Моя Россия - продолжение 41

В июле 1919 года на Южном фронте шли ожесточённые бои слабо обеспеченных муницией и продовольствием частей РККА с хорошо вооруженной и мотивированной белой армией, которая, согласно Деникинской директиве от 20 июня (3 июля нового стиля), рвалась к Москве*. Сильный противник теснил красных, вынуждая их к отходу на Северо-Запад, за Днепр.

Белый Юг, который советскими историографами назывался “Доброволией” и “Деникией” (по аналогии с “Колчакией”), де-факто было самым большим из государств**, на которые распалась Российская империя в 1918 году. К концу лета 1919 года деникинцы оккупировали почти всю Украину и поделили ее территорию на три области - Харьковскую, Киевскую и Новороссийск. Во главе каждой стоял губернатор с неограниченными полномочиями. Политика деникинцев в Украине проводилась под лозунгом восстановления «Великой России». Украинское национальное движение был провозглашено предательским и подвергалось преследованиям. Название «Украина» было запрещено. Жестокие репрессии ждали всех, кто подозревались в оппозиции к режиму. В промышленности и на селе стали возрождаться старые порядки: на предприятиях отменялись все завоевания пролетарской революции, в деревне восстанавливалось помещичье хозяйство. С помощью карательных отрядов у крестьян конфисковывали здания, рабочий инвентарь, скот. Согласно закону об урожае 1919 г. крестьяне должны были отдавать треть собранного урожая помещикам. Также был введен налог – по 5 пудов зерна с каждой десятины на нужды белой армии. Задержки и уклонения карались смертью. Такие порядки привели к взрыву народного недовольства: забастовки и восстания рабочих, развертывание массового крестьянского движения (партизанское движение отрядов Махно, Шубы, Зелёного, Волынца, Григорьева и других атаманов), с которым деникинцы не смогли справиться. Все успехи деникинцев на фронтах против большевиков сводились на нет полным развалом в их тылу***.

Не лучше обстояли дела и на стороне красных, где воевала большая часть крестьянской бедноты и рабочего люмпена, которые искренне надеялась на новую, справедливую жизнь, без кровопийц-помещиков, жандармских порядков и царской власти, они, наивные, еще не знали, что их ждёт. Порядки большевиков мало чем отличались от старорежимных, щедрые посулы революционных благ слишком часто заменялись массовыми расстрелами и ужасными злодеяниями.

Во время пребывания большевиков в городе Харькове [...] царил такой террор, что многие сходили с ума от всех переживаемых кошмаров. Особенным зверством отличался комиссар Саенко, к счастью, пойманный добровольцами. Расстреливали беспощадно, не исключая женщин и детей. На двух улицах и в подвалах некоторых домов были вырыты коридоры, к концу которых ставили расстреливаемых и, когда они падали, их присыпали землей. [...] На другой день на том же месте расстреливали следующих, затем опять присыпали землей и так до верху. Потом начинался следующий ряд этого же коридора. [...] В одном из таких коридоров лежало до 2 000 расстрелянных. Некоторые женщины расстреляны только потому, что не принимали ухаживаний комиссаров. В подвалах находили распятых на полу людей и привинченных к полу винтами. У многих женщин была снята кожа на руках и ногах в виде перчаток и чулок и вся кожа спереди. Последний период пребывания советской власти в городе ознаменовался необычайной вспышкой красного террора****.


                (продолжение по ссылке)

http://www.proza.ru/2018/10/06/1337


* Белая гвардия. История белого движения. http://ruguard.ru/forum/index.php?topic=79.295;wap2

** В книге «Гражданская история безумной войны» Михаил Веллер и публицист Андрей Буровский посвящают Югу России отдельную главу, которая называется «В государстве Деникина».

*** “Наступление белогвардейцев в Украине......”
http://ukrmap.su/ru-uh10/266.html

**** krasnyi-terror-zverstva-sovetskoi-vlasti-dokumenty-i-foto-18


Рецензии