Часы

    Сколько помнила Аня дедушку, тот всегда возился с часами. Часовщиком никогда не был, это являлось его увлечением. С тех времён, когда он работал на заводе, до ухода на пенсию, в доме накопилось немалое количество часов. Причём, большинство экспонатов собиралось и ремонтировалось его руками.
 
    Дом всегда был наполнен шумной металлической жизнью: всё вокруг тикало, стучало, кукукало. Даже, в какой-то степени, заменяло домашних животных. Может, поэтому у Ани никогда не было желания просить у родителей щенка или котёнка. С самого детства она находилась в этом царстве хранителей времени, мерно отсчитывающих свою торжественную поступь с помощью самых разных причудливых механизмов.
- Живём как в музее, - говорила мама Ани, и всякий раз тон её высказывания менялся в зависимости от настроения или окружающей обстановки.
- Может, сказать, чтобы он отключил всех этих кукушек? - всякий раз с готовностью откликался отец.

    Громкие звуки ему тоже не нравились, только прямо сказать отцу он не смел, старался прикрыться мнением жены. И хотя тот все громкоголосные часы собрал у себя в кабинете, их всё же было хорошо слышно в доме.
- Когда-нибудь всё равно придётся это сделать, - ворчала мама и... вопрос откладывался на неопределённое время.

    Когда Аня была маленькой, дедушка сам отключил бой часов. Потом внучка подросла, и их голоса стали понемногу оживать. Сначала появились негромкие, потом все остальные. И только гостям, иногда ночевавшим у них в доме, было непривычно.
- Как вы спите при таком оркестре? - удивлённо спрашивали они утром, сонно щурясь на многочисленные циферблаты.
- Привыкли, - равнодушно отвечала мама. И, то ли хвастаясь, то ли жалуясь, добавляла своё знаменитое.- Живём как в музее.

    Когда внучка по мнению дедушки стала совсем большой, он стал рассказывать ей о часах. Брал за руку и тихонько водил по комнатам на экскурсию, иногда повторяя то, что Аня уже не раз слышала.
- Вот эти я привёз из Грузии. Очень старые. Мне подарил их мой тбилистский друг. Я только почистил их и смазал, поправил ход. Представляешь, свидетелем скольких судеб они являются...

     И он замолкал, задумавшись. Видимо, вспоминал своего умершего друга. Ане становилось жалко деда, она прекращала расспросы и уходила к себе. Иногда дедушка рассказывал долго и увлекательно. Даже если он переходил на скучные технические подробности, Аня терпела. Зато когда рассказывал о странах, откуда были часы, в каком доме и с какими людьми жили, воспринимала его рассказ как сказку.

   Дедушка всегда интересовался историей часов, попавших к нему. Были ли это продавцы на базарах или дарившие друзья и родственники. Все знали, что прежде чем купить этот лучший для него подарок, нужно узнать о нём как можно больше. Понимали, что без информации подарок был не таким ценным. А потом эти истории, приодетые в сказочные одежды, жадно впитывала Аня, гуляя по дому среди их волшебных персонажей.

    Каждое утро дедушка вставал по сигналу любимых часов. Тех, которые когда-то  подарила ему рано умершая бабушка. Это был будильник с двумя шляпками - звонками над головой, купленный в обычном магазине. О них дедушка никогда не рассказывал. Молча заводил их каждое утро -  аккуратно и бережно. Потом начиналось колдовство над остальными подшефными: подтягивание гирек, заводка пружинных механизмов, согласование хода стрелок. В специальный блокнот записывалась разница в показаниях для последующей регулировки.
- Вот эти забыл завести, - показала однажды Аня на небольшие позолоченные часы, затейливо украшенные красивой вязью, и гордо стоящие на шкафу в большой комнате.
- Их не нужно заводить каждый день,- отвечал дедушка, помечая что-то своё в блокноте. - Они могут идти целый месяц.

    Когда Аня выросла и пошла учиться в институт, дедушка стал совсем стареньким. Ему уже нелегко было заводить по утрам большое количество механизмов. Некоторые часы висели высоко на стенах и приходилось карабкаться до них по стремянке. Но сколько не предлагали домашние свою помощь, он всегда отказывался.
- Это меня бодрит, - говорил он, обливаясь потом, но при этом довольно улыбаясь. - Они продлевают моё время и, если что, могут не простить предательства.
 
    Действительно, после утренней "зарядки" для часов, он словно заряжался и сам. Его белая голова мелькала то в одной, то в другой комнате. Может поэтому, Аня не помнила, чтобы она или родители когда-нибудь опаздывали. Наверное, так действовала на всех утренняя обстановка дома, насыщенного звуками стремительно бегущего времени.

    Но однажды часы не взяли своего хозяина в дружную компанию ходячих и говорящих. И привычный звонок будильника не дополнился звуками его шаркающей походки. Во всяком случае, на этом свете. Дедушка неожиданно и неслышно отошёл в мир, где время отсчитывается, возможно, совсем по другим законам.
 
    За суетой похорон и последующими делами все как-то забыли про часы. Да и потом было не до них. Вокруг стало постепенно затихать. Наступило время, когда продолжили идти только часы, стоящие на шкафу. Их было хорошо слышно в доме, который как-то сразу опустел. Звукам их мерного хода больше не мешали притихшие собратья.

    На третий день после смерти дедушки, Аня всё же решила завести часы. Долго бродила по комнатам, не решаясь, с каких начать. Может с этих приземистых, словно прячущихся от людей. Дедушка называл их каминными, хотя камина в доме не было и они просто стояли на тумбочке. Их привёз из Германии папа. Он ездил туда в командировку и всем приготовил подарки. Маленькая Анечка искренне радовалась за всех. И за дедушку тоже. Он тогда ещё работал. И пока его не было дома, решила сделать ему сюрприз: вытащить подарок из коробки и завести. В результате они упали на пол и поломались. Дедушка совсем - совсем не обиделся и очень быстро их починил.

     А эти, висевшие в зале? Строгие и одновременно нарядные. С лениво шевелящимся маятником за толстым стеклом. Аня всегда робела перед ними, как перед школьным учителем. Помнится, дедушка ремонтировал их у себя в кабинете, когда Аня пришла из школы, вся заплаканная и испачканная. Это одноклассник толкнул её тогда в скользкую весеннюю лужу. Дедушка отложил инструменты и долго успокаивал её, советуя не объявлять никому войны. И действительно, на следующий день ей подарили в знак примирения маленькую шоколадку.

    Вот эти часы -  памятник её детскости и наивности. Она так любила сидеть перед этим волшебным домиком и ждать, когда произойдёт очередное маленькое чудо. Ей казалось, что кукушка, выскакивающая из резного окна над зелёным циферблатом, улыбается ей. Она рассказала об этом подружке в школе. Эти фантазии случайно услышали одноклассники и высмеяли её. Она с обидой поведала об этом дедушке. А он предложил позвать ребят к ним домой, чтобы они сами убедились в её словах. И похоже, что-то подправил в клювике кукушки, что-то подрисовал. На следующий день пятеро одноклассников пили чай в доме у Ани и убеждались в наличии улыбки у весёлой поющей птички, появляющейся в маленьком окне.

     А по этим большим тяжёлым часам на массивных ножках, стоящих в зале прямо на полу, они всегда встречали Новый год. Дедушка говорил, что они самые лучшие по точности и равномерности хода. Они напоминали одинокого человека, вынужденного стоять вдалеке от остальных людей. Недаром, папа в шутку называл их "наш часовой".
    Дедушка часто прятал за ними подарки для Ани: игрушки, конфеты, фрукты. А в седьмом классе она нашла там главный подарок. Это опять были часы, только совсем маленькие - на ремешке. Так что, у неё у одной из первых в классе появились личные ручные часы.

    Она так и не решилась в тот день начать оживление этого молчаливого оркестра. Отложила на следующий. Но и потом что-то помешало. Родителям тем более было не до дедушкина наследства.
   Комната Ани выходила в зал, где стоял шкаф со стоящими на нём часами. Ей было отчётливо слышно, как они всё идут и идут. В своём растерянном и отчаянном одиночестве. Друзья и родственники уже пришли отметить сорок дней со смерти дедушки. Ане казалось, что в этот день они точно остановятся. Но часы всё шли!  И от этого ей уже становилось страшно.
 
    Однажды ночью она проснулась от непривычной тишины. Долго лежала, не  понимая, что случилось. Потом вздрогнула от догадки. Часы молчали. "Всё - таки сдались", -  подумала она. И печаль тихо вошла в её сердце. В сердце совсем уже взрослого человека.


Рецензии
Здравствуйте, Александр! В одночасье повзрослела Аня. А я, наоборот, унеслась воспоминаниями в своё детство, где тоже был дедушка. И в нашей с ним истории тоже присутствовали часы.... Странное испытание приходится проходить нам всем - такая суета, когда любимые люди уходят, а вещи остаются.... Спасибо, Александр!

Лада Вдовина   18.03.2024 16:20     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лада! Когда-нибудь учёные узнают, что вещи не только хранят дух времени, но и обладают чем-то вроде души. Пока мы видим это только в фантастических книгах и фильмах. Но что-то явно есть...

Александр Сапшурик   19.03.2024 08:17   Заявить о нарушении
Конечно! Ведь есть "Синяя Птица"!

Лада Вдовина   19.03.2024 09:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.