11. Загадка Ослянки. След небесной лыжи

Есть на реке Чусовой одно загадочное место – по ту сторону Бабенок. Это страна Ослянка. Мы прошли её от Кровяного берега, который взорвался водопадами из красновато-бурых песчаников. Наша лодка пришла к Верхней Ослянке, старинному селу у пристани. Перед широким пляжем возвышалась сине-лиловая лыжина Ослянского камня. Кто-то шутливо называет пристань портовым городом Осло, кто-то – Осляндией.

А ведь Ослянка – древнейшее имя, которое пришло к нам из глубин веков, когда финно-угорские племена "черезполосицей" жили с пришельцами - древнерусскими племенами, осваивающими новые земли. Прикамье было дорогой Великого переселения народов и рождало новые народы. На Чусовой издревле обитали предки коми и булгар, сюда проникали русские поморы с XI века, затем появились племена манси…

Мы сошли на берег перед Синим камнем в Нижней Ослянке. Обе Ослянки, Верхняя и Нижняя, лежат в узких долинах Чусовой, зажатые ровными и длинными хребтами. "Синие горы" пропустили туда речку Ослянку.

Это редкое название. Оно встречается на Среднем Урале – там есть реки Ослянки, знаменитая гора Ослянка. Есть деревня Осляна в Пермском крае. Что удивительно, топоним обнаружился на Смоленщине – и там есть речка Ослянка с селом. Пожалуй, вот и все исконно ослянские места в России. Негусто.

Закон рядности топонимов В.А. Никонова говорит, что названия "никогда не существуют в одиночку, они всегда соотнесены друг с другом". Кто и почему назвал реки и горы "ослянками"?
Следуя советам В.В. Напольских, попробуем разгадать эту тайну - опираясь на "реальное бытование в конкретном языке (русском, коми)".

*** КОРНИ ИССЕДОНОВ ***
Полагаю, что первично название Осляна. Так называется деревня на берегу Ласьвы в Краснокамском районе Пермского края. Она возникла на месте древних селищ Осляны V–VI веков н.э. Они имеют тонкий культурный слой, что отражает масштабные миграции населения в южно-таёжном Прикамье в I тысячелетии. Река Ласьва - правый приток Камы. Её коми название означает "река по низинному ровному лугу" (Кривощёкова-Гантман). Поблизости находится село Мысы.

Поблизости от деревень Верхние и Нижние Мысы на низинном лугу левобережья, на правом берегу Чусовой стоит село Верхняя Ослянка.
Так же татарское село Югары Ослан (Верхний Услон) расположено на обрывистом мысу правого берега Волги. На Чусовой, конечно, стояли касабы Великой Булгарии в X–XII веках, но первыми хозяевами Реки Теснин всё же были предки коми.

Слово Ос-Ляна разобьём на части и поищем его корни в финно-угорских языках.
Что означает корень ОС ?

Геродот описал древнее племя исседон, которое в исторических документах позже упоминалось как "ису", в арабской транскрипции – "вису". На территории былой страны Вису этот корень до сих пор сохранился у северных коми в виде "йос", в значении "народ".
Народ "йос", "ису" обитал, в основном, по рекам Сысоле, Выми, Каме и Вятке. Исседоны не спускались южнее Ижевска и не проникали севернее Ижмы (по Н.Я. Марру).
Предположительно, на Каме, Вятке, Белой, Чусовой обитали их соседи – тиссагеты, восточнее – йирки, охотники на лесных зверей.

Позже часть исседон переселилась к жителям Ижмы, Печоры и Верхней Вычегды, где в названиях рек проявилось племенное "вису". Левый приток Сысолы носит название Визин (Вис-дин). В.И. Лыткин обнаружил корень "вис" и в имени рек Вишера, притоков Вычегды, Камы и Колвы (Вишерка), которые коми зовут Висьор (коми, удм. 'ор, 'ер  - "русло, ложе реки").

Ивдельская река Ушма, приток Лозьвы, раньше звалась Висум. Левые притоки Камы и Выми (басс. Северной Двины) называются одинаково – Весляна, причём в местных диалектах – Вис-Ляна.

Что означает ЛЯНА?
Это могло быть древнее финско-балтийское слово lama, означающее "узкая длинная долина".  В I тысячелетии финно-угорские племена назвали Ламой реку на территории нынешнего Подмосковья. Волок Ламский упоминается в суздальской летописи от 1178 года.
Тогда Осляна – Йос-Лама означает поселение людей в узкой длинной долине у реки, возможно, на пути к волоку.

На этом можно было исследование и закончить. Однако нужно учесть общепризнанную версию от слова "оселок". К тому же не возбраняется сочинить ещё дюжину других.

Начнём с того, что Ляна изначально могло быть словом Лямпа.
Каким образом?

Рассматривая прапермский корень lun (lump) со значениями "день / юг", В.В. Напольских показал, что "переход (ассимиляция) *-np- > *-mp- вполне естественен и мог иметь место уже в прапермском или древнеудмуртском". Таким образом, название Ос-Ляна могло быть связано с Ос-Лямпа при ассимиляции. Лямпа на коми-пермяцком языке означает охотничью лыжу-голицу.

Получается, что Осляна - Йос-Лямпа – это такой "лыжный народ"? А как ещё передвигаться по заметённому глубоким снегом "низинному ровному лугу"? Коми – народ охотников, именно среди них появились Люди-лыжники.

*** ЛЫЗИ И ЛЯМПЫ***
Первыми изобрели лыжи древние предки коми, уральские индейцы. В национальном музее Коми г. Сыктывкара хранится деревянный кусочек лыжи, передняя часть которой украшена скульптурной головой лося. Она обнаружена в 1964 году экспедицией Г.М. Бурова неподалёку от Синдорского озера при раскопках Висского I торфяника. Первая лыжа оказалась из эпохи мезолита, VI тысячеление до н. э. Её возраст восемь тысяч лет!
Там же были найдены санные полозья, причём самый крупный обломок длиной 185 см и шириной 12-18 см шириной. Эти первые сани – древнейшие в мире! Коми – родина лыж и саней.

О традиционных лыжах коми рассказала Ирина Апалькова. Лыжи делались широкими – более 10 см, при ходьбе охотнику помогал посох койбедь. "Он имел с верхнего конца лопаточку, а с нижнего – железный копьевидный наконечник. При ходьбе койбедь заменял лыжную палку, а при стрельбе его использовали как сошку – опору для ружья. Лопаткой раскапывали снег для ночлега в лесу, выкапывали упавшую в снег белку, наконечником пробивали лунку во льду, чтобы достать воду, а при случае могли и использовать как копьё".

Охотники коми использовали лыжи двух типов. Для постоянного использования и устойчивости на подъёме в гору лыжи обшивали камусом ("камыс", "кыс" - шкура с голени оленя или лося). Пробовали подбивать лыжи заячьей шкурой - при подъёме они были неустойчивы. Так в народе коми родилась поговорка "коч ку лызя". Она означает лицемера, человека без собственного мнения – "Как человек на лыжах, подбитых заячьей шкурой".

Сейчас камусные лыжи называются ЛЫЗЬ. В язык коми это слово было заимствовано в XII-XIII веках от древнерусского лыжЬ, где смягчённый звук [ж’] звучал как [з'] в древнепермском языке. Русские познакомились с лямпами-лыжами давно, новгородцы проникли за Урал уже в XI веке.

Этнограф Олег Уляшев говорит, что "именно коми в Усть-Вымском городке обучили дружину Семёна Курбского ходьбе на лыжах перед его двухлетним великим походом в Зауралье, а местные мастера смастерили несколько сотен лыж и охотничьих ручных нарт". Интересно, что в Зауралье камусные лыжи называют подволоками.

В 1499 году отряды князей Семёна Курбского и Петра Ушатого водным путём достигли Печоры, где заложили крепость Пустозерск. 21 ноября 1499 года войско из 5000 устюжан, двинян и вятчан отправилось в Югорские земли. Воеводы шли на оленях, воины - на собаках и на лыжах, и так пересекли Камень, Уральский хребет. Московские дружины дошли до городка Ляпина, взяли 32 городка, более тысячи пленных и 50 князей. К пасхе 1501 года воевода Семён Курбский вернулся в Москву.

Однако охотнику были нужны и другие лыжи - для сырой погоды и ходьбы по насту. Это были ЛЯМПЫ. Лыжи-голицы без подбивки смазывали жиром или салом. Отметим, что с карельского языка созвучное слово "l'amp'a" переводится как "изогнутый".
И сегодня охотники коми ходят на лямпах.
В республике Коми даже Лямпиада проводится!

*** БОГАТЫРИ-ЛЫЖНИКИ. ЙИРКАП И ПЕРА***
Герои эпоса коми богатыри Пера и Йиркап – лыжники. Найденная в Коми "первая лыжа" могла служить в ритуалах, посвящённых великану-охотнику Йиркапу. По легенде, однажды великан увидел на берегу озера Синдор драку водяного Васы и лешего Ворсы. Васа побеждал Ворсу, так как был в своей стихии. Тогда Йиркап пришёл на помощь лешему, выстрелив в водяного из лука.

В благодарность за спасение леший посоветовал найти в лесу "своё дерево" - Ас Пу. Йиркап отыскал Ас Пу — собака три года, не переставая, лаяла на сосну! Ударил охотник сосну топором - из ствола засочилась кровь. Тогда он сделал из неё лыжи.
Как тут не вспомнить красные сосны у Кровяного Берега близ Ослянки. Может быть, Ляна – это Лямпа из той сосны? На языке коми сосна с красниной означает лян'oда пож'oм (лян'oд – краснина в дереве).

По преданиям, великий охотник Йиркап летал на чудесных лыжах необыкновенной скорости. "Сделал лыжи — они сами идут. Как шапку положит на них, они стоят, шапку взял - помчались лыжи, как стрела". Печь не протопилась, и хлеб ещё не остыл, а великан успевал слетать на угодья за триста вёрст туда и обратно от села.

У древнейшей лыжи из торфяника Вис I загнутый конец венчает искусная лосиная голова. Древний охотник, вырезавший её, считал, что тем самым он магически придаст лыжам невероятную скорость бегущего по тайге лося. Чем не волшебная лыжа Йиркапа! Да и с таким коньком-тормозом можно было брать самые крутые склоны.

  Другой лыжник-богатырь, Пера родился от брака Кудым Оша с дочерью вогульского вождя Мань-Ньяыссу. Пера добыл коми-пермякам огонь, он научил их "ковать и кричить железо, вооружил дружины других вождей, объединил их в могучее войско, отогнал врагов от великих рек и оковал железными скобами тыны пермяцких городищ".

"И все поклонились Пера-богатырю: скоты и кони, зверьё в лесах, рыбы в водах, птицы запели стройно, леса шумели, каждое дерево само по себе, сосна да ель, кедр да пихта, осина да береза. Пера стоял нагой, как могучий кедр, навечный юноша, бело-златовласый, и солнце уже вливало золото своё в его тело".

В древней парме лыжи-лямпы несли охотникам жизнь и смерть. "Если идёшь на медведя - готовь мягкую постель, если идёшь на лося - готовь гроб и могилу", говорили коми.
Лыжами мерилось всё. Лыжа символизирует крыло птицы, которая для коми является национальным символом. В полёте Йиркап мог догнать любого зверя, даже чудесного Голубого оленя!

Млечный путь светится в ночном небе россыпью звёзд. Эту россыпь древние коми называли Лямпа туй - Лыжный след!
У меня из головы никак не шла лиловая лыжа Ослянского камня. Могли ли древние коми видеть "лыжи" не только в небе, но в горах и реках?

*** ЛЫЖНЫЕ НАЗВАНИЯ ***
Да! Предки коми явно видели в поднебесье след волшебной лыжи Йиркапа.
Высшей точкой хребта Уральский в горной осевой части Северного Урала является гора Гумбольдта. Гора высотой 1410 метров разделяет бассейны Камы и Оби. Её древнее название стёрли в 2001 году члены РГО при переименовании.
Тысячу лет гора носила первое имя – Лямпа Кутимская. Гора-Лыжа.

Действительно, Лямпа Кутимская вытянута с севера на юг на целых 6 км. Гребень в районе вершины узкий и крутой. Основная часть горы находится выше границы леса – в гольцовой зоне. Разве это не лямпа-голица? Это небесная голубая лыжа.

Гору слагают сланцы и кварциты протерозой-кембрийского возраста, как и берега Чусовой близ Верхней Ослянки. Зимой голубого цвета добавляют снежники на северо-восточном склоне. На горе  - исток одноимённой "лыжной" реки, которая впадает в реку Кутим.

Лыжные имена получили реки Малая Лямпа и Большая Лямпа, впадающая в реку Улс. Долины рек Большая Сосьва и Малая Лямпа на Главном Уральском хребте соединяет  перевал ЛямпаКонь.

Лямпами называются приток Барды (басс.Камы) и приток Лобвы (басс.Иртыш).
Деревня Лямпа Большеутинского сельсовета находится в долине одноимённой реки в 20 км от посёлка Ачит Свердловской области.

Показательно, что река Лямпа, приток Ваграна (басс. Иртыш), на языке манси называется Тоут-я – "Лыжная река"!

Манси называли горы с узким длинным гребнем иначе. Вогульский Ось-Нёр – "Узкий Камень", "Узкий Урал" (осься — "узкий").  Ижемские коми, порой кочуя по тундрам Хоза-Тумпа, пользовались узкими кручами Колвинского камня и Ошньера.

Получались гибридные оронимы Ошеньер (коми ош - "медведь", манси нёр – "камень") и Осся-ур - "узкая гора". Тогда Ось-Лямпа – "узкая лыжа", а Ош-Лямпа – "медвежья лыжа"?
 
На Урале и Севере часто долины рек и ручьёв, где можно пробираться только зимой на лыжах, либо где ставили деревни-зимницы (зимняки), называли "лыжными" именами. Архангельские поморы называли лыжи так – калги, колги. На финском и карельском kalhu означает то же самое.
Колга - посёлок на севере Эстонии в волости Куусалу. Старорусское название острова Колгуева – Калгуев. По легенде, название острову дали поморы в честь рыбака Ивана Калгова, пропавшего без вести в водах.

И на Чусовой свои колги есть!
Посмотришь летом на чишму в Колган-Логе рядом с бойцом Кирпичным и понимаешь - на "колгах" только сюда и дойдёшь! Выше по течению от Колган-Лога была деревня Зимняк – зимой к ней быстро добраться, если хребтину царь-бойца Высокого на колгах перемахнуть.

Так ить колги ладить да на охоту иттить – это ж колгота какая! Колгота – это суета и длинные хлопоты, как на ребёнка колготки одевать, чтобы в садик отвести.

*** ОСЛЯНКА – НЕБЕСНАЯ СИНЯЯ ЛЫЖА ***
А как же наши, уральские Ослянки?
Они точно похожи на небесные лыжи!

Самая большая из них является наивысшей вершиной Среднего Урала, расположенной к северу от хребта Басеги. Гора Ослянка (Ослянский камень в источниках XVIII—XIX вв.) имеет высоту 1119 метров. Меридиональный горный массив на левобережье Косьвы вытянулся большой лыжей аж на 15 вёрст! Гребень выровненный, преимущественно широкий; местами узкий, крутой, скалистый.

Ослянка сложена кварцито-песчаниками верхнепротерозойского возраста. На фото Андрея Колчина её лямпа-голица видна издалека. Пихтово-еловый лес есть до высоты 800 метров. На горе – исток реки Южная Ослянка, впадающей в Большую Ослянку.
Лыжники эту гору любят – там с 2005 года проводится лыжный марафон "Ослянка".

Кроме рек Ослянок, впадающих в Косьву, в Карпинском районе есть маленькая Ослянка, впадающая в реку Кырья.

Чусовская "лыжина" невелика по сравнению с косьвинской.
Гора Верхняя Ослянка, высотой 432 метра, также представляет собой узкий хребет с крутыми склонами и несколькими вершинами, вытянутый с северо-запада на юго-восток. По склонам горы в обход вершин была проложена Кушво-Сылвицкая ж.д.  На юго-запад – исток реки Чувашка. На север с горы течёт к Сылвице река Бобровка. На юго-запад – река Большой Потяж к Серебрянке. На юг текут речки Ослянка с Дрожихой.

Один момент в разгадке ослянского имени не был учтён. Горы в тех местах на Урале – сплошь синие. К Верхней Ослянке идёт Гороблагодатский тракт через Синегорье. И камень близ Ослянской пристани на Чусовой – тоже лилово-синий. Синим называется камень у Нижней Ослянки.

Ниже деревни Ёквы Чусовая делает разворот, и упирается в могутный хребет камня, опять же Синего. Его тёмные уступы хмуро поросли лесом. Чусовляне о нём говорят: "Здорово синий он, и всё кругом синё". Так и есть.

Возможно, слово Ослянка произошло от коми-пермяцких корней Л'oз-Лямпа?
Л'oз на языке коми означает голубой, синий цвет.
Л'oз кынь - голубой песец, л'oз югыд — предрассветная дымка, л'oз небеса -  голубое небо.
Есть у коми загадка "Пу кока, л'oз платть'а, еджыд юра" (с деревянной ногой, в синем платье, с белой головой).  Отгадка – капуста.

Предки народа охотников подмечали синие горы и синюю воду.
Река Лозьва, левый приток Тавды, в памятниках письменности упоминается с конца VI века с названием "Лозва". На языке коми Лозва - Синяя или Голубая вода. Река Лозьшор – Синий Ручей. Осенью под скалами Река Теснин приобретает синий цвет.

Л'oз-Лямпа – синяя небесная лыжа. Йос-Лямпа – "лыжный народ".
Так или иначе, при ассимиляции название превратилось в Осляну, сохранившую связь с праматерью-лыжей.

***НАСЛЕДНИКИ ОСЛЯНЫ ***
При дальнейшей ассимиляции, возможно, произошла замена согласных N/NT – ND – NB. Полагаю, от "осляны" произошли ослядь и ослябь с сохранением значения о длинном и узком деревянном предмете. Ослядь, она же оследь, а также оследина и ослегина, слега имеют похожие смыслы.

Оследь в словаре Даля в пермско-вятских говорах означает строевой лес, годный на бревна, лесину дерева, чистую от сучьев. Оследина - верхняя часть ствола дерева, оследник – строевой лес. Поэтому объяснение, что гора Ослянка похожа на ослядь, оследину – где-то близко к истине. Ведь бревно строевого леса по форме имеет что-то общее с большой лыжиной.
Ослеги в словаре Макса Фасмера – "толстые колья". Слега – толстая жердь.

Ослябя была, скорее всего, толстой и длинной дубиной, палицей, которой воевал врагов монах-воин Родион Ослябя. Земляк Пересвета, инок Троице-Сергиевского монастыря стал героем Куликовской битвы. Причислен к лику святых в Русской православной церкви.

В монашестве – Андрей, до пострига Родион был боярин и воин.
Есть история, что в ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи и вновь повёл войско вперёд, таким образом, повлияв на ход битвы. В честь воина-монаха Осляби был назван броненосец Российского флота, погибший в Цусимском сражении. Сейчас в боевом составе Тихоокеанского флота находится большой десантный корабль "Ослябя".

Предположительно, Ослябя был родом из Брянска. В соседнем крае когда-то была Ослянская волость Мстиславского уезда Могилёвской губернии. Село Ослянка стоит на берегу одноимённой речки, притока реки Сож. В тех местах были исконные места проживания древних финско-балтийских племён и зарубинецких ранних славян. Река Сож впоследствии стала границей между племенами колонизаторов – кривичей и радимичей.

В этой "черезполосице" и происходило заимствование слов в русский язык из финно-угорских. Не исключено и влияние переселенцев. Показательно, что "лыжные народы" и здесь оставили следы. В окрестностях Ослянки мы видим реки Лыза и Лызка, деревни Лыза и Большие Лызки, Санники, Зимницы и Печерск.

Лызь (лыжа), кстати, осталась в вятских диалектах. Лызло в переносном смысле  - это дылда, верзила, долгай, жердяй, нескладный человек. Отсюда может происходить фамилия Дылдины.

Однокоренным слову "лямпа" в языке коми является слово "лоп" - широкая часть поверхности, лопасть (пелыс лоп - лопасть весла, зыр лоп — лопасть лопаты). Лоп, лопата и лопасть – такие же древние слова. Они звучат в родственных языках. В карельском слово "лопасть" звучит как "lapa", "лопата" – "lapie".

Так же "осляне" родственно и слово "ослоп".  Ослоп, ослопина – та же  слега, жердь, дрюк, рычаг, стяг, дубина; дубье, палочье, колья для драки, обороны; у ратников - палица, окованная дубина. Пешая рать с ослопы ходяша. Никон Бой творяху деревянным ослопием. Были такие в старину ослопные свечи – "дубинныя", величиною с ослоп.
В переносном смысле ослоп (остолоп)  - опять жердяй, долгай, неуклюжий и рослый невежа.

Вот, по-древнерусски – "о-се", что я хотел сказать про лямпы.
Осе-лямпа ("это-лыжа").

*** ЛОСЯНКА ***
Нельзя сбрасывать со счетов и другие версии. Лыжи "лызь", как правило, подбивались шкурой лося. Лось в мифологии коми неразлучен с Оленем. Созвездие Большой Медведицы у финно-угорских племён было созвездием божественного Лося. И тот Голубой Олень, за которым гнался Йиркап, конечно, был необычным лосем. Голубой олень / лось – цвета Л'oз (коми синий, голубой).

Исходя из наскальных изображений и материалов археологии, академик А.П. Окладников установил, что "образ лося и его связь с солнцем - один из древнейших мотивов общих космологических воззрений многих народов Севера".

На языке коми лось означает й'eра. Возможно, Йиркап был из геродотовского племени йирков, соседей исседонов и охотников на й'еру – лосей.
В финской "Калевале" есть сюжет, где погоня за лосем Хийси является одним из свадебных испытаний Лемминкяйнена.

В праславянских языках лось и олень происходили от одного корня – ОЛСЬ, ОЛНЬ. Заметьте, как слово ОЛСЬ превратилось со временем в ЛОСЬ.
При заимствовании, ассимиляции в слоге могут меняться местами гласные и согласные. Русскому Отла соответствует Тыла на языке коми.

Так, возможно, Ослянка – это просто Лосянка? Есть ведь в Свердловской области посёлок Лосиный. Лось — деревня в Тотемском районе Вологодской области. А уж на Чусовой лосей всегда с избытком было.

*** ОТЛЯНКА ***
Возможно, Ослянку переиначили русские люди для удобства произношения из Отлянки?
И такая версия имеет право быть. Дело в том, что в определённых названиях Прикамья и Чусовой заложен древний способ подсечно-огневого земледелия. Выше Кына по течению есть река Гаревая, и была одноимённая деревня. Туда переселили крестьян из деревни Тяпугино на другой реке Гаревой, что под Чермозом (Пермский край). Гарью, или выжигом крестьяне освобождали в лесу землю под поле, получались "гарюшки".

Деревня Бабенки, что расположена выше Верхней Ослянки, у обрусевших вогул называлась ранее Гаревал павыл (Garewal biul), то есть унаследовала название Гаревой. Значит, соседнее селение могло быть тоже образовано росчистью пожогом, и называться Отла, как и деревни в Княжпогостском районе - Верхняя Отла (Катыд Тыла), Средняя Отла (Ш;р Тыла), Нижняя Отла (Кывтыд Тыла). В писцовых книгах Пермского края 1608, 1646 гг. записан "погост Отла, Новинки тож".

Первая часть слова ОТ- означает "новый": финское uusi (uude-), карельское uusi (uuve-), саамское оdas,  ODt(A). Прибалтийско-финское название Отла имело русский аналог. Названия Новина, Новинка от русского "новь" означали "впервые вспаханное поле, полученное после рубки леса, раскорчевки и сжигания отходов". То же означает имя Тыла на языке коми.
Вторая часть -ЛА является суффиксом места, распространенным в прибалтийско-финских языках, с древним финно-угорским происхождением.

В Пермском крае рядом с коми-пермяками c XI века селились пришлые русские поморы. Пик бегства крестьян из Поморья на Урал пришёлся на XVII век. Из "поморьской говори" в топонимы Чусовой близ села Кын пришли названия деревень Верхние и Нижние Исады, реки Ледянки. Исады -  это пристань, место высадки на берег, а также речной пляж,  наволок  (На  Иссади-то  лофцЕгрузИцця). Ледянка – это поморская лодка-дом, на которой путешествовали и по воде, и по льду рек, крышей которого служило оленье буйно (шкура). В словобразовании от поморов появились суффиксы –ляна, -ляны. Таким образом, Отла или Отляна – это "новина, пожога, росчисть".

*** ОСЕЛОК ***
Мне кажется сомнительным, что ослянские реки и горы назвали от слова "осла" — оселок, точильный камень. Впервые эту версию озвучил немецкий учёный и путешественник XVIII века И.Г. Гмелин, который написал: "А словут те речки Ослянки для того, что в них каменные оселки, что ножи точат".

Слово оселок происходит от праславянского *osьla, от которого произошло древнерусское слово "осла", встречающееся как оslа, оsеlkа в словенском, польском, чешском, болгарском языке.
Как объяснить, что слово от народов Восточной Европы угнездилось в основном только в Прикамье и на Урале? Если бы в русских селеньях была традиция называть целые реки и огромные горы в честь точильных камней, то мы бы имели столько же названий Оселков, сколько по всей России было названо пристаней и деревень Бабенок, например. Однако их нет.

Не согласен я и с предположением, что название пошло именно от рек: "В Чусовую впадает речка Ослянка, берущая начало у незначительной горы Ослянка". Всё наоборот. Гора Верхняя Ослянка у Чусовой имеет высоту 432 метра, что для здешних окрестностей вполне прилично – чуть ниже легендарной горы Старухи. А речка – как раз маленькая. Маленькие и речки Ослянки к северу от хребта Басеги, вблизи громадной горы Ослянки, гребень которой растянулся на пятнадцать вёрст.

Касательно слова "осла" – оно означает закалину в хлебе, в печенье, слой вязкого, осолоделого, непропеченного теста. Псковичи говорят: "Откусишь, так гребенка: отрежешь, так осёлка". Так то псковичи. Где Псков, где пермяне. Полагаю, что немец Иоганн Гмелин высказал версию, подобрав удобные слова языков, либо доверившись местной "народной этимологии".

Так ведь и название Кына можно трактовать как "песец", а вовсе не "холодный, мёрзлый". А что? На коми-пермяцком л'oз кынь  - голубой песец. Мех его  - мягкий!
И приток есть у Кына нужный. На северо-восточном склоне Дёминой горы берёт начало река Мягкий Кын.

Может, тогда и Лысьва – не "хвойная вода"? Ключ или родник меряне назвали бы Лисва, а на эрзянском – Лисьма. На старых картах обозначен Лисвенский завод.
Да что там Лисва?! Лызь-ва! Лыжная река.
И гора в Нижнем Тагиле, о которой спорят Лысая она или Лисья, на самом-то деле Лызья? Лыжная гора.
И будет вылезать отовсюду мягкий пушистый песец, если искать простые совпадения слов.


Рецензии