КВАС

!
…Шел третий год, так называемой “ необъявленной “ – афганской войны, когда  в конце октября 1982 года я впервые ступил на Кабульскую землю. Я не предполагал, что меня ожидает, как все сложится! Но приказ – есть приказ, а я – офицер! Скажу одно: за “забором” сидеть мне не довелось. Назначили меня командиром роты связи Главного Военного Советника. Приходилось заниматься как вопросами обеспечения связью  аппарата советников, так и охраной и обороной Пункта Управления во время совершения маршей, а также и в районе применения - как бы сейчас сказали “два в одном”. В Союзе ты или командуешь ротой связи, или ты командуешь ротой охраны, т.е. есть существует какое-то разделение по специфике выполняемых задач. На войне свои законы, штаты подразделений формируются исходя из конкретной боевой обстановки.
Так началась для меня МОЯ афганская война, длившаяся долгие семьсот сорок дней и ночей…
    Через многое пришлось пройти, многое испытать – пустыни, горы, серпантины, завалы, перевалы, зловещие “зеленки”, обстрелы, подрывы на минах, жесткие приземления на подбитом вертолете, потери, радость возвращения после долгих рейдов на родную базу в Кабуле. Но - это война, а война она и в Африке война! Самое главное, что двигало мной всегда – выполнить поставленную задачу, сохранив при этом моих солдатиков, что, к сожалению, не всегда удавалось. Это были самые тяжелые минуты в моей жизни, когда  мы теряли кого-то из ребят!
    …Сейчас я хочу рассказать об одном из дней, об одном из многих дней, о которых тоже можно и нужно бы написать!!! В тот день не было боя, не было чего-то особенного…
    Но, обо всем по порядку!  Итак! 1984год. Август. Мы “оседлали” один из перевалов в  районе кишлака Хирохейль, над нами - только орлы, под нами - быстрая горная речушка, а сразу за ней – Пакистан! Моим непосредственным начальником был генерал-лейтенант Шкруднев Дмитрий Григорьевич – зам. Главного Военного Советника по боевым действиям.
 Здесь я немного отвлекусь и честно признаюсь – пользуясь неким созвучием в произношении наших фамилий и отчеств, я иногда “хулиганил” (ко времени описываемых событий  я уже не был тем”зеленым” капитаном, а пользовался определенным авторитетом и уважением как среди афганского, так и нашего”советнического” командования). Чтобы как-то  “выбить” для своих солдатиков “вкусненького”, а для техники-запчастей и боеприпасов для вооружения, я иногда выходил в эфир на ближайший афганский гарнизон и от имени “ДЕДА”( так за глаза мы называли генерала) все это пробивал!  Поди разберись в эфирных шумах, кто там говорит – Шкруднев или Хлуднев,  да еще отчество Григорич произнесешь невнятно! А что – военная хитрость! “ДЕД”, конечно, догадывался, до него доходили слухи о моих “проделках”, но ни разу, подчеркиваю - ни разу, он мне об этом не сказал и даже не намекнул – понимал, что делалось все это не ради баловства, а для дела!!!
  В тех местах, где мы “расположились”, в то время караванными тропами активно переправлялось оружие, наркотики, живая сила духов с ТОЙ стороны – со стороны Пакистана. Банды беспрепятственно переходили границу когда хотели.
  Жили мы по-походному – в БТРах. Палаток не признавали – хлопотно с ними, а так – все под рукой и в любую минуту готовы к бою и движению. Спали на снарядах, укрытых солдатскими одеялами с автоматами в обнимку.
   Утром того дня, о котором я веду речь, меня разбудил грохот чего-то металлического о броню моего БТРа. Аж в ушах зазвенело! Я мигом прильнул к триплексу, рассмотреть, что за напасть такая. И что я вижу! Перед моими глазами маячит солдат со смешной фамилией Купец Иван (он дежурил в те сутки) и долбит прикладом своего автомата по МОЕМУ БТРу! В его руках автомат, что пистолет в моих – здоровяк!
 Высунувшись из люка, ошалело вертя головой, потому что такой киш-миш в ней образовался, будто вся конница Ахмад-Шаха Масуда проскакала по ней, я набросился на Ваньку Купца:
-Ванька! Раскудрит твою налево! Враг ты Саурской революции! Какой скорпион тебя укусил, забодай тебя ишак! С какого перепугу ты так долбишь, чуть командира своего слуха не лишил! В Пешаваре, наверное, слышно!
Ваня – двухметровый детина, в плечах размером со славянский шкаф – улыбаясь во весь рот, сверкая металлическими фиксами на передних зубах, протягивает мне лист бумаги:               
-Вам радиограмма, товарыш капитан! Из Кабула!               
Перегнувшись через люк, я взял из рук дежурного этот листок бумаги. Действительно, радиограмма. Читаю: друзья из Кабула передали, что мне “пришел” Орден Красной Звезды! Не ожидал, но приятно, должен сказать!               
-Спасибо, Ваня! Ты принес хорошую весть, а потому прощаю тебе твой грохот, что чуть было не вызвал камнепада с гор! Свободен! Можешь идти!....Да, загляни на ПХД, передай старшине чтобы “пулей” ко мне!!!               
-Есть, товарыш капитан, - козырнул Купец и, развернувшись, как бульдозер на стройплощадке, полетел в сторону так любимого им ПХД.               
Через пару минут старшина был передо мной:               
-Григорич, что случилось? Дежурный передал – ротный срочно требует к себе…               
-На, старшина, почитай, - и я протянул ему листок с текстом радиограммы, - прочитал? Вопросы есть?               
-Все ясно, Григорич! Какие могут быть вопросы! У матросов – нет вопросов!!! Старшина был родом из-под Мурманска – морская душа – поэтому часто сыпал словечками из матросского лексикона.- От души поздравляю - и, уже шутя, перешел на “официальный” тон, - Разрешите действовать, товарищ капитан?               
-Действуй, старшина, действуй, морская твоя душа!!!               
Хочется сказать, что понимали мы друг друга с полуслова, с полунамека, как партнеры в хорошей, сыгранной команде! А, в принципе, так оно и было! И хотя старшине я ничего не сказал, только дал прочитать то, что написано в радиограмме, он все понял ПРАВИЛЬНО!   
Не знаю, что он делал, как мудрил – это уже его секрет, но к обеду “ВСЕ” было готово. А это “ВСЕ” было ничто иное, как 40-литровый бак БРАГИ – светлой, холодной, шипучей!      
Ну, что ж, повод есть, что пить – тоже, то, как говорится, вперед и с песней, честным пирком  да и за свадебку!
Снарядил замполита к афганцам – пригласить на мероприятие, собрал свободных от дежурства своих. Место сбора – зампотеховская “летучка”. Когда все были в сборе и уселись, кто где мог, первым слово взял замполит. Говорить он умел – палец в рот не клади, но на этот раз был краток, как никогда – все по делу, ничего лишнего. Остальные, принимая от старшины кружку с пенистым напитком, тоже говорили что-то хорошее в мой адрес. Когда круг замкнулся, очередь сказать слово дошла до меня:               
-Спасибо, мужики, за поздравления, за хорошие и добрые слова! Надеюсь, и уверен в том, что еще не раз и в более подходящих условиях мы будем собираться по такому приятному поводу!               
На этом официальная часть была закончена.               
Кружка ходила по кругу, содержимое бачка постепенно уменьшалось. Нам всем стало уже достаточно хорошо. Все трудности и невзгоды как-то сами собой отодвинулись на второй план. В кунге стоял шум, гам. Застолье разбилось на кучки – мужики обнимались, хлопали друг друга по плечам, пожимали руки, клялись в вечной дружбе афганского и советского народов. На душе было легко и покойно.               
Как вдруг – дверь кунга распахнулась, и в проеме “нарисовался” по пояс Лешка – переводчик “ДЕДА”. Мы видели его хорошо, а он-то с улицы не видит кто в кунге и что там делается.               
-Леш, ты чего?- спрашиваю я.               
-Бежал по нужде мимо, слышу шумновато что-то у вас, вот и заглянул. Григорич, ты что ли?               
-Я, Леша, я. Заходи, чего у двери торчать.               
-Да нет, Григорич, “ДЕД” ждет, отпустил буквально на минуту, некогда. А что это вы пьете? – рассмотрел, наконец, он бадью.               
Язык мой – враг мой! Никогда не забывал об этом, и о том, что молчание – золото – тоже помнил! Но в тот момент почему-то меня кто-то, как черт, за язык потянул – возьми, да и ляпни:               
-Квас, Леша, квас! Залезай до нас, выпей кружечку, освежись!               
-Григорич, спасибо, но квас я не пью, я от него сильно потею.               
С этими словами Леша-переводчик ушел, закрыв за собой дверь. Ушел и ушел. Наше дело предложить, его дело – отказаться.               
Через минуту мы забыли про него и продолжили гонять кружку с пенистым напитком по десятому, наверное, кругу.               
Потом затянули “ Выпьем за тех, кто командовал ротами…..” Охрипли – промочили и принялись тянуть “Ой, мороз, мороз…..” Только наш “хор Пятницкого” пропел, что “у меня жена – красавица” и собрались перейти ко второму куплету, как дверь – опять настежь!!! Видим – Леша-переводчик:               
-Григо-о-о-рич! “ДЕД” просит квасу! С этими словами Леша-переводчик нагнулся – выпрямился и водрузил на пол “летучки” термос размером повыше колена-пониже пупка!!!               
На минуту в кунге повисла тишина, слышно было только, как лопаются пузырьки в бадье с брагой.               
Все так и замерли – кто с кружкой в руке, кто с куском сыра во рту. Афганцы, конечно, не “ врубились”, что произошло. По-русски они знают только “дай”, “афгани”, “буру-буру” и “командор”. А мы-то, русские, поняли: нештатная ситуация, блин, и надо что-то делать. Леша-переводчик мнется у двери, ждет. Головы всех присутствующих, как по команде, дружно повернулись в мою сторону, мол, ты-Григорич – старший, тебе и карты в руки. Что тут делать? Да еще к тому же хмель по мозгам ударил. Сижу, думаю, как турецкий султан над ответным письмом запорожцам. Скажешь – кончился “квас”, выпили, так “ДЕД” может осерчать, прикажет сделать еще КВАСУ. А из чего его делать, если все старшинские запасы дрожжей ушли на ЭТУ бадью? Это не выход! Остается одно – налить “ДЕДУ” этого “кваса”! Была – не-была! Семи смертям не бывать, а одной не миновать!               
-Ну, старшина, чего ждешь? Давай-наливай!               
Сокрушенно качая головой, старшина наполнил термос, завинтил крышку и передал Леше-переводчику, терпеливо дожидавшемуся снаружи.               
Получив свой термос, Леша-переводчик испарился. Наше праздничное настроение также испарилось, словно Леша-переводчик унес его с собой в термосе!               
-Григорич, что сейчас бу-у-у-дет! – загоревал старшина, - “ДЕД” меня в борще сварит!
- Ладно, не гони пургу, не нагоняй страху, сам знаешь - бывало и не такое – пробьемся!
Кому уж “ДЕД” вставит по полной – так это уж точно МНЕ! До вас его “утюг” не долетит. А пока, старшина, давай-ка все убери и газуй на свой ПХД. Остальные – по своим местам и не высовываться. Вы - “командоры” – это я к афганцам – “буру-буру” в свой батальон, вас здесь не было! Ясно?               
Те закивали головами, загалдели по-своему, полезли целоваться, руки пожимать – одно слово – ВОСТОК!               
Весь остаток дня я был сам не свой – ждал – вот-вот прибежит посыльный от “ДЕДА”. Но наступил вечер – тишина, время к полуночи(время доклада “ДЕДУ” о прошедшем дне) – тишина. Никто меня не вызывал, никто меня не тревожил. Нервы, как струны, дерни-зазвенят. Вот уже 23-30 и, как не тяни, а на доклад идти надо. Собрал офицеров:          
- Ну, что, отцы-командиры, быстренько докладывайте: люди, посты, связь, сектора…
-Григорич, все в штатном режиме – заверили меня взводные и замы!               
- Ладненько, успокоили. Тогда, если ко мне вопросов нет, я пошел, ждать меня до упора, никому никуда не уходить!               
-Давай, Григорич, с Богом, ни пуха-ни пера!               
-К черту, к черту!               
С этими словами я глубоко выдохнул, пожевал лаврушки и решительно направился к генеральскому “купе”.               
Ровно в 24-00 костяшками пальцев я постучал в “ДЕДОВСКОЕ купе”.               
-Да,- раздался голос из-за двери.               
-Товарищ генерал, разрешите…..               
“ДЕД” замахал рукой, - Заходи, заходи, капитан, садись.               
-Есть!               
“ДЕД” нахмурил свои густые брови (гуще, чем у известного Генсека):               
-Капитан, не надо так официально, устал я от этого. Мы сейчас одни и давай по-простому….               
За время этого краткого диалога я успел заметить, что термос, в который старшина наливал “квас”, стоит на столике, крышка свинчена, рядом – наполовину наполненный граненный стакан. Да и запах в помещении был далеко не “квасный”. Это меня как-то настораживало, держало в напряжении.               
-У НАС все в порядке, капитан?- спросил “ДЕД”, делая ударение на словах  У НАС.   
-К чему бы это?- вертелось в голове, - сейчас, наверное, начнет “шкурить”. Глупость, конечно,  сморозил я с этим “квасом”. Я весь подобрался и мысленно приготовился к “расстрелу”:               
- Так точно!               
“ДЕД” опять недовольно поморщился.               
-То есть, да, Дмитрий Григорьевич! У НАС все в порядке!               
-Что ж, добро!               
“ДЕД” взял в руку стакан, как-то хитро посмотрел на меня, допил содержимое, крякнул, прищурился:               
-Хорош “квасок”, ядреный! А, капитан? Кто готовил?               
-Cтаршина, - ответил я, - но, Дмитрий Григорьевич, это он сделал не по своей инициативе – это я распорядился, виноват.               
-Вот что, капитан, - “ДЕД” улыбнулся, - когда старшина в другой раз будет делать “квас”,- генерал не выдержал и засмеялся,- не забудь ему напомнить, чтобы прислал кого-нибудь за этим термосом, - большая, сильная ладонь генерала коснулась красивой росписи с журавлями на стенке сосуда!               
Я даже не нашелся, что и ответить. Верите, камень с души свалился!               
-Вот это генерал! Вот это “ДЕД” – прыгало у меня в мозгах, даже в жар бросило!         
-Ладно, капитан, не напрягайся, - вернул меня на землю “ДЕД” – давай теперь о ГЛАВНОМ на сегодня.               
-Слушаю Вас, Дмитрий Григорьевич.               
-Я все знаю, капитан. И про твой орден – тоже. Что ж не пришел сам, не порадовал старика?               
-Как-то неудобно, Дмитрий Григорьевич, думал это не важно, да и ордена еще как такового нет, а только разговоры…               
-Есть орден, есть, капитан, уж я-то знаю наверняка, можешь не сомневаться. Ты его заслужил!               
-Спасибо, Дмитрий Григорьевич!               
- Я рад за тебя, капитан! А теперь открой-ка шкафчик, что за спиной у тебя. Там у меня походная заначка. Доставай. Сейчас самый подходящий случай, чтобы ее реализовать.
Через минуту “стол” был накрыт.               
-Наливай, капитан! Давай обмоем твою награду! Надо бы орден в стакан опустить, а пока давай простую звездочку. Держи свой стакан!               
Подняли стаканы, чокнулись!               
- Ну, что ж, капитан, поздравляю тебя с первым боевым орденом, надеюсь – не последним! Пусть он напоминает тебе об этих днях, о тех, с кем тебе довелось воевать здесь – в Афганистане! Помни об этом и НИКОГДА не забывай! Дай Бог тебе вернуться живым и здоровым домой, к своим родным и близким! Удачи тебе, капитан!       
-Служу Советскому Союзу!               
-Можно проще, капитан?               
-……..?               
-Без этих “СЛУЖУ”!               
-…Спасибо Вам, Дмитрий Григорьевич, за добрые слова!!! ……               
Вот так закончилась моя история с “КВАСОМ”!               
Долго ждали в тот вечер – вернее ночь – меня мои офицеры….               
И сейчас, спустя много лет, я помню все до мельчайших подробностей ТОГО дня!!! 
        И почему-то грустно становится мне….               

               


Рецензии