Откуда берутся сюжеты

Мои постоянные читатели знают, что я пишу, чтобы чем-то себя занять в условиях ограниченных физических возможностей.  Некоторые из них  в личной переписке спрашивают меня, откуда я беру сюжеты для своих произведений, ведь за полтора года пребывания на литературном сайте я опубликовал больше 400 произведений. Причем не маленьких по размерам, какие есть у многих авторов, особенно на публицистические темы, а вполне солидных, укладывающихся в рамки новелл или рассказов. И кроме этого, на самые разные темы. Пишу  об исторических событиях,  о спорте, публицистику, воспоминания и размышления о своих коллегах и специальности врача, выдуманные рассказы, новеллы и миниатюры.

Поделиться своими секретами я не могу, у меня их просто нет. Но все же попытаюсь  пояснить, откуда в моей голове появляются сюжеты.  Я пожилой человек, мне за 70 лет, и память у меня, как у типичного склеротика – я не помню, что было со мной позавчера, но зато помню, что было 50 лет назад. Причем в деталях, как вчера. Первые мои произведения были воспоминаниями, которыми я хотел поделиться со своими близкими, тем более,  что впереди меня ждала сложная и рискованная операция на сердце.  Написать их я успел, и даже отпечатал на принтере в одном экземпляре. Позже, после успешно проведенной операции и довольно долгой реабилитации, я почти два года ничего не писал. Но потом в моей жизни случился поворот, у меня появилась новая жена (седина в голову, бес в ребро, хотя это не так), и я ей стал читать свои воспоминания. Они понравились, она заявила, что держать их в столе неправильно, и в качестве подарка к 23 февраля прошлого года зарегистрировала меня на литературном сайте Проза.ру.  Вначале я опубликовал свои мемуары, которые стали читать, что для меня было удивительным. Они называются «Воспоминания дальневосточника».  Потом стал публиковать небольшие миниатюры, новеллы, даже написал большой рассказ.  Вот об этом рассказе хочу написать чуть поподробнее.

Внешне, со своими седыми волосами и седой бородой, я немного похож на знаменитого американского писателя Эрнеста Хемингуэя.  Мне об этом не раз говорили. Самый читаемый в СССР рассказ этого писателя - «Старик и море». И я решил написать рассказ с названием «Старик и река», где события бы разворачивались на родной для меня реке Амуре.  И когда рассказ был написан и прочитан жене, та забраковала название. Ведь в тексте старик, о котором написан рассказ, мечтал поймать Царь-рыбу, огромную калугу из семейства осетровых, до 6 метров длиной, которая ловится лишь в низовьях Амура. И хотя уже был рассказ Астафьева «Царь-рыба», я решил и свой рассказ назвать также. Не запатентовал же это название знаменитый писатель.

В первый период мне не требовались сюжеты. Они уже были в моей голове, даже в очередь выстраивались. В своих новеллах и миниатюрах я описывал когда-то увиденные сценки из жизни окружающих меня людей, а иногда и меня самого. Особенно часто вспоминались сцены из жизни знакомых мне людей, многие из которых были колоритными личностями и они  были моими односельчанами.  Вот они и становились героями моих произведений.  Такими же героями были и мои сокурсники, потом коллеги. Они тоже перекочевали на страницы моих произведений, таких, как «На покосе», «Бизнесмены», «Случай в автобусе», «Прогулка по Карлухе» и других.   

Сборник «О флоте» написан мной на основании воспоминаний о службе на подводной лодке в начале 70-х годов.  Это рассказы о моих коллегах по флотской службе – «Механик субмарины»,  «Мостик», «Шторм», «Торпеда» и другие.  А вот прежде чем появился  небольшой рассказ «Закон Архимеда и подводники», мне пришлось немало порыться в памяти, прежде чем я восстановил  полностью стихотворение, написанное в училище подводного плавания, где готовили механиков, будущих командиров БЧ-5.

Наконец, я созрел написать целую повесть из нескольких глав. Героем этой повести стал мой отец, очень уважаемый в наших поселках и в районе имени Полины Осипенко Хабаровского края учитель и директор школы. Он прожил трудную жизнь, и оставил о себе добрую память. Стал собирать материал о нем, о той жизни в 20-40-е годы, у своей родни, у знакомых, у появившихся у меня на сайте «Одноклассники» друзей. Одна из них, Любовь Хохлова, прислала книги своего земляка из Чля Александр Кудрина, где он пишет о местах, где жил с родителями на «спецпоселении» мой отец. Это позволило почти документальными фактами украсить мою повесть.  Ну,  а жизнь моих родителей после  моего рождения в 1947 году, я знал сам.  Так появилась «Повесть о настоящем Учителе».

Меня всегда интересовала история. Я много читал всевозможных исторических книг, в том числе мемуаров известных людей. Благо сейчас у меня есть возможность знакомиться со многими материалами на исторические темы, не выходя из дома, взяв лишь нужную мне книгу с полки.  Поэтому довольно много  произведений отражают мои мысли на различные исторические темы, которые я неплохо знаю. Есть в моей библиотеке большое количество книг о Сталине, как отечественных, так и зарубежных авторов, в том числе даже книга Антона Ноймайра, где сравниваются медицинские аспекты трех исторических личностей – Наполеона, Гитлера и Сталина. Так появились мои произведения «Гитлер и Сталин», «О полководцах», «НКВД и война» и многие другие.

Как коренного дальневосточника, меня интересовала история этой окраины России, и особенно моего родного Приамгунья.  Не так много книг написано об этих местах, и я рад, что некоторые из них попали ко мне в руки. Одна из них - «Приамгунье далекое и близкое» Василия Бочкарева, а вторую подарил мне автор Николай Попков, и она называется «Приамгунье моё». Я внимательно проштудировал эти книги,  и история родного района имени Полины Осипенко стала мне более понятной.   Но часто приходится искать материалы в Интернете, вплоть до Президентской библиотеки,  у других авторов, чтобы написать такие произведения, как «О дальневосточниках», «Из истории Приамгунья», «Херпучинский прииск». По сути дела, это историческая документальная литература. 

Но мне было важно описать и жизнь простых жителей в наших суровых краях на севере Хабаровского края. Сильных морозах и снегопадах зимой, когда поселки на недели были оторваны от «Большой земли», тучах комаров и гнуса летом, лесных пожарах, которые часто бушуют в Приамгунье. Так появились небольшие новеллы или миниатюры «На горке», «Баня», «Бойкот» и другие, которые собраны в сборнике «Малая родина» на литературном сайте.

Но самым большим своим достижением считаю то, что сумел привлечь к написанию своих воспоминаний своих земляков – Александра Манякина, Любовь Хохлову, Людмилу, Виктора и Ирину Глотовых, Веру Малинину, Галину Коршунову, Татьяну Чеботарь, Ангелину Шохину, Альбину Зиганшину, Людмилу Кетову, Александра Урванцева.  Их воспоминания не только появились на моей странице в литературном сайте, но и вошли в две отпечатанных книги – «Возвращаясь к истокам» и «По волнам нашей памяти», в которых повествуется об освоении Приамурья  и Приамгунья, становлении поселков и производства, жизни простых тружеников золотодобывающего Херпучинского прииска, одного из крупнейших в Хабаровском крае.  О людях, которые добывали золото для страны, трудились на драгах, гидравликах, мастерских, электростанции, о тех, кто учил, заботился о здоровье в разные годы существования поселков.

Еще один большой блок произведений – о спорте.  Я занимался им с юности, причем несколькими видами спорта. В 60-80-е годы было много публикаций о выдающихся спортсменах и тренерах, издавалась целая серия книг. Все это я покупал, и по несколько раз перечитывал. Кое-что сохранилось в памяти, и вот этими сведениями, которые сейчас днем с огнем не сыщешь, я делюсь со своими читателями.  Это и «Уроки тренера Тарасова», «Три богатыря» и другие. Один рассказ  вроде как не связан с темой спорта, но на фоне проводимого в России чемпионата мира развиваются любовные отношения между людьми из разных стран, которые познакомились на Мундиале – «Чемпионат мира по футболу и любовь».

Есть рассказы и новеллы, которые написаны на основании случайно  услышанной пары фраз в телефонном разговоре,  как, например, новеллы «Катюша» и «Инкогнито».  Есть рассказы на основании историй, написанных мне в личной переписке. Пример, рассказ «Первая любовь» принадлежит именно к таким.  Я описал не только первые чувства девочки, приехавшей в далекий поселок, но и чуть рассказал о самом поселке, где происходят события в этом рассказе. Это моя малая родина, поселок Херпучи на севере Хабаровского края. Этот рассказ особенно нравится моим землякам, которые сами влюблялись, ходили теми же тропинками, по каким ходят герои рассказа, танцевали на той же танцплощадке,   ходили в клуб смотреть кино.  Читая, они снова переживают те события, которые были связаны с ними.

Но есть произведения, написанные по просьбам конкретных людей, они поделились своим сведениями и попросили написать об этом рассказ или новеллу.  К таким произведениям относятся «Не совсем безответная любовь», «Прихвостни фашистов», «Нам нужна победа, и за ценой не постоим». Но даже в них приходится добавлять много деталей и вымышленных событий, чтобы получилось более-менее достоверное произведение.

В последнее время у меня появляются сюжеты после прослушивания музыкальных клипов на различные песни. Причем песни могут быть разные, как старые, советских времен, так и современные. Но главным в этих песнях должны быть слова, рассказывающие о разных жизненных ситуациях. А иногда мне хватает услышать или прочитать название песни, и сюжет рождается в голове – «Эхо первой любви», «Скоро осень», «Девчонка из апрельских снов».  Все эти новеллы весьма лиричны, и хотя не всегда конец у них бывает, как говорят американцы, «хэппи энд», это, по мнению большинства читателей,  не портит впечатление о них.

Бывает, прочитав в Интернете свежую новость, мне хочется сесть за стол и написать об этом. Как правило, получаются публицистические материалы, например, «О Солженицыне», «О привилегиях номенклатуры в СССР и сейчас», «Роль Андропова в развале СССР» и другие. Для написания статей на  подобные  темы я могу использовать книги Вадима Кожинова,  Андрея Паршева», лекции на Ютубе историков Евгения Спицына и Андрея Фурсова. Так появился материал «Почему Россия не Америка» и другие.

Но много рассказов – это плод моего воображения. Надеюсь, не больного.))) Причем я стараюсь, чтобы герои моих рассказов имели те профессии, которые я знаю не понаслышке.  Врачи, учителя, офицеры военно-морского флота, связанные с ними профессиональными узами люди. И чтобы события развивались в тех местах, куда забрасывала меня судьба, в том числе за границу – в Париже, Венеции, итальянском городе Римини – новеллы «В Париже», «Заграница». А бывает, и в незнакомые, но чтобы что-то написать, мне приходилось в Интернете искать об этих местах сведения.  Например, в детективе «Ох уж эти новые русские»  события развиваются в городе, который я лишь увидел на карте Испании, мне понравилось название,  и прочитал о нем.

В большинстве своих произведений я стараюсь, чтобы в них была мораль, как в баснях Крылова. С позиций своего немалого жизненного опыта я понимаю, что хорошо в этой жизни, что плохо.  Иногда в рассказе пишу о ситуации, когда более опытный человек ненавязчиво подсказывает молодому, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации, как, например, в новелле «Женские хитрости». Умный читатель намотает на ус..)) И таких произведений у меня большинство.

Я человек увлекающийся, и мне трудно сосредотачиваться на чем-то одном. Поэтому большинство моих произведений, особенно миниатюр, новелл и рассказов,   пишутся в течение одного, максимум двух дней. Потом еще один день вычитываются, и публикуются.  Отрываюсь я от процесса написания рассказа только для обеда и ужина, и если надо, похода в магазин и небольшой прогулки.  Зачастую, написав половину новеллы, я не знаю, чем она может закончиться. Никакого предварительного плана произведения у меня не бывает, сплошной экспромт.

Читатели, которым нравятся мои произведения, или просто знакомы с ними, а таковых больше 22 тысяч, и каждый день прочитывается до 250 моих произведений, должны сказать спасибо еще нескольким людям.  В первую очередь моей жене Галине Пастернак, которая первой оценила мои способности связно излагать свои мысли на бумаге.  Вторым человеком, которому я очень благодарен, является известный хабаровский поэт Александр Урванцев, член Союза писателей, мой земляк. По его просьбе я написал несколько произведений о малой родине, которые получили у него высокую оценку. Пожалуй, третьей по счету, кому я благодарен,  является моя землячка Татьяна Чеботарь, которая, будучи весьма начитанной дамой, давала мне советы, как лучше излагать материал.  А Галина Северинчик из Севастополя, моя  знакомая в «Одноклассниках», на первых порах была моим редактором.  И  еще одной моей землячке и однокласснице Вере Малининой, которая читает мои произведения, и потом пишет мне о замеченных ею ошибках и опечатках в тексте,  которые я тут же исправляю, пользуясь такой возможностью на литературном сайте. Всем им я говорю большое спасибо.

 А за   то, что были  изданы три книги, где автором или редактором являюсь я, хочу сказать спасибо двум людям – моему дяде Владимиру Пастернаку, и особенно своему земляку, профессору, доктору исторических наук, заведующему кафедрой Университета в Красноярске Сергею Гайдину. В настоящее время две книги - «Возвращаясь к истокам» и «По волнам нашей памяти» - можно прочитать в Дальневосточной научной библиотеке, которую большинство хабаровчан знают как краевую научную библиотеку на углу Комсомольской площади и улицы Муравьева-Амурского. За то, что они там появились, я говорю спасибо еще одной моей землячке Галине Коршуновой, которая является  добровольным распространителем моих книг в Хабаровске.  А вот в родных Херпучах и соседнем селе Оглонги эту роль выполнила Альбина Зиганшина.  Спасибо  вам, мои дорогие землячки.

P.S.  Прошу прощения, что у моих землячек я написал их девичьи фамилии, а не фамилии по паспорту после замужества. Думаю, они не обидятся. 


Рецензии