Неразрывная цепочка действий, приводящая к хвале

1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.

По мнению многих богословов, 64 псалом принадлежит к хвалебным песням. Ч. Сперджен допускает, что это жатвенная песнь по случаю обильного урожая.

Что я заметил для себя:
Псалом начинается с хвалы Богу (ст.2), и кажется, что это первопричина. Но по моим наблюдениям, хвала - это завершающая стадия некого процесса, хвале предшествующего. Это следствие неких причин, упоминаемых псалмопевцем ниже.

Все началось с сильной нужды. Скорее всего, во времена описываемых событий в Израиле стояла сильная засуха. Это плохо. Урожай под угрозой срыва, а это чревато страшными последствиями.

Что делает Давид? Он спешит с этой нуждой к Господу (ст.3 – «к Тебе прибегает всякая плоть»). Зачем? Помолиться о дожде. Возможно, о победе над неким мятежом (ст.8)

Сознавая, что Бог свят, а Давид грешен и в борьбе с грехом часто терпит поражения (ст.4), царь исповедует в покаянии как свой грех, так и грех народа (ст.4). Давид понимает, что с грехами в сердце молиться бесполезно и дерзко – Господь не услышит (об этом он заявляет в другом псалме). Да и 28 главу книги Второзаконие он, по-видимому, не забыл (в ней говориться, что по вине непослушания Богу Он и закрывает небо на ключ).

Цепочка событий продолжается дальше. Богу приятно, когда прибегают именно к Нему, а не к человеку или идолу. Вдвойне приято, что прибегают с сознанием своей греховности и исповеданием. Такие молитвы Он слушает и отвечает на них (ст.3).

В ответ на просьбу Давида Бог посылает победу над мятежом(ст.8), а также обильный дождь на иссохшую землю(ст.10-14). Это приводит к небывалому урожаю (ст.10-14).
А теперь, после всех этих событий, из уст царя выливается хвала Богу (ст.2)

Теперь я понимаю, почему мало хвалы исходит из наших уст. Нет засух… Мало мы вникаем в происходящее вокруг нас, слабо вникаем в чудные дела Божии. «Ты ни в чём не имеешь нужды», так сказано ангелу Лаодикийской церкви. Нет нужды, значит не прибегаешь к Господу, нет молитв. Нет молитв – нет и ответа на них. За что же хвалить Бога? Возможно, есть нужда и есть молитва, но нет покаяния. Нет сознания и оставления греха. Снова нет ответа на просьбы, и снова не видим за что благодарить Бога. Цепочку эту разорвать никак не получается.

Да и нужно ли её разрывать?
.


Рецензии