Четвертый удел Богородицы

По пути из Нижнего Новгорода в Саранск мы запланировали посещение Серафимо-Дивеевского монастыря, одного из самых известных мест паломничества в России. Для этого надо было сделать небольшой «крюк» километров в 120. Конечно, туда мы добрались без проблем, несмотря на то, что наш навигатор не работал – везде были указатели на Дивеево. Правда, в самом селе пришлось поискать место для парковки – всю дорогу вдоль деревни густо облепили самые разнообразные автомобили, а огромная парковка пустовала и стояла с опущенным шлагбаумом. На вопрос: почему нельзя заехать на парковку, охранник отвечал односложно: «Не велено!». Кем и почему – можно было даже не спрашивать. Еле-еле нашли местечко и направились к воротам. В общем, не с теми чувствами ступили на монастырскую землю…
Однако когда мы присели на скамейку возле Свято-Троицкого храма, того самого, где находятся мощи преподобного Серафима, услышали дивное пение церковного хора, огляделись вокруг на красоту сияющих золотых куполов и разноцветье цветочных клумб – и досада улетучилась.
Православные христиане считают, что в мире существуют четыре места, которым Пресвятая Богородица покровительствует особенно. Их и называют уделами (удел – иными словами, жребий). Когда после казни Иисуса Христа начались гонения на его последователей, ученики стали кидать жребий – кому куда идти проповедовать. Кинула жребий и Божия Матерь. Первый ее удел – это Иверия (Абхазия). Второй – гора Афон в Греции, третий – Киев, а четвертый – Дивеево, небольшое село в Нижегородской области.
История Дивеевской обители начинается в 18-м веке, когда монахиня Киево-Фроловского монастыря Александра (бывшая в миру рано овдовевшей помещицей Агафьей Семеновной Мельгуновой, которая решила посвятить свою жизнь служению Богу) совершала паломническую поездку в Саровский монастырь и остановилась на ночлег в Дивееве. Здесь ей во сне явилась Пречистая Дева и сказала, что в Дивееве она должна основать женскую общину. Агафья Семеновна начала активно претворять в жизнь наказ святой покровительницы, обращаясь за советом и помощью в Саровский монастырь. Позже опеку над Дивеевской общиной взял на себя иеродиакон из Саровского монастыря – преподобный Серафим, который считается основателем и попечителем Серафимо-Дивеевского монастыря.
Дивеевская обитель постепенно из двух маленьких женских общин превратилась в процветающий монастырь, в котором число сестер значительно превышало население самого Дивеева… Особенно знаменитым он стал после прославления Серафима Саровского в лике святых в 1903 году и посещения Дивеева царствующей четой Романовых – императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной.
Но… вскоре наступили тяжелые для верующих времена – времена воинствующего атеизма, монастырь сначала превратили в трудовую артель, а затем и вовсе закрыли, здания конфисковали для «культурно-просветительских учреждений» и жилья, монахинь выгнали, некоторых сослали в лагеря…
Возрождение Серафимо-Дивеевского монастыря началось в 1991 году. Сейчас это снова известное, посещаемое огромным количеством людей место паломничества, место силы, святое место, осененное покровительством Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского, неустанно Ее прославлявшего…
В монастыре хранится несколько святынь, особо чтимых верующими. В Свято-Троицком соборе покоятся мощи Саровского старца, вновь обретенные в 1991 году – долгое время они находились в запасниках Музея атеизма в Санкт-Петербурге и были найдены случайно. Говорят, что перед смертью он вручил сестрам обители свечу со словами, чтобы этой свечой встретили его, когда он вернется. Свеча свято хранилась и передавалась из поколения в поколение, и спустя 160 лет последняя оставшаяся в живых схимонахиня Маргарита передала эту свечу для встречи мощей преподобного.
Особая дивеевская святыня – Святая Богородичная Канавка. Канавку эту вырыли сестры монастыря вместе с Серафимом Саровским. Однажды старцу во сне явилась Небесная Царица и сказала, что надо вырыть канавку вокруг монастыря по той тропке, которой сама она обходит монастырь ежедневно. Землю из канавки в три аршина (2,15 м) глубиной и такой же шириной бросали в сторону монастыря, и образовался вал (тоже трехаршинный), на котором проложили дорожку. Вдоль канавки посадили цветы, кусты крыжовника, а вокруг посадили деревья. Длина ее – около 800 м. Преподобный Серафим говорил, что канавка нужна для защиты обители от Антихриста – когда тот придет, он не сможет преодолеть эту канавку…
Позже, в 1920-1930-е годы, канавку забросали мусором и землей, где-то даже проложили канализационную трубу... А когда монастырь стал возрождаться, по высаженным давным-давно деревьям, а также по археологическим исследованиям начали ее восстанавливать. Закончилось восстановление в 2006 году.
По правилам, чтобы очиститься духовно, попросить Божию Матерь об исполнении желаемого, по канавке надо пройти, прочитав 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся», после каждого десятка следует читать «Отче наш». И тогда, по вере каждого, желания исполнятся.
Говорят, что каждую ночь Богородица обходит канавку, благословляя тех, кто в это время там находится. И если Она оказалась рядом с тобой, то ты можешь увидеть дивный благоухающий сад. Честно говоря, я ничего не просила и не загадывала, молитву 150 раз не прочитала, а про «Отче наш» вообще не знала, но думала, идя по дорожке, конечно, о многом. И о божественном, и о земном. Были мы на канавке днем, но дивный уголок сада нам все же открылся, и я его даже сфотографировала… Наверное, Она была где-то недалеко…


Рецензии