Сережки
На этот рынок я любила ходить чтобы купить кулек семечек по 5 копеек и попить стаканчик кваса за 3. А если дед давал рубль, это были какие-то особенные дни, тогда я шла на рынок с большим белым бидоном, и могла купить целый бидон кваса и большой кулек семечек. Радость. Счастье.
Кроме бабушек в одном из рядов всегда стоял один пожилой мужчина. Он продавал сережки и клипсы. Я разглядела что именно клипсы, потому, что у меня тогда еще не были проколоты уши, поэтому я мечтала о клипсах. Мне было лет семь,восемь? Я точно не помню. А может и девять? После покупки семечек я всегда подходила к нему, чтобы по разглядывать сережки. Купить их, я, естественно, не могла. Но само это действо давало мне какое-то инстинктивное женское удовольствие. А также, я всегда смотрела и на него. Когда я заметила, что он слепой, он меня заинтересовал, как магнит. Невероятное, таинственное открытие для ребенка – что есть слепые люди. И что действительно, они не видят! Они не играют, не притворяются. Конечно, я там как-то по-детски наблюдала за ним, чтобы проверить. И, возможно, что проверяла. Дети – великие экспериментаторы, которые познают мир. Им простительно.
Однажды, мы с бабушкой шли на троллейбусную остановку, чтобы поехать в гости к моему крестному. И, как всегда, путь на остановку проходил через рынок. И я, конечно же, радостно и увлеченно бежала впереди всех, направляясь к нему, к дядечке с усами, в толстых очках, сквозь которые искаженно, но были видны маленькие вдавленные глазницы, словно глаз внутри не было, а были только щелки, или точки. Я молча рассматривала его и его картонку, на которой были зацеплены пластмассовые сережки. Какие они красивые!...
И вдруг, мой взгляд привлек такой же яркий пластмассовый кусочек на земле, прям под картонкой, стоящей на табуретке. Ах! Да это же сережки!! Белые с желтым ромбики, подвешенные к круглому белому шарику. Ах, они еще и клипсы!!... Меня окатило волной возбуждения. И первыми были глупые, детские мысли – он же не видит, они упали, и я могу их взять, он не заметит. Я снова посмотрела на него. И в сотый раз убедившись, что седоватый высокий мужчина с глазами-точками ничего, совсем ничего не видит, я почувствовала, как ком подкатил к горлу и слезы сдавили мое сердце.
Оно бешено колотилось. Я подняла сережки. Вот они, моя мечта, которую я никогда не смогу себе купить - теперь у меня в руках! Надо же, какое чудо! Мысли неслись со скоростью света. Но душу сдавила боль. Какое безжалостное преступление. Ведь этот мужчина – мой «свет». Я всегда подходила к нему, как к какому-то доброму чуду. Которое молча позволяло бесконечно разглядывать его товар, ничего не покупая, ничего не говоря. Инопланетянин. Все, что я сейчас пишу, на самом деле пронеслось у меня в голове за несколько секунд. И вдруг, я, наконец, решилась.
- Извините, у вас тут сережки упали. И протянула ему маленькую ладошку.
Мужчина опустил голову в мою сторону и улыбнулся на звук детского голоса. Пишу это сейчас и плачу. И тогда, меня просто разрывало от жалости и восхищения им. Его серые усы улыбались. Он протянул руку, пытаясь нащупать воздух рядом со мной. Я придвинулась к его движению. Он взял с моей руки эти сережки и сказал – Возьми их себе.
Вселенная взорвалась тогда в моем детском мозге и сердце.
Я всю жизнь помню эту историю и этого человека. В тот день, кажется, я прошла один из экзаменов.
Когда мне плохо и опускаются руки, или в те моменты, когда кажется, что я разочаровалась в людях, я хочу держать образ этого человека у себя внутри. Он слепой, но он не сдался. И работал. Как это вообще? Нам, зрячим, часто этого не понять, мы можем только восхищаться и стыдиться своих моментов слабости и мыслей, что мы чего-то не можем.
Он не видел ничего, но стоял каждый день на этом рынке и проявил такое благородство, которое многим из нас даже и не снилось. Я хочу держать этот образ всегда в своем сердце и напоминать себе - эй, никогда не нужно сдаваться. А благородство и доброе сердце – это главное, что может спасти наш мир.
Свидетельство о публикации №218100301028