Творец может ошибиться - он ищет

Коммунист (Ереван) 05.10.1978
ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПОЕТ...
Рождалась песня. Она пела вполголоса, но впечатление создавалось такое, будто песня была спета не однажды, и сейчас просто так, для души, Пугачева вспоминает любимую мелодию... Неожиданно сменился темп мелодии, голос приобрел оттенок слегка грустноватый, Алла Борисовна остановилась и, повернувшись вполоборота, сказала коллеге: «По-моему, надо быстрее...».
И вновь полились приятные звуки, в артистической стало светло и радостно. Пела Алла Пугачева—любимица детей и взрослых, эстрадная звезда.
— Мне кажется, читателям необходимо напомнить Ваш путь на песенный Олимп.
— В 75-м году я приняла участие в популярном фестивале эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии. Пела об Арлекине, песня старая, известная по Эмилю Димитрову. Но мне удалось ей придать новые, свежие интонации. Помогли в этом композитор Павел Слободкин и поэт Борис Баркас, написавший русский текст.
Наш «Арлекино» был назван сюрпризом фестиваля.
Но путь на эстрадный Олимп прокладывался раньше, и прокладывался трудом упорным, каждодневным. В одной из бесед Пугачева призналась, что часто пела в пустой комнате, когда никого дома не было.К болгарскому триумфу певица пришла, имея уже широкое признание. Вот что рассказал композитор, народный артист Армянской ССР Константин Орбелян: - Я познакомился с: Аллой Пугачевой на Всесоюзном конкурсе эстрады в 1974 году. Она оставила весьма приятное впечатление на членов жюри конкурса, привлекла своей музыкальностью, артистичностью. Пугачева о себе заявила властно, и многим было совершенно очевидно, что восходит новая звезда.
Певица она чрезвычайно своеобразная, эмоциональная. Страстность и проникновенность исполнения покоряют слушателя. И вообще Пугачева берет в плен сразу, как говорится, с порога. Я ее ставлю на один уровень с такими современными исполнителями, как Лиза Минелли, Катарина Валенте, Мирей Матье.Мне приходилось работать с Пугачевой над песней «Сто часов счастья». Скажу откровенно: она — музыкант превосходный и активно вмешивается в процесс создания песни. Всегда добрым словом вспоминаю те выступления с Государственным эстрадным оркестром Армении в Москве, где мы в 76-м году дали 23 концерта.
— Алла Борисовна, пожалуйста, несколько слов о Ваших
выступлениях в Сопоте.
— Многие по прессе знают о моей большой награде — Гран при за исполнение песни «Все могут короли». Но мало кому известно, что и костюм также был отменен Гран при на конкурсе платьев. Гармония должна быть во всем, ибо даже самая незначительная деталь способствует полному раскрытию образа. И ничего в этом странного: в детали отражается общее. Впрочем, для артиста деталь, простите за каламбур, далеко не деталь.Прислушайтесь к музыкальной памяти, вспомните не только слова и мелодии ее песен, а настроение, приподнятость и возвышенность. «Волшебник-недоучка», «Арлекино», «Посидим, поокаем», цикл из фильма «Ирония судьбы» — «Мне нравится, что вы больны не мною...». Песенная память души оживит и романтичность иных песен и веселость, я бы сказал, гусарскую лихость «Все могут короли», и потешность, скоморошью игривость «Посидим, поокаем»... Пугачева поет азартно, сочно, на сцене разбрызг, щедрый фонтан страсти, искреннего чувства любви к человеку, к жизни. Ко всему доброму и прекрасному. Какая богатая гамма эмоций! Задушевность русского сердца, и трепет, и плавность, и еще невероятная нежность, сердечная теплота.
Приятным, чутким партнером певицы выступает ансамбль.
— Вы сказали, что принесли с собой в Ереван открытое русское сердце. Ваши песни украшают наш общий, народный праздник дружбы. Какие у Вас пожелания своим армянским коллегам?
— Я хотела бы больше услышать хороших армянских эстрадных песен. Пока у меня опыт работы лишь с Константином Орбеляном, чей композиторский дар мне глубоко импонирует. Кстати, на II Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни в Сочи стала лауреатом Лариса Долина, которая проработала четыре года в коллективе Орбеляна и сложилась как певица благодаря армянскому композитору.
— Как бы Вы определили свой вокальный облик?
— Я пою о том, что чувствую в данный момент, вкладываю мироощущение времени, в связи с этим на сцене много импровизирую. Песня может повториться, но концерт никогда не повторяется, ибо изменчиво душевное состояние в момент исполнения, разнообразно и ощущение.
— Что Вы любите — понятно.., А чего не любите?
— Открытые площадки: теряется, как мне кажется, контакт со зрителем, обрывается нить соединяющая. Вот шестого числа мой последний концерт в Ереване, очень хотелось бы спеть в закрытом помещении.
— Задайте, пожалуйста, себе вопрос.
— Я бы спросила: боитесь ли вы ошибок? Нет, не боюсь. Творец может ошибиться — он ищет. Я ищу много, ищу непрестанно. Иногда и ошибка находка, и ошибка польза, хотя бы потому, что ее не повторишь. Поиску зачастую сопутствуют ошибки. — И прибавляет: — Я не очень претенциозно выразилась? Женщина, которая поет...
А поет Алла Пугачева вся — поют руки, поют глаза, поет лицо. У нее сильный и приятный голос. Сказать, что поет, хорошо — скупо.
С Аллой Пугачевой чувствуешь себя не одиноким.

Фото М. Калантара


Рецензии