Дневники Петра и Матфея

«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его». Евангелие от Матфея, 9:9-10

На днях ко мне пришел один из моих сыновей и, довольно улыбаясь, показал мне свой дневник. Держал он дневник немного необычно – пальцем близко к середине разворота, но я не обратил на это внимания. В дневнике было шесть или семь десяток и девяток. Сын просто сиял.

Он уже уходил, когда я попросил его задержаться и стал рассматривать, по каким предметам были получены эти великолепные оценки. И тут сын устал держать раскрытый дневник в одном положении, дневник немного сполз вниз, и под пальцем обнаружилась жирная… шестерка.

Можно начать винить этого мальчика, но не так ли поступаем и мы – гордо выставляем напоказ свои девяточки и прячем свои шестерки? Петр и Матфей показали удивительный пример обратного поведения.

Вспомним, что Евангелие Марка записано на основе проповедей или рассказов Петра. И именно это Евангелие написано первым из четырех. И именно в этом Евангелии ярко описано предательство Петром Иисуса.

Получается, сам Петр, диктовавший Марку, не затушевал этот эпизод. Он часто рассказывал о нем первым христианам. И раз Евангелие от Марка написано первым из четырех Евангелий, выходит, Петр лично установил традицию обязательного упоминания о его отречении при передаче событий страстной недели.

Предполагаю, что если бы Петр замалчивал этот факт в своих проповедях, рассказах, личных разговорах, если бы он не сообщил эту историю в подробностях Марку, то другие евангелисты, возможно, обошли бы этот эпизод вниманием либо передали бы все помягче. Но это была инициатива самого Петра – рассказать все, как было.

Другими словами, когда Петр держал перед нами свой дневник, единичка красовалась на видном месте.

А теперь обратимся к Матфею. То, что человек не говорит о себе, так же важно, как и то, что он о себе говорит (если не важнее). Есть не менее трех существенных деталей, которые Матфей пропустил при рассказе о своем обращении, но которые упомянули другие евангелисты.

Просто сравните версии короткого рассказа об обращении евангелиста, изложенные в Мф.9:9-10 и в Евангелиях Марка и Луки:

1) Матфей не сообщает, что последовав за Христом, он все оставил. А ведь у него была исключительно выгодная работа, ни один из апостолов не оставил столько при обращении. Лука об этом не умолчал: «И он, оставив все, встал и последовал за Ним» (Лук.5:28).

2) Матфей не сообщает, что дом, в котором Иисус возлежал с мытарями и грешниками, был его собственным. Лука пишет и про это: «И сделал для Него Левий в доме своем…» (Лук.5:29).

Задумайтесь: если бы у нас не было Евангелий от Луки и Марка, мы не знали бы, что пир после обращения Матфея произошел именно в доме Матфея. Мы читаем Евангелие от Матфея уже с этим предзнанием (и с предзнанием о том, что Матфей при обращении все оставил) и не обращаем внимания на эти мелкие упущения, но если подумать – это были точно выверенные умолчания с целью прикрытия своих «десяток».

3) И еще один нюанс. Матфей не сообщает, что он приготовил для Иисуса большое угощение. Об этом мы знаем от Луки, который писал после тщательных исследований: «И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение...» (Лук.5:29).

Скромность (или сдержанность в обнаружении своих достоинств по Ожегову) была одной из основных отличительных черт Матфея. «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, - чужой, а не язык твой», – учил Соломон (Пр.27:2). Величие не шумливо, вот почему Великий океан – в то же время и Тихий океан (Великим его называли в XV веке, уже тогда предполагая его необозримую величину).

03.10.2018


Рецензии