Женщины рода. Война Ивана

Война Ивана.

Официально рядовой Иван Тимофеевич Терещенко пропал без вести в июле 1941 года.
Но мы-то знаем от бабушки Юли (Терещенко Елена Николаевна), что Иван был жив еще в июле-августе этого страшного 1941 года. Он вместе со многими тысячами солдат и офицеров Красной армии, попавшими в плен в первые же дни войны, находился в лагере под городом Ровно в течение нескольких месяцев.
Лагерь был расположен под открытым небом на огромной территории. Сотни тысяч людей на протяжении недель, месяцев лежали, копошились, перемещались за колючей проволокой, разделяющей всю территорию на прямоугольные площадки.
Ни еды, ни воды, ни каких бы то ни было условий для человеческого существования не было.
Здесь заживо сгнивали от ран, голода, жажды. Вначале умирали от жары, затем от холода. Сами же пленные, которые еще могли передвигаться,  под присмотром полицаев выносили мертвых за территорию и сбрасывали в огромный ров.
 Ежедневно по очереди пленников выводили за территорию, проводили допросы, выясняли, чем занимался, что умеет делать пленник. Предлагали работать на благо «Великой Германии» или отправляли в черный список.
Согласно этому же списку выводили людей за территорию, где и расстреливали около упомянутого выше рва. Так поступали в отношении тех, кто был бесполезен для новой власти.
Мой дед Иван был хорошим машинистом поезда. Допрашивающие фашисты уже знали о его специальности. Видимо, среди пленников были «стукачи», те, кто спасал свою «продажную душонку» за информацию, выуженную у пленников.
Иван никак не соглашался на работу для фашистов. Его избивали, пытались подкупить продуктами, вещами, снова избивали, морили голодом, но он не сдавался.
Несколько раз Иван пытался бежать из лагеря.
Не останавливали избиения, предательства, голод, холод… .
Один из очевидцев после войны рассказывал бабушке, как после очередного побега «бегунов» построили перед остальными пленниками и зачитывали смертный приговор. В это время охранник с собакой обходил неровный строй приговоренных, среди которых находился и Иван. Раскормленная овчарка почему-то остановилась именно около него, задрала лапу, чтобы «справить нужду». Мой дед не выдержал и с силой отшвырнул ногой скотину от себя подальше. Что тут началось!..
Собака, как и другие псы, кинулась на Ивана. Никто не сдерживал этих зверей, разрывающих живого человека на куски, и еще более звереющих от запаха крови.
Кто остановил этот ужас, я не знаю. Но Иван остался жив. Долго залечивал раны. Хотя чем он мог лечиться, я не могу сказать.
Думаю, что фашисты вынуждены были оставить его в живых, они остро нуждались в машинистах. В тот период активизировались партизаны. Один за другим летели под откос поезда, как военные составы, несущиеся на восток, так и груженные награбленным в России добром, отправляющиеся на запад.
Решение о «службе» на фашистов было принято Иваном осознанно. Первый же его рейс в качестве машиниста стал и последним для него.
Что вез состав и в какую сторону, я не знаю. Эту историю нашей семье поведал уже после войны второй машинист того рейса, которому удалось спастись и остаться в живых благодаря моему деду.
На одном из длинных перегонов (то есть длительный отрезок железнодорожных путей между станциями) Иван приказал напарнику машинисту прыгать первым, а сам прыгнул следом. Да вот, прыжок оказался неудачным. Иван сломал ногу.
Напарник отыскал его в глубоком снегу. Попытки передвигаться с раненым на плечах были тщетными, уйти от погони не удастся. Иван решительно отказался передвигаться вместе. Попросил напарника отыскать после войны его жену, чтобы передать ей и детям прощальные слова о том, что всегда любил только их.
Напарник ушел в метель, которая спасительно и старательно заметала его следы.
Иван, наверное, еще полз, а может и нет, не знаю…
До слуха уходящего во мглу напарника донесся далекий лай овчарок, преследующих беглецов…
Где ты, СВЕТЛАЯ ДУША МОЕГО ДЕДА?..
Думаю, что ты ВСЕГДА рядом со мной!..
В пасмурном вечернем напеве дождя ¬– твой тихий шепот…
В сиянии солнечного утра – твоя мудрейшая улыбка…
В звуках музыки – твой красивейший и нежнейший голос…
Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!..
Я ЗНАЮ, ТЫ СЛЫШИШЬ…


Рецензии