Об идеологии

По своим основаниям, все существующие идеологемы, определяющие развитие человечества в конечном счёте делятся на две противоположных группы. Одна утверждает приоритет личности над обществом, а другая - общества на личностью.
Ярким представителем первой является гуманизм.

Всем знакомо выражение: "Крайности смыкаются". В параметрах диалектического дуализма это звучит несколько иначе, точнее: всякое интегративное целое, приближаясь к своему абсолюту (периодически) превращается в свою противоположность. Ангел становится демоном, свобода – рабством, демократия – тоталитарным режимом, а гуманизм, посредством избирательности гомоцентризма, возводящего одну социальную группу над всеми остальными, – гомофобией.
Это нормальная смена формы интегративного целого, качественно превзошедшим её содержанием.

Античный гуманизм возвёл человека в статус меры всех вещей и окончательно раздробил Грецию, павшую к ногам Рима. Римский гуманизм, давший образование, воспитание и гражданство наёмникам – варварам, погублен ими под обломками империи. Гуманизм Ренессанса "породил" инквизицию, а позднейший гуманизм – такие явления как коммунизм и фашизм, в основе которых лежит именно человеколюбие, правда, - избирательное, говоря сегодняшним языком - "точечное человеколюбие".
Не меняя своей гомоцентричной сути, нынешний гуманизм нацелен на создание благополучия человека сегодняшнего, в ущерб человеку завтрашнему. А будет ли человек "завтра"?..

В "парАх" иллюзий сегодняшнего гуманизма родился тезис: "Разрешено всё, что не запрещено (человеческим) законом!". НО. Всякий "человеческий" закон, в конечном счёте - это кодифицированный, т. е. условно принятый за обязательную к исполнению норму, произвол доминирующего элемента общества.
Любой такой закон не способен объять необъятное. Он не способен предвидеть все причины, противопоставляющие интересы личности и общества. Кроме того - он статичен. Не случайно библейский Павел говорит: "Слово изречённое есть ложь". Тем более - слово запечатлённое в кодексе, в своде законов.

Жизнь, в отличие от таких законов, процесс весьма динамичный, и мы видим, более того – на своей шкуре ощущаем несоответствие законов жизненным реалиям.
Сами законы, все изменения и поправки к ним, принимаются псевдо-элитой общества, якобы представляющей народонаселение страны. Именно эта "элита" является подписантом "общественного договора" и всех его модификаций, совершающихся "постфактум" и, конечно же, в интересах самих подписантов.
Это и не удивительно, ведь их интересы весьма далеки от интересов большинства, подавляемого "машиной принуждения", управляемой теми же "подписантами".

Однако, в недрах этого, подавляемого большинства (независимо от чьего бы то ни было желания) существует иное вИдение этих законов, основанное на впитанных с молоком матери нормах морали, определяющей значимость общества - целого -  несоизмеримо выше значимости любой части целого - конкретной группы общества, и тем более - любого индивида.

Пагубная категоричность гуманизма, на мой взгляд, заключается в том, что он противопоставляет индивида обществу, чем разрушает общество – форму существования индивида. А человек вне общества – не человек. Он не может ни появиться физически, ни состояться интеллектуально, духовно, как человек. Вот так и рубим сук, на котором сидим…

В своё время Г. Сковорода сказал: "Проще любить человечество, чем сделать доброе дело родной матери". А нашу способность делать добро кому-то, в ущерб себе (школьная физика диктует: чтобы где-то прибыло надо, чтобы у тебя убыло) определяет только наличие морали, а ни как не гуманистическое словоблудие.
Наверное, вопрос о возможности в обществе паритета между индивидуализмом и коллективизмом - это и есть основной идеологический вопрос современности.


Рецензии
Это где же в коммунизме "точечное человеколюбие"? В фашизме - да, превосходство одной нации над другой, в коммунизме же понятия превосходства нет в принципе. Он мыслится как идеальное общество, иначе, какой в нём смысл? Прогресс, Идея с большой буквы? Разумеется, разумные правила сообщества никто не отменял, но в остальном видится широчайшая свобода даже для индивидуалистов - занимайся, чем хочешь, благополучие и естественная потребность в труде и познании формирует общество непринуждения и справедливости. Отсутствие частной собственности сводит корысть к нулю, а "всё вокруг колхозное, всё вокруг моё" в нормальный порядок вещей.
Конечно, это человек уже "перевоспитанный", бытие определяет сознание, социализм же, как период перековки, не застрахован от перегибов, где индивидуализм справедливо приносится в жертву как размывающий дух коллективизма. Где индивидуализм часто справедливо оборачивается банальным эгоизмом, неуважением или непониманием политики взращиваемого нового общества. Обычной наивной глупостью анархизма. Отсюда "точечное человеколюбие" вынужденная примета социализма, но не коммунизма. И то - как строительство коммунизма, социализм также изначально настроен на решительное искоренение избирательного человеколюбия. Работай, не лги - его принципы. Что здесь неправильного? Если же ты великий "гений" - борись, обосновывай свои мысли и творения - но будь готов к критике. А должна быть именно критика, а не трусливое запрещение. И здесь история СССР пример и достижений, и ошибок. А также существенных конкретных исторических обстоятельств. Поэтому можно брать примеры и спорить о рецидивах или изначальной пагубности системы.

Что касается философского вопроса о вообще индивидуализма и коллективизма... Одиночки всегда и были - одиночками - человек в массе своей стайное существо. Поддержание же индивидуализма как высшей идеи - недавняя сознательная манипуляция общественным сознанием, где народ то же стадо, надо лишь напеть ему то, что манипуляторам выгодно в данный момент, или же оправдать свои хищнические интересы. Коммунизм, социализм нивелирует "эгоистов-пастухов и стадо". Отсюда будущее коммунистическое общество восстанавливает природный баланс одиночек и массы в лице мыслимой плодотворной гармонии.

Андрей Рамодин   05.12.2018 23:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.