Райский полет

…Время!!! Идет время! Бежит время! Летит время! И как бы не терлись там белые медведи о земную ось – “…жизнь невозможно повернуть назад, и время ни на миг не остановишь!...”
Только вот ХОМО САПИЕНСу, т.е. нам – людям, повезло: повезло в том плане, что ПРИРОДА-МАТУШКА вложила в наши головы такое число ГИГАбайт, которые мы называем ПАМЯТЬЮ, что наверное, во всех компьютерах мира вместе взятых, столько не наберется!  ПАМЯТЬ -  уникальная особенность человеческого бытия!  ПАМЯТЬ не дает нам забыть ПРОШЛОЕ! А без ПРОШЛОГО нет НАСТОЯЩЕГО, не будет БУДУЩЕГО!
В.А. Мурзин в своих выдержках из книги “ О деятельности советников и роты Главного Военного Советника в Афганистане” упомянул об участии личного состава роты в операции, вошедшей в историю афганской войны, как Мармольская операция. Прочитав об этом, соответствующая ячейка моей памяти активировалась, т.к. события, о которых он пишет, в какой-то мере коснулись и меня.
1983год. Уже март. Район г. Мазари-Шариф. Ущелье Мармоль. “Советские” войска жмут “Командующего Северным Фронтом” Забибулло с одной стороны ущелья. Он, отступая, пытается выйти с другой стороны, чтобы уйти и раствориться. Но там он натыкается на один из полков правительственных войск ДРА. Ну, а те, как всегда, не ожидали, как всегда вперед-назад. Все, что можно растеряли, побросали. Наши советники, что были при них, никак не могли привести их в чувство. Что с ними, где они – ни привета, ни ответа. В эфире треск, свист, ничего человеческого. Куда бить артиллерии, где свои, где духи? Связи НИКАКОЙ!
Вызывает срочно меня генерал-лейтенант Шкруднев Д.Г. в штабную палатку, где уже собрались его помощники, представители “советских” частей, авианаводчики с радиостанциями. Вопрос один – наладить радиосвязь с афганским полком, что застрял в ущелье, узнать хотя бы в каком они квадрате, чтобы их не побить ненароком своей же артиллерией, чтобы как-то обозначили себя, когда пойдет “работать” авиация. Связь можно установить, если подняться на уровень высоты перевала. Д.Г. Шкруднев принимает решение: отправить связиста с радиостанцией с экипажем одного из МИ-24, пара которых готова к вылету в ущелье.
-Решай, капитан, кто “пойдет”(полетит), время поджимает! Этого специалиста с радиостанцией ко мне на инструктаж! Быстро!
Не буду вдаваться в подробности поиска кандидатуры. В общем, решили – лететь мне! Быстренько притащили все необходимое: маскхалат, бронежилет, каску, ну и, конечно, радиостанцию. Автомат и все, что к нему положено, постоянно при мне. Бегом на БТР и на вертолетную площадку.
Винты уже вращались, рядом стоял пилот в светло-голубом комбинезоне, с красивой черной бородкой в солнцезащитных очках.
-Кто летит? – спросил пилот, оглядывая прибывших.
- Капитан летит с вами,- ответил один из помощников Д.Г. Шкруднева.
-Как зовут, капитан?
-Виктор!
- Я – Николай, - представился пилот, - вот, что Виктор, парашют я тебе не дам, т.к. глядя на тебя, он тебе не понадобится – не ты его потянешь вниз, а он тебя потащит вверх. Это, во-первых! А, во-вторых, у меня его просто нет. А теперь – главное! Не знаю какая у тебя задача конкретная, хотя мне намекали, а мы “идем” р а б о т а т ь !!! Так, что не обессудь, если что-то тебе не понравится!
Забрался  в вертолет, огляделся, приторочил ремнями радиостанцию за спиной. Что запомнилось – на одной из стен отсека была закреплена гитара!!! Вспомнился почему-то фильм “В бой идут одни старики” - …все преходяще, музыка вечна….будем жить…
Полетели. Грохот, шум, свист.  Какое-то время спустя я увидел заснеженные вершины гор, понял – мы у цели! Начал вызывать тех, ради кого я оказался здесь. Сначала тишина, треск, но потом все-таки услышал того, кто нужен. Один из наших советников, что был с афганским полком в ущелье, сам  вышел на меня. Слава Богу – переводчик не нужен! Молодец советник, что сам работал по радио! Только мы успели с ним уточнить, что было нужно – какой квадрат, где примерно духи, как обозначить себя для нашей авиации, как для меня начались “американские” горки: это пилоты приступили к “работе”! То горы вижу в черных подпалинах от наших НУРСов, то небо синее вижу! Опять горы! И красивые огоньки, летящие оттуда в нашу сторону! Опять небо! Мотает по всему отсеку, цепляюсь за все, за что можно уцепиться Пол-потолок, влево-вправо! Рев, грохот от выпускаемых НУРСов,  по обшивке вертолета, как горохом кто кидает! На фоне заснеженных гор стали заметны дырочки в стенах вертолета – одна, вторая, третья…. Сколько все это продолжалось – не скажу, на часы не смотрел, не до этого было. Постепенно “горки” прекратились. Пошли более-менее ровно, но чувствую какая-то” хромота” у винтокрылого друга – то вдруг его резко вниз бросит, то вверх, то на один бок накренится, то на другой! Да и двигатели как-то “дышали” не уверенно. Вот так, ковыляя, переваливаясь с боку на бок, добрались до своих.
Приземлились. Не скажу, что мягко, но терпимо. Хорошо, что рот был закрыт, а то язык, наверное, откусил бы! А гитара цела-целехонька!
Как выбрался – помню смутно. Вокруг вертолета уже суетится народ, что-то говорят, куда-то тычут пальцами. В голове Содом и Гомора! Пилот Николай стоит у кабины со шлемом в руке, с папиросой в зубах. Мы молча пожали друг другу руки. Кто-то из моих оказался тоже в числе “встречающих”, сунул в руки флягу: - Выпей, командир! Я машинально сделал два-три глотка. Спирт!!! Но даже не почувствовал! Зацепив за ремень радиостанцию, я побрел в сторону штабной палатки, таща ее волоком по земле.
А навстречу  бежит подполковник Борисов В.П. – один из помощников генерала Д.Г. Шкруднева –  наш самый главный “массовик-затейник”. Маленький, плотненький. Бежит, размахивая руками, кричит: - Григо-о-о-ри-и-ич!  Там еще одна пара идет в ущелье! Давай к ним! Я уже договорился!!!
Я сел на радиостанцию, которая еще попискивала, посмотрел в ту сторону, куда он показывал и… увидел райские сады, птички райские летают……
P.S.  Как мне потом рассказал замполит В.А. Мурзин на том вертолете насчитали двадцать пробоин, пять из них – в лопастях


Рецензии