Ек. 9, 7-10 Ода к радости

(из конспекта разбора)

9:7: [Итак] иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим

Радость – не грех. Это очередной текст в книге о том, что надо пользоваться доступными нам наслаждениями. При этом по Екклесиасту правильная радость – «когда Бог благоволит к делам твоим». Т.е. если ты делаешь что-то, что не нравится Богу, и радуешься, это ненормально. А если ты живешь угодно Богу – радуйся.

Христиане, которые ходят угрюмые и подавленные, выдавая это за благоговение и страх Божий, не выполняют Божьего предназначения. Аскетизм и монашество – не есть Божий замысел о человеке. Против этого учения бесовского боролся Павел в первом послании Тимофею, например, в 1Тим.4:1-8.

В то время в церковной среде были люди, считавшие особым проявлением духовности сознательный отказ от вступления в брак и от определенных видов пищи, т.е. ограничения физических радостей, которые Бог хочет давать человеку. И вот эти-то ограничения Павел называет малополезными телесными упражнениями (разумеется, не физкультуру и спорт, как учат современные фарисеи, не сведущие в герменевтике).

Павел и Екклесиаст друг друга поняли бы. Оба выступали за то, что праведник не должен лишать себя простых человеческих радостей. Показательно, что в качестве поводов для радости Екклесиаст перечисляет три вещи – застолье, семейные отношения и работу. Все это – не возвышенные или сложнодоступные материи, а самый что ни на есть быт. И учение Екклесиаста заключается в том, что быт должен радовать человека.

Важно связать эти четыре стиха с предыдущим контекстом. Это уже четвертый или пятый раз, когда Екклесиаст в своей книге пишет о маячащей впереди смерти, а потом делает неожиданный вывод из этого: радуйся, наслаждайся, веселись (вот предыдущие подобные фрагменты, см. предшествующий контекст к каждому из них: 2:25-26; 3:12-13; 3:22; 5:17-19).

Какова логика рассуждений Екклесиаста? Примерно такая: да, мир устроен так, что жизнь заканчивается смертью, а до этого нам приходится пройти через ряд непредвиденных потерь, но что из того – ходить теперь с постным видом, не видеть света и пребывать в депрессии? Нет, но радоваться тому, что имеешь прямо сейчас, п.ч. это дает тебе Бог для наслаждения.

В качестве первого повода для радости и веселья Екклесиаст называет простую вещь – хлеб. Как есть хлеб радостно? Как делать простые вещи радостно? Надо учиться включаться в происходящий прямо сейчас момент. Например, вкушая тарелку супа, наслаждаться вкусом этого супа на языке своем, сознавать, что это дар Божий, и благодарить за него Даятеля.

«И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе» (Вт.8:10). Моисей велит благословлять Господа не до и не после приема пищи (хотя и это, конечно, ошибкой не будет), но во время вкушения ее. Попробуйте.

У меня на стене рядом с рабочим местом висит такая картинка (см. выше). Она хорошо иллюстрирует мысль Екклесиаста. Собака наслаждается моментом, временем, которое она проводит рядом с хозяином, она думает сейчас только об этом. Хозяин же думает о машинах, самолетах, деньгах и т.п. Как писал Соломон, глаза глупого на краю земли (у меня была заметка об этом), он не умеет сосредотачиваться на том, что рядом с ним, поэтому он и не способен наслаждаться простыми вещами.

Пару лет назад я был дома со своей дочкой Мартой. Марте было около года, может, меньше. Мы играли в какую-то крайне простую игру. Не помню точно. Может быть, перекладывали разноцветные маркеры с места на место. Может быть, складывали монетки в баночку и доставали из нее. Может быть, снимали колпачок с маркера и надевали его снова. Марта была очень сосредоточена и довольна, ей очень нравилась эта игра. И я тогда поймал себя на мысли, что несмотря на простоту этой игры, я счастлив прямо сейчас, во время этого занятия с моей дочкой. И тогда я подумал: если через 30-40 лет я буду вспоминать о самых счастливых моментах последних сорока лет, то наверняка вспомню вот эту минуту. И я стал ценить эту минуту еще больше.

Я вспомнил самые счастливые моменты из моего детства: я иду по лесу, вдыхаю запах хвои, удивляюсь звенящей тишине, любуюсь стволами сосен, уходящими вверх, мне нравится, как солнце раскрашивает их кору. Но тогда, в том моменте, я не знал, что это будет через десятилетия один из самых счастливых моментов в моих воспоминаниях.

Недавно, когда я снова играл с маленькой дочкой, теперь уже с годовалой Машей, и к нам подошла Эвника, я вспомнил те размышления во время игры с Мартой пару лет назад. И если раньше я бы отмахнулся от Эвники, то сейчас вник в ее вопрос, ответил, обнял и включил ее в нашу с Машей игру.

Прямо сейчас, когда я обновляю конспект, ко мне пришли Марта и Маша. Я дал каждой по камушку, принесенному специально для них с пробежки, а Марте еще и сухое растение – метелочку на стебле. Марта пошла со своими подарками, а с Машей мы еще посидели, она вкладывала камушек в колечко и доставала. И мы оба наслаждались этим моментом.

Из книги «Существованья ткань сквозная» я узнал о том, как Пастернак слушал музыку. Когда по радио передавали концерт классической музыки, он садился перед приемником и слушал концерт. Он занимался только этим, ни на что не отвлекаясь, и все дома знали, что сейчас его нельзя беспокоить. Он овладел искусством сосредоточенного наслаждения текущим моментом. По учению Екклесиаста.

В воспоминаниях Чуковской об Анне Ахматовой описан эпизод, когда к А.А. пришел то ли писатель, то ли журналист, и ему дали по его просьбе почитать последние ее стихи. Гость сел у окна, просматривал стихи и попутно о чем-то постороннем говорил, что-то спрашивал. Наконец, подруга Ахматовой не выдержала и сказала: «Как вы можете разговаривать: вы же читаете стихи!»

Все это примеры включенности в момент (или невключенности в него, выпадения из происходящего), сосредоточенности на том, что находится прямо перед тобой – без этого «есть с весельем хлеб» не получится. Об этом и знаменитое высказывание князя Мышкина о счастье от разглядывания цветущего дерева.

Михаил Эпштейн писал о чем-то подобном в «Энциклопедии юности»: «красота сблизилась для меня с общим ощущением жизни. Раньше я замирал перед красотой, чтобы ее разглядеть, а теперь я переживаю ее как событие, как праздник, в котором надо участвовать».

9:8: Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей.

По мнению Гаррета ношение светлой одежды может противопоставляться использованию вретища и пепла, которые символизировали печаль или покаяние . Если так, то Екклесиаст не сторонник самобичевания и копания в себе. Если Бог благоволит к делам твоим (ст.7), не надо заниматься самоедством, никакой духовности в этом нет – радуйся жизни и тем самым исполнишь волю Божью о себе. Есть моменты, когда надо печалиться (в доме печали, описанном Екклесиастом ранее – «плачьте с плачущими»), но это не должно быть основным настроением жизни.

Нормально, чтобы человек ходил в красивой, приятной ему, нарядной, светлой одежде.

Елей может говорить об общении с друзьями – когда приходили гости, хозяин мазал им лбы и/или лица елеем, это было увлажняющее и смягчающее кожу средство в засушливом климате Ближнего Востока (об этом Пс.132: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! [Это] - как драгоценный елей на голове»). Либо здесь речь не об общении с гостями, но просто об использовании полезных и лечебных средств.

9:9: Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.

Девятый стих подтверждает, что Екклесиаст не был женоненавистником (о чем можно было подумать при чтении конца седьмой главы) .

Здесь показывается еще одна составляющая нашего повседневного быта – семейная жизнь, и опять подчеркивается, что эти радости даны нам Богом. Я описывал выше, как можно радоваться простейшей игре с годовалым ребенком. Что уж тут говорить, каким наслаждением может и должно быть общение с взрослым человеком, с которым ты соединил свою жизнь. Но не проходим ли мы мимо этих радостей?

9:10: Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.

И, наконец, Екклесиаст советует радоваться работе. Николай Михайлович Крынец несколько раз говорил мне, что если бы молоток был способен испытывать счастье, то счастливым он был бы в процессе забивания гвоздей, а не тогда, когда он ржавеет в заросшем паутиной сарае. А человек, который счастливым быть может, тогда испытывает удовлетворение (помимо прочего), когда занят делом.

Нормально, чтобы мы делали свою работу наилучшим образом и чтобы процесс качественного выполнения своего дела доставлял нам помимо усталости и чувство удовлетворенности: «Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом - кующего на наковальне, говоря о спайке: "хороша"; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо» (Ис.41:7).

Разбор прошел 19.06.2018 (Плоска), 01.10.2018 (Солнечная).


Рецензии