Абзац 97. понимание
Как-то в храме я его спросил: - Почему мы ходим в русский храм, грузинский же ближе. они тоже православные?
- Дурак, - сказал отец. - У них другие святые. У них церковь другая. Рядом с храмом, который посещали мы, был католический костёл. После этого разговора. я стал обращать внимание на соседей: субботников, молокан, духоборов, пятидесятников, мусульман, иудеев. Смотрел на коммунистов, как на религиозных людей, у которых религия - это АТЕИЗМ (БЕЗБОЖИЕ). Однако, у них был "Моральный кодекс СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА." похожий на десять библейских заповедей. "Хрен редьки не слаще!" Подумал я. Я видел, и, до сих пор вижу, разномастных проповедников, обогащающихся за счёт глупости и жадности людей. Став секретарём комсомольской организации школы, почувствовал себя коммунистическим проповедником. Растолковывал политику партии. Тогда-то и понял, что комиссары - это коммунистические попы (проповедники), которые проходили специальную подготовку. Заканчивали атеистическую духовную семинарию, основанную на принципе имущественных противоположностей. "БЕДНЫЙ - БОГАТЫЙ". Без учёта наличия специальных знаний, физических и умственных возможностей человека. Торжествовал примитивный лозунг: "Грабь награбленное!"- "Экспроприация экспроприаторов". В периоды общественных и природных катаклизмов грабежи и мародёрство происходит и без лозунгов. А если власть способствует этому, то - "Сам Бог велел!". В 1947 году, после операции на желудке, умер мой крёстный. В 1949 году умерла моя бабушка. О том, как и почему крестьян "оказачивали" ни мать, ни отец не знали. "Кто ищет, тот находит". Историческая справка:
"В 1831 году на должность командующего Кавказской Линии и черномории приехал Вельяминов Алексей Александрович, ученик и верный друг Ермолова. Приняв должность командующего Кавказской линии и черономории и в том же лице начальника Кавказской области, он, прежде всего хотел понять, почему в его отсутствие, на Кавказе, произошли резкие перемены. Почему стало слишком неспокойно? Хотя и при Ермолове случались набеги на русские поселения, но они были малочисленны и носили чисто грабительский, абрекский характер и легко ликвидировались. Теперь здесь развернулась настоящая вооружённая борьба. Вельяминов пригласил на совещание всех генералов и офицеров штаба, но толкового объяснения причины озлобленности и ожесточения горцев от них не услышел. Вельяминов вспонил о знатоке Кавказа Карданове и направил барону Розену просьбу, прислать полковника Карданова в Ставрополь на предмет консультации по делам, связанным с горцами. Карданов приехал. Они вместе служилаи при Ермолове и встретились как друзья. Повспоминавв прошлое, Вельяминов спросил Карданова:
- Почему набеги на Линию совершают дагестанцы и чеченцы, а не другие народности и племена горцев?
Карданов стал рассказывать о незавидном существовании этих племён.
- Хорошо. Допустим, добывание средств к жизни вынуждает их нападать на поселения русских. - согласился Вельяминов и добавил: - В таком случае зачем они лезут напролом на крепости?
- Затем, чтобы добыть ружья, пушки, обмундирование и снаряжение в складах.
- Для какой цели?
- Прямо и честно ответить или?
- О чём речь, я ложь ненавижу!
- Чтобы вооружиться и мстить русским колонизаторам.
- Выходит, горцы намерены открыть войну против России?
- Она уже началась. Причём необычная - газават. Война за веру, предписанная Кораном. Война за уничтожение немусульман, в первую очередь русских. Идейными вдохновителями газавата стали местные муллы, подкупленные турецкими и английскими эмисарами. Духовенство, держа руки на Коране, проповедует народу: все несчастья горцев от того, что на кавказской земле, вечном обиталище мусульман, присутствуют гяуры, то есть русские. Уничтожить или прогнать их с Кавказа - и сразу же не будет ни нужды, ни горя, ни страданий, ни болезней. До тех пор, пока гяуры рядом, сколько бы не молились, ни исполняли бы намаз, всё одно будут гибнуть люди, падать скот, обрушиваться на аулы ливни, паводки, засухи, поэтому ополчайтесь на священную войну против нечистых.
Вельяминов удивился:
- Неужели горцы верят всему этому?
- К сожалению, верят. Слово муллы для них священное слово аллаха и подлежит неукоснительному исполнению. Суровые, гордые, свободолюбивые, но замордованные местными князьками, горцы клянутся умереть за защиту ислама. Для них мулла - мюршид, учитель, а они его ученики, мюриды. Старшим мюридом в ауле становится, хан, бек, султан. Они собирают джамаат - поголовную сходку жителей, обнажив шашку, показывают ею в сторону России: на войну, на войну, мусульмане! За оружие берутся все мужчины. По сигналу старшины в нужный момент садятся на коней, съезжаются в условленном месте и под водительством имама - в поход.
- Кто такой имам? - спросил Вельяминов.
- Имам - это боевой вождь мюридов. Первым имамом в Дагестане избран Кази-мулла, страстный, волевой и решительный человек. Он сумел создать многочисленное войско, наладить обучение военному делу молодёжи, даже детей. - ответил Карданов.
- Где берут вооружение?
- Горец без оружия - не горец. Часть делают сами, часть доставляют им турки, как порох и свинец.
- Какова тактика горцев?
- Непрерывные вылазки, внезапные нападения на крепости и на поселения русских, захват пленных, скота. Быстрый уход в горы, в далёкие ущелья.
- Где штаб-квартира у Кази-муллы?
- В ауле Гимры.
- Кто самые близкие помощники и доверенные имама?
- Гамзат-бек и Шамиль.
- Что это за люди?
- Гамзат-бек хоть и богат, властен, храбр, но умом недалёк. А вот Шамиль!..
Вельяминов понял, что из числа боевых вождей мюридов самым опасным может стать именно Шамиль. Он понял, что войско мюридов крепко вооружено, сплочено, манёвренно, состоит из религиозных фанатиков, готовых скорее умереть, чем убежать с поля боя при сражении с русскими. Командующий пришёл к выводу: предстоит длительная и тяжёлая борьба. Наскоком тут не возьмёшь. Нужны проницательность, терпение и силы. Силы! А есть ли они на Линии. Регулярных войск мало, казачьих - тоже. Где взять не временную, а постоянную силу, которая тут же, на Линии, рождалась бы, вырастала, мужала, кормила, одевала себя и воевала?.. В голове Вельяминова созрел смелый план: Обратить крестьянские сёла в казачьи станицы, а казённых крестьян кавказской области в казачье сословие. Вооружить их, обучить, впрячь в линейную службу.
Командующий вызвал начальника штаба и приказал ему заготовить бумагу военному министру - просьбу разрешить обратить казённых крестьян в казаки, приложить карту расположения сёл-станиц, расчёты на получение дополнительного вооружения, снаряжени, денег на оплату службы, схему предполагаемого управления.
Неделю готовил Озерский требуемые документы, а когда принёс их на подпись, Вельяминов молча всё переделал сам и вместе с бумагами направил в Петербург прошение о назначении на должность начальника штаба Линии и Черномории атамана Астраханского казачьего войска генерал-майора Петрова Павла Ивановича.
Только через полгода пришло позволение Сената об отчислении из гражданского ведомства 33-х селений в казачье сословие и разрешение военного министра о создании двух управлений казачьими войсками - Кавказского со штаб-квартирой в Пятигорске и Черноморского со штаб-квартирой в Екатеринодаре.
Трудности выплывали одна за другой. Первая из них - формирование полков: по штатам каждый казачий полк должен состоять из шести тысяч душ населения, способных выставить шесть боевых сотен, насчитывающих свыше восьмисот сабель, и столько же иметь в резерве. А крестьянские сёла обращённые в казачьи станицы, имели в среднем по тысячи душ, в числе которых преобладали бабы и ребятишки. Исходя из этого, в одну казачью станицу следовало объединить пять-шесть сёл. В один только Ставропольский казачий полк вошли сёла: Надежда, Старомарьевское, Новомарьевское, Пелагиада, Михайловское и Темнолесское. Не так-то просто было выбрать атамана, двух судей, казначея, которые должны были чинить военную и гражданскую власть в шести сёлах объединённывх с станицу. Но главная трудность состояла в том, что мужики, бывшие переселенцы из Курской, Орловской, Воронежской, Тамбовской и Харьковской губерний умели только пахать и сеять, как огня боялись ружья. Они нехотя, с великим напраяжением осваивали воинские уставы, стрельбу, способы владения шашкой и пикой.
Офицеры, вызванные из коренных казачьих полков - Терско-Кизлярского, Гребенского, Моздокского, Волжского, Хопёрского и Кубанского, мучились с ними, проклиная белый свет, но всё-таки добились своего: обратили мужика в казака, который умел не только пахать, но и воевать.
Наказной атаман Кавказского казачьего войска генерал Верзилин, руководивший "оказачиванием" крестьян, придя на доклад к Вельяминову сказал: - Чёрт знает что такое! Такого нежелания осваивать военное дело отродясь не видывал. Не знаю, как приходится Завадовскому, но мне уже невмоготу!..
Мои родители были из села Пелагиада. Они были четвёртым поколением оказаченных крестьян, которых в 1932 году грабили комсомольцы. Мой отец родился в 1903 году при царе Николае втором, поэтому воспитывался в традиционном казачьем духе. В три года его посадили на коня, осваивать верховую езду. Откуда он мог знать, что в мире созревала промышленная революция преобразуясь в энергитическую, а затем в революцию социальную. Промышленна, а в первую очередь энергетическая революция, коренным образом меняли привычный уклад. На смену "пердячей силе" шло электричество. Требовалась электрификация всей страны. ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, всего лишь, следствие этих глубинных преобразований. Я так думаю.
3 октября 2018 года.
Свидетельство о публикации №218100300538