Фомка

Дорогие ребята, а знаете ли вы что-либо о ёжиковой жизни?
Я, выросшая на природе, многое могу рассказать вам. Например, я видела своими глазами, как ёжики умываются. У ежей очень длинный узкий язык. Извернувшись, он прочёсывает им все участки тела, а мордочку, равно как кошка, умывает передними лапками, опершись на задние.
Однажды в нашем доме появился ежик, замученный собакой. Да, да, не удивляйтесь, дорогие ребята. Не один раз в походе за грибами, ягодами мы, будучи детьми, отбивали ежей у собак. Это человеку собака – друг, а ежей они ненавидят именно из-за их неприступности в шубе из иголок. А есть такие собаки, которые способны растерзать ежа. Распаляемые злобой из-за их неуязвимости, они изматывают колючую находку, катают, лая в остервенении, в кровь раздирают себе лапы, нос, язык, инстинктивно пытаются добраться до мягкого места – волосяного брюшка, переворачивают ежа на спину и добиваются-таки своей цели. А если ещё рядом окажется водоём, собака умышленно катит колючий клубок к воде. Оказавшись там, ёж раскрывается, пытаясь плыть, вот тут-то его и настигают собачьи зубы.
На этот раз собаке не удалось поранить ежа, но страху, надо думать, наш герой натерпелся.
Ёжик был далеко не детёнышем, но и не крупным старым ежом, а, так скажем, подростком. По характерному угрожающему пыхтению – «Фо-фо-фо-фок!» – назвали его Фомкой.
Мы кормили Фомку тем, что едят кошки: молоком, мясом, кашами.
За лето ежик подрос и, чувствуя доброе отношение, не стал дичиться, свободно ходил, стал понимать свою кличку. Стоило позвать ежа, налив в блюдце парного молока, он спешил к миске, не брезгуя присутствием кошек.
Однажды мы попытались предложить ему на обед сырую рыбу. Надо было видеть, с каким вожделением он набросился на неё, поедая с головы, лапами удерживая за туловище. Чёрные глаза-бусины засветились хищным светом. Вот так Фомка! Неужели в природе ежи способны ловить рыбу? Но ведь мышей они ловят, жучков, паучков. Наверное, и рыбой не пренебрегают при возможности.
На зиму мы занесли ёжика в дом, уговорившись с мамой, что ухаживать и убирать за ежом станем сами.
Фомка стал совсем ручным. Любимчик всей семьи фыркал порой угрожающе на кошек, но совершенно не боялся людей. Мы, дети, кормили его с рук. А у меня была еще такая забава: приманив Фомку каким-либо лакомым кусочком на ладонь, положенную тыльной стороной к полу, я с удовольствием щекотала его за мягкий тёплый пушистый животик. Фомка не сопротивлялся, убедившись, что подачек больше не будет, деловито сползал с ладони и шёл восвояси.
Ежи в природе ночью ведут активный образ жизни. И хотя нашему Фомке еды хватало, ночью, повинуясь природному инстинкту, он отправлялся на «охоту». Ночные похождения Фомки напоминали тяжелые шлепки босых ног по крашеному полу. Будто мужичок бегает. Впрочем, мышами у нас в доме больше и не пахло, говорят, для мышей ежи опасней кошки.
Фомкины бдения не прошли даром не только в этом смысле… Сколько раз, спешно собираясь по утрам в школу, я не могла найти свой шарфик либо варежку. Мама ругала меня за неряшливость, и спешно находила мне новую одёжку. Придя из школы, я тщетно искала пропажу.
Вскоре таинственное исчезновение вещей прояснилось.  Жили мы семьей из шести человек в тесном домике. Поэтому для складирования обуви и одежды в ход шли не только шифоньер, комод, даже ниша под диваном была занята. Кто-то из домочадцев открыл ту нишу. В уголке лежали: мой шарфик и рукавица, носок брата, кухонное полотенце, какие-то обрывки газет – всё, что плохо лежало, заботливо перетащенное Фомкой. Вот смеху-то было! Папа объяснил нам, что Фомка «вьет» себе гнездо на зимовку. Зима тогда выдалась суровой, Фомка, наверное, иголками чуял это и ночами не тратил времени зря.
Но однажды ёж пропал! Мы искали его всюду: проверили все углы, подкроватные и поддиванные пространства, Фомки не было. Безрезультатно обшарили всё подполье с фонарём. Долго горевали в недоумении: куда он мог исчезнуть из нашего дома? Со временем стали забывать об утрате, иногда  вспоминая, какой забавный был наш Фомка, как прогонял от миски кошек, как, пригнув иголки, забирался под диван…
Пришла весна, звонкими веселыми ручейками, гомоном первых перелетных птиц ворвавшись в наш маленький домик. Весь день брат прокапывал ручейки, спускал вешние воды с ограды, а вечером решил пойти в клуб. Снял демисезонное драповое пальто, всю зиму провисевшее на гвоздике в стене, сунул руку в рукав и вдруг с веселой гримасой на лице выдернул обратно: «Фомка!»
«Где Фомка?!» – несказанно обрадовались мы. А брат уже выворачивал пальто наизнанку. Нашей радости не было предела! Там, в рукаве, мирно свернувшись клубком, спал наш Фома.
Летом мы отнесли Фомку в лес – его родной дом.


Рецензии
Иринушка, огромная радость для меня читать рассказы о детстве. Это животворящий родник для окропления души. Могучая энергия детских лет делает чудеса. Прослезившись, готов разуться и босиком с мячом бежать по огороду. Меня отец в шутку всегда в детстве звал -Фома. А с ежом я сразу породнился. Спасибо дорогая. Дед Владимир 2.

Дед Владимир 2   25.11.2018 10:20     Заявить о нарушении
СПАСИБО, ВЛАДИМИР!

Ирина Андреева Катова   26.11.2018 10:27   Заявить о нарушении