Книг еще не было

Читаю о временах зарождения Библии – с изумлением и упоением, как фантастический роман! Место действия – Средиземноморье, время – около двух тысяч лет до нашей эры, действующие лица – народы и племена, имена которых стерты давно либо хранятся в  старых манускриптах и ученых книгах. Во всяком случае, я, по мере прочтения, припоминаю эти сведения с трудом и смутно... Поскольку времена в этих обзорных книгах плотно спрессованы, перед глазами разворачиваются непрерывные битвы, миграция народов, то вынужденная, то добровольная, в поисках лучших пастбищ, лучшей доли… Завоеватели, покорив государство, стирают с лица Земли города и угоняют население поголовно в плен. А там, глядишь, лет через сто наследник трона по каким-то соображениям прощает плененный народ, позволяет ему вернуться домой – и те послушно бредут восвояси. Евреи то в вавилонском плену, то в египетском. Александр Македонский или персидский царь Кир в своих походах то оставляют своих воинов в чужих землях, то к себе волокут плененных чужеземцев.
Персы, египтяне, евреи, малые государства Ханаана и Сирии, Вавилон и Елефантин, самаритяне, эдомитяне, моавитяне, филистимляне, мидианитяне, - ау, где вы? Канули в Лету! То богом избранные народы свято блюдут чистоту крови, под страхом смертной казни запрещая смешанные браки. То легко и с удовольствием берут полонянок в гаремы, осваивая чужие языки, вплетая их в свой собственный. Ассимиляция социумов, позволяющая выживать, воевать, покорять и покоряться, идет бурно, безо всяких правил, ломая рамки ограничений.
В этом непрерывном хаотичном брожении людских масс смешиваются и взаимно обогащаются языки и верования, причудливо сплетаются обрывки житейских наблюдений и преданий, откристаллизуются моральные поучения и законы взаимоотношений. И всё это – в устной, зыбкой и неверной передаче, с утратой каких-то фрагментов, привнесением красот и разглагольствованием, искажением и смешением упомянутых мест и времен! Наконец, люди озаботились сохранением ценных (как им показалось!) знаний. И выдумывают всякие значки, иероглифы, пиктограммы, которые передавали бы эту сакральную информацию. Обжигают глиняные таблицы, пишут на телячьей коже – пергаменте, на расплющенном тростнике – папирусе, выбивают на камне. Много ли таким образом скажешь? Кратко, емко, самое важное! Но еще путается еврейский язык с арамейским, финикийский алфавит вплетается и туда, и сюда, потом греки с большими изъянами и своими понятиями о миропорядке и духовности переводят это всё на свой язык.
Так в горниле веков, в ломке, переосмыслении и усваивании рождается НЕЧТО, достойное передачи потомкам. Это еще не Библия, потом наступят времена Нашей Эры – и продолжится это переписывание, перевод, ломка и ковка БОГОДУХНОВЕННОЙ ИСТИНЫ, дело невероятно важное, как понимали наши далекие, очень далекие, невообразимо далекие предки!
Сначала я читаю всё это как фантастику, с дикими нравами, идолами, всеми этими зверствами Навуходоносора… Меня потрясает непрерывная сумятица бытования, в огне пожарищ, битв, переходов через пустыню и обратно. Потом я соображаю, что такой эффект дает спрессованность в историческом обзоре веков и тысячелетий: зафиксировано потрясение, а не спокойное течение обывательской жизни. И если взять наши времена в подобном изложении – эффект будет точно такой же! Подумаешь, всего один век великой империи СССР! Британия с ее неспешной эволюцией грабила мир каких-то три столетия – и распалась империя, остались одни амбиции. США со своим всемогущим долларом жирует каких-то сто лет, да нет, меньше! И все так же рушатся государства, невзирая на то, что международные симпозиумы принимают некие важные решения о незыблемости границ. И все так же мигрируют народы, мечутся в поисках лучшей доли. А наблюдатели гадают: Африка пришла в движение из-за политической нестабильности или по причине климатической? Голод – самый сильный движитель!
Набором сакральных знаний, изложенных в Библии, современный человек пренебрегает. Они для него оказались вовсе не так уж важны. Приоритеты расставлены совсем иначе. Мораль никому не интересна, а Божье наказание никого не пугает. Одно остается неизменным: эгоизм и страсть к наживе, присущие как отдельной личности, так и целым народам. Как там Трамп формулирует? «Америка превыше всего!» Право сильного важнее любых других придуманных международных прав, оно попирает все писаные законы!
Интересно, через пять тысяч лет какая информация останется о нашем времени? Сохранятся ли книги – и какие? Ведь уже сейчас с фактами обращаются весьма вольно, а какова будет им цена через века? Получается, что для развития цивилизации совсем не важно, есть ли книги, существует ли письменность, выстраданы ли какие-то принципы, верования и мораль?
Есть в сопоставлении этих временных пластов одна сокрушительная пугающая разница: на смену мечам и дротикам пришло ядерное оружие. А наличие книг в облике человека ничего, оказывается, не меняет.


Рецензии