичаевского района.
Отец Тимофей встал на защиту своих прихожан от обрекавших их на голод жестоких действий продовольственных и карательных отрядов. Священника арестовали и отправили под конвоем в Пичаево. 15 ноября он был расстрелян. Внуку о. Тимофея Б.П. Рудовскому местный краевед Н.С. Шевцова писала: «Дедушку Вашего расстреляли не в Вышенке, а в Пичаево, но тело его смогли привезти в село и похоронили на территории церкви. Погребли его по русскому обычаю, и в гроб ему положили золотой крест».

Из Постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода Православной Российской церкви (№ 261 от 4 марта 1919 г.): «Святейший Патриарх и Священный Синод слушали… рапорт Преосвященного Тамбовского от 8 февраля с.г. за № 452, о том, что при подавлении крестьянских беспорядков, бывших в октябре-ноябре 1918 г. в Тамбовской губернии, карательным отрядом красноармейцев расстрелян … церкви села Вышенки, Кирсановского уезда, священник Тимофей Рудовский …».

Решением Священного Синода протоиерей Тимофей Рудовский причислен к лику священномучеников русской православной церкви.
В советские годы любимое детище батюшки Тимофея, Покровскую церковь, снесли. Но стереть память об этом необыкновенном человеке так и не смогли. Несмотря на запрет ухаживать за могилой священнослужителя, нашёлся среди местных жителей смельчак, Михаил Сергеевич Соловьёв (его уже давно нет в живых), который установил на месте захоронения крест. По одной из версий, этот крест когда-то стоял на куполе Покровского храма.
В наши дни за могилкой отца Тимофея продолжают ухаживать местные жители и бывшие выходцы из села. Здесь установлен новый металлический крест, захоронение обнесено оградкой, стоят цветы.
В советские годы неподалёку в развалинах церкви забил родник, почти сразу источник стали считать святым.


Рецензии