Пираты, любовь и телескоп

       Из школьных лет первый и второй классы, как-то так получилось, не оставили в моей памяти почти никаких следов, зато третий класс с лихвой возместил этот недостаток сполна!
       Начну с того, что в этот период у меня появился новый друг. Не просто друг, а друг, учившийся в старших классах. Он был старше меня на целых пять лет. Соответственно, я пошел в третий класс, а он уже в восьмой. Дружба со старшеклассником возвышала меня не только в глазах сверстников, но даже и в своих собственных: не каждый пацан может похвалиться наличием друга-восьмиклассника!
Звали моего друга Феденькой Лукониным. Я уже рассказывал о нем немного  раньше, в другом рассказе. В деревне его считали, как это тогда говорилось, малость малахольным, не от мира сего, а некоторые и вообще почитали его за откровенного дурачка. Тем не менее, Феденька очень хорошо учился в школе, запоем глотал книги, имел, что называется, золотые руки.  Сверстники с ним почему-то не контачили. Я тоже был в некотором роде изгоем среди своих сверстников по причине божественных баталий. Село, где мы в это время жили, было средоточием староверов пяти различных толков. Все ребята были жутко религиозны и находились в состоянии бесконечных стычек между собой, выясняя, чья вера и чей бог более истинные..Я, как атеист, вообще был в этой среде белой вороной, и быть бы мне постоянно и нещадно битым, если бы не тот факт, что был  я немного крепче и крупнее своих сверстников. Накостыляв пару-тройку раз по шее особо настырным радетелям божьих истин, я снискал авторитет, как пацан, который может конкретно постоять за себя.  Вот, видимо, на этой почве мы с Феденькой и сдружились.
       Оказалось, Феденька, как и я, запоем читал приключенческую литературу, книги про пиратов, индейцев и рыцарей были его постоянными спутниками. Моими - тоже.
Все свободное время мы проводили в прогулках по окрестностям села за разговорами  о различных приключениях. Само собой, что мы строили планы на будущие пиратские и рыцарские  подвиги.
       В центре села располагалось большое озеро с заливами и островами. Мы с Феденькой бороздили просторы этого озера на моей утлой долбленке, и воображали себя храбрыми конкистадорами или искателями приключений. Долбленка - это лодка, составленная из трех одинаковой толщины бревен, которые внутри были выдолблены.
       Мечтая о странствиях и подвигах, мы, с подачи Феденки, как мне помнится, пришли к выводу, что нам, как знатным рыцарям, положено иметь верных возлюбленных, которые бы ждали нашего возвращения из дальних странствий, проживая в замках. Они должны были проводить время в непрестанных ожиданиях, и постоянно выглядывать из окон, в надежде увидеть белеющие на горизонте паруса наших бригантин.
       Было решено подобрать на роль этих возлюбленных подходящих девчонок. Феденька взял себе в избранницы тихую девочку, подружку моей старшей сестры, по имени Поленька Потяева, а я рассмотрев  попристальнее девчонок из своего класса, остановил свой выбор на Ниночке Широковой, большеглазой  и аккуратной девочке, да еще и на Светке Селивановой. Нине я отвел роль главной избранницы, а Светку назначил в запасной вариант.
       Обсудив и одобрив кандидатуры своих избранниц, мы приступили к подготовке к морским путешествиям. Мало того, что мы читали все, что попадалось под руку про морские плавания, мы начали бороздить просторы нашего озера ночью, чтобы научиться таинствам судовождения в темное время суток. Это привело нас к мысли о том, что нужно бы изучить звездную карту, потому что все бывалые настоящие пираты, путешественники, и искатели приключений, как вы сами понимаете, водили свои корабли и прокладывали для них курсы в неведомых морях, исключительно по звездам.
       Однажды вечером я, с дозволения отца, начал рыться в книжках  школьной библиотеки, и мне в руки попалась некая книжица по астрономии под авторством, как сейчас помню, профессора Воронцова-Вельяминова. Я забрал ее домой, открыл..... и...для меня исчез мир приключений, пиратских сражений, ждущих в замках ослепительных красавиц, и морских походов. Мне открылся новый, неведомый и чарующе-таинственный мир звездных пространств, мир волнующих слов: зенит, надир, параллакс, парсек. Вселенная созвездий, красных гигантов и голубых карликов. Короче говоря, любовь к красавицам и морским приключениям исчезла, потускнела и потеряла всю свою прелесть. Не нужны мне стали ни Ниночка Широкова, ни ее заместительница Светка, ни приключения среди краснокожих. Во мне родилась новая,  великая любовь к загадочной красавице - Астрономии.
       С этого вечера я все свое внимание в чтении переключил на астрономические книжки. Искал их, где только мог, терзал школьного учителя астрономии бесконечными вопросами (он уже и бате моему  в шутку жаловался на это) запоем глотал книжки про жизнь великих астрономов: Галилея, Кепплера, Джордано Бруно, Коперника, Ньютона. Короче, начиная с Птолемея, Аристотеля, Улугбека, и кончая директором Пулковской обсерватории Г. Струве - вся эта публика стала для меня практически своей.
       Друг мой, Феденька, однако, моих астрономических восторгов не разделил, остался верен своей даме сердца Поленьке Потяевой, гаваням, гротам, галсам и каравеллам. Наши курсы стали потихоньку расходиться.  Так незаметно закончился третий класс. Все лето перед четвертым классом я ночами напролет просиживал на крыше церкви, ведя астрономические наблюдения с помощью половинки старого трофейного полевого бинокля, которую, уже не помню откуда, притащил мне Феденька Луконин. Оптическая мощность этого чуда военной техники была весьма слаба, и довольно быстро перестала удовлетворять мои потребности.
       У Галилео Галилея, который впервые в истории догадался направить подзорную трубу на небо, кратность увеличения прибора была равна тридцати, а мой обломок бинокля  имел скромные восемь единиц. У меня появилась мечта о телескопе.
       Телескоп - штука, я вам  скажу, очень интересная и редкая. Её даже в областном городе Арзамасе ни у кого не было, что уж говорить про нашу богообильную, но богом забытую деревеньку? Я читал книжки, вел наблюдения, все записывал в свои дневники, счислял фазы Луны, ожидал время появления Меркурия, Венеры и прочих планет. Время летело, подошел к концу и четвертый класс. Моя страсть к астрономии не ослабевала.
       Между тем, семья наша переехала в  городок Лукоянов, который считается моей малой родиной. Это был районный центр, и там была хорошая районная библиотека, куда я не преминул сразу же записаться, и постоянным читателем и посетителем которой  стал. Некоторое время спустя мне там попалась книжка, не помню уже автора, в которой самым подробным образом описывалось, как сделать телескоп  в домашних условиях. Само собой разумеется, что она была в мгновение ока прочитана от корки до корки, изучена в мельчайших подробностях.
       С этого дня все мои усилия были направлены на поиски подходящего материала. Постепенно я раздобыл практически все. Дело оставалось за самым сложным: найти стёкла для объектива и окуляра. С окуляром мне повезло. Мой старший братец Валерка был фанатом фотографии, фотографировал все, что можно, и печатал фотографии; где-то раздобыл фотоаппарат "Фотокор" и сломанный пленочный аппарат  "Смена". Надеялся его починить, но ничего у него не получилось. Не долго думая, я прибрал его к рукам и разобрал объектив, там было несколько стеклышек-линз. Одно из них точь-в-точь удовлетворяло моим потребностям, у него было фокусное расстояние в 1 сантиметр. Теперь мне нужно было как-то раздобыть стекло с фокусным расстоянием в восемьдесят сантиметров.
       Сочетание объектива с фокусом в восемьдесят сантиметров и окуляра с фокусом в один сантиметр позволяло мне получить телескоп, дающий восьмидесятикратное увеличение.  В книге было написано, что такое стекло имеют очки, уже не помню во сколько диоптрий, которые, как было сказано в книжке, легко купить в аптеке.
       Сказано - легко. Да уж не так-то и легко! Очки продавались в аптеке только по рецептам - это раз. Я бегал в город в аптеку, смотрел, там имелись очки, но стоили они очень дорого - целых двадцать пять рублей - это два. Деньги по моим понятиям - огромные, где их взять? Это - три!
       Я начал атаку на матушку: мне нужно двадцать пять рублей на очки. Объяснил, для чего. Мать, конечно, была согласна мне  их дать, но свободных денег  в такую сумму в семье не было, а отец работал в другом месте, и решал там квартирный вопрос для перевоза семьи, то есть нас. Я не сдавался и продолжал  свой натиск. Мать, как-то изворачиваясь, все-таки через некоторое время скопила мне эту сумму, и я, зажав деньги в руке, рванул на огромной скорости, бегом, по-над речкой, короткой дорогой в город, потому что уже был вечер и аптека должна была вот-вот закрыться, а ждать до завтра у меня уже не было сил - так велико было нетерпение.
       Я успел, уже стемнело, в городе зажглись огни, но аптека еще работала. С робостью в душе я подал аптекарше деньги и сказал, что мама послала меня за очками. Мне нужны такие-то очки.  Тетка-аптекарша, очень строгая на вид, в очках с золотистой оправой, мне ответила:
- Очки я тебе, мальчик, не дам, потому что нужен рецепт, и во-вторых, пусть мать сама приходит завтра за очками.
У меня, конечно, все внутри оборвалось, но я продолжил настаивать, что именно такие очки нужны маме, что она сейчас шьет, а старые очки сломались, и она не успеет до завтра сшить заказ.  Короче, врал вдохновенно и самозабвенно. Видимо, было что-то в моем голосе или облике нечто такое, что зацепило сердце строгой аптекарше, и повернуло его в добрую сторону. Она сменила гнев на милость, продала мне очки, но сказала, что если очки не подойдут, то она их менять не будет. Схватив очки, я не помня себя от счастья, побежал, стремглав, сначала по булыжной мостовой, потом по тропинке  вдоль обрывистого берега реки, мимо стадиона, и в мгновение ока пролетел на одном дыхании полтора километра пути до дома.
       Дома, отдышавшись, я приступил к работе. Помогать мне вызвались и Валерка, и Мишка, мои братья. Им тоже было интересно сделать такое чудо оптической техники. Часа через два все было готово. Стояла уже темная ночь, но мы тут же отправились на улицу, чтобы посмотреть на звезды.
       Действительность превзошла все мои ожидания: никакого сравнения с биноклем! У меня был настоящий телескоп! Особую гордость я испытывал от того, что он увеличивал в восемьдесят раз, в том время, как телескоп знаменитого астронома Галилео Галлилея всего-то в тридцать раз, но это позволило ему открыть Медицейские звезды - спутники Юпитера. Я был безмерно счастлив, я  верил, что меня тоже ждут открытия.
       Открытия были, но гораздо позже и совсем в другой области..Впрочем, это совсем иная история...О ней -  в другой раз...


Рецензии
Очень интересный рассказ: нет ничего лучше детства- это основа основ человеческий стержень!

Светлана Баранник   11.09.2019 21:44     Заявить о нарушении
Вы правы, я тоже так думаю. Спасибо!!!

Георгий Разумов   11.09.2019 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.