От Венедиктова... к Мастеру и Маргарите и далее

Я всегда обращала внимание на исторические и литературные параллели. Интересно то, что одинаковые события, люди и произведения друг с другом специально не связываются. Вот не было умысла у автора или окружающей товарищей среды, а получилось  схоже - даже в мелочах.
Хотелось бы начать, возможно, цикл, с сопоставления «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова, «Венедиктова…» Александра Васильевича Чаянова и «Цветов корицы, аромата сливы» Анны Александровны Коростелевой. Попадающие в контекст «Пирамида» Леонида Максимовича Леонова и «Спи ко мне» Ольги Лукас здесь не рассматриваются, но дальнейшая попытка не исключена – основные ноты те же самые.
В нашей художественной литературе Михаил Афанасьевич оставил громадный след. К сожалению, «Мастер и Маргарита» - сложные, саркастичные, неуютные, закрыли собой другие произведения. Может быть, причиной этому присутствие в сюжете силы, которая все решит за человека. Без нее Мастер останется в больнице, Михаил Александрович Берлиоз  попадет вечером на заседание, Маргарита увянет рядом с прекрасным мужем, чье трехдневное отсутствие  воспринимает глотком свежего воздуха. То есть, без сверхъестественного, – никуда, у персонажей своих ресурсов бороться нет.
 Точно известно, - мысль о книге появилась после того, как Михаил Афанасьевич в 1922 году получил в подарок произведение Александра Васильевича Чаянова «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей». Фамилия главного персонажа сразу приковала к себе внимание. В 1928 году появляются первые наброски романа, в 1930 году – сжигается черновик, в 1932 году – работа возобновляется.
В «Цветах корицы» отношение к непознанному резко меняется. Если в предыдущих произведениях больше заметно развитие сюжета, то здесь вплетается труд главного героя над собой, что оказывается сложнее самого крутого волшебства.
Действие начинается с театра – Варьете, представление, с которого сорвали Сюлли, опера, которую посетил Булгаков
Встреча с Незнакомцем перед представлением в МиМ, во время оперы в Венедиктове, Сюлли и Ди репетируют роли для участия в спектакле
Проводы в МиМ – смотровая площадка Воробьевых гор, в Цветах корицы – от главного здания до аэропорта Шереметево, от Садовников до Киржача на тройке в Венедиктове
Большое и светлое - в Мим  - как убийца из переулка, в Цветах – Цзинцзин возникает незаметно, Сюэли любит наблюдать за ней в естественных условиях, в Венедиктове – «В тесном кругу оптического стекла, среди проплывающих мимо женских рук и обнаженных плеч, открылось мне лицо миловидное, с напряжением всматривающееся в темноту зрительного зала.
Родинка на шее и коралловое ожерелье на мерно подъемлющейся дыханием груди на всю жизнь отметили в моей памяти это видение».
Основное действие – спасение Мастера и романа Маргаритой в Мим,  спасение Настеньки в Венедиктове, спасение доброго имени дедушки и поиск его в Цветах
Главный герой  - писатель-историк в МиМ, в Цветах – специалист по классической китайской литературе, написавший в финале курсовую о росте и морфологии кристаллов художественным текстом, в Венедиктове – Булгаков описывает собственную жизнь.
Главная героиня – в Венедиктове – оперная певица, талисман чьей души оказался выигран Венедиктовым в Лондоне за карточным столом и проигран им же Сейдлицу. Сейдлиц погибает, и Настенька освобождается, в Цветах – девушка, чьи чувства после спектакля волшебного Императорского театра к гг меняются, и она влюбляется в другого, в МиМ – женщина, ставшая королевой бала Воланда в Москве – на всех оказывается волшебное давление.
Помощники (вольные или невольные)  - свита Воланда в МиМ, бессмертный аспирант Ди с длинными волосами и шелковыми шарфами в Цветах (Ди Жэньцзе), Венедиктов, выигравший у лондонских игроков человеческие души.
Явные или косвенные ссылки на художественные произведения  - «Пиковая дама» в Венедиктове, «Преступление и наказание», песня «Лейся, песня, на просторе», Тютчев «Умом Россию не понять», китайские и японские мифология и литература, «Руслан и Людмила» Пушкина, отсылки к китайской философии и медицине в Цветах, «Песнь об Альбигойском походе», «Фауст» Гете и одноименная опера Шарля Гуно, «Королева Марго» и «Монте-Кристо», Дюма, «Золотой горшок» Гофмана в МиМ.
Отношение к мистике – отрицается, но активно действует в МиМ, используется очень активно, но скрывается в Цветах, является причиной событий в Венедиктове, во всех трех произведениях отторгается городом.
Москва  -МиМ - практичный и циничный город, даже из нематериального стремящийся  получить вполне осязательные плюшки. В нем мало культуры – образованности, быта, мышления. Как исключение, мальчик, встретившийся Маргарите, Иван Бездомный, санитарка в больнице, Берлиоз.
 В Цветах – малолюдный город (по сравнению с Китаем). В нем можно найти практически все, необходимо только знать, где искать. Расценивается варварским (рассол – лекарство, покушение святого Георгия на дракона). Лето здесь жаркое и пыльное, но люди такие  же как и везде – бабушки – внук – здоровый бугай, а его друг – еле-еле душа в теле. «Первое впечатление от Москве — быть в изнеможении, многотрудный и обременительный. Но сегодня уже не так пугающе». ГЗ пугает Сюэли в начале.
  В Венедиктове – любимый город, призрачность ночных улиц которого освежает. Дом главных героев спокойно переживает Отечественную войну 1812 и московский пожар
Взаимоотношения героев  - в МиМ вечность, Маргариту уже не прогнать, Мастер будет встречаться только с теми, кто не встревожит его. Засаленный колпак, сон, замкнутое пространство.
В Цветах  - ГГ выстаивает очередь для перерегистрации, устраивает пересдачу экзамена, спасает, заботится о настроении, не смеет прикоснуться, устраивает личную жизнь (Сюэли – лис-оборотень, Цзинцзин – человек, вместе  - облом, а Небесный император против). Цунами-сан – японский дух глубин - сёдзё, которого почти полностью провампирил китайский лис-оборотень
В Венедиктове – Настенька для гг – не только любимая, она еще и ангел-хранитель его души даже после смерти.
Чаянов – занимается археологией и москвоведением, Воланд – историк, Иван Бездомный – историк, Сюэли – филолог, занимающийся историей в личных целях
Взаимоотношения людей со сверхъестественным.
Венедиктов - борьба людей против сверхъестественного.
МиМ – сверхъестественное помогает людям бороться против людей.
Цветы – сверхъестественное борется за людей и со своими внутренними проблемами (доброе имя, желания, сила воли, дружеская солидарность).
Какие выводы хотелось бы сделать? В наши дни (а по-хорошему, с начала эпохи Возрождения – итальянская сказка «Злая судьба») центром мира становится сам человек, его внутренние страхи – и есть злые силы, проецируемые вовне, его внимание к другим, действия в этой области – добрые ангелы, держащие на плаву. В нашей культуре - творец, активный деятель – самостоятельная личность, на Востоке – приемник, инструмент, проводник. Есть то, что не обойдешь, и то, что можно лично построить, или, с восточной точки зрения, в строительстве чего можно поучаствовать.


Рецензии
Это текст для литературоведческого журнала. Почему сюда-то?

Алексей Курганов   04.10.2018 03:20     Заявить о нарушении
Не публикуюсь в литературоведческих журналах.Рубрика эссе в тематике сайта есть)

Елена Горина 3   04.10.2018 11:14   Заявить о нарушении