Крамской Xристос в пустыне статья

   
                Холодно.
                Одиночество вечно.
                Брошен, ими непонят
                Бог,
                имя которому –
                Боль.
                Растерзан, расстрелян.
                Взглядом ли? Словом?
                Ненавистью людской?
                Тупости
                глыбами скальными?
                Жить между
                наковальней
                и молотом как?
                На Голгофу нести свой крест
                с любовью
                ко всем. За всех!

                (Таня Синь)   
               





 Недавно мне попался в руки альбом «История русской живописи». Я пролистал его и «все былое....»
Я подумал, почему я не пишу ничего о своих любимых русских художниках. Объяснение не сразу, но пришло. Русские композиторы все время на слуху. Здесь в Америке очень популярны Римский-Корсаков,
«Картинки с выставки»  Мусоргского;
 Половецкие танцы,  Вторая симфония  и 2-й квартет Бородина,
Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович...  - эти все время исполняются.
А живопись? В музеях практически ноль.   И смотреть негде. Ничто не напоминает.
     И еще одна странная деталь мне пришла в голову. Русская живопись в меня, как во всякого выросшего  в СССР,  вошла с детства не из музеев, а из школьных учебников. Саврасов – Грачи прилетели, Поленов – Московский дворик, Репин - Бурлаки на Волге, Суриков – Утро стрелецкой казни, Брюллов - Последний день Помпеи,  Куинджи – Лунная ночь на Днепре, Врубелевские Демоны, Левитан – Над вечным покоем ...  Об «Утре в сосновом лесу» Шишкина я уже не говорю!!
Чуть ли не впитанный с молоком матери «Пушкин в Лицее» Репина или  «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Мало кто знает, что в Харьковском музее висит репинский вариант Запорожцев, которых я видел еще в юности.

    Написал «Брюллов»  и вдруг до меня дошло, что все русские выдающиеся люди вошли в наше сознание тоже портретами  Репина, Серова, Брюллова, Крамского...
Таким образом, вся русская   живопись работала не как нечто новое необычное, что узнал,  увидев в музее,  или прочел и посмотрел в альбомах, а вошла естественно в сознание как часть бытия,  как окружающая природа, как язык.
    Репродукции нескольких знаменитых икон из Третьяковки  у меня дома на стенах, поэтому я их вижу постоянно,- Владимирская Мария, Архангел Гавриил, Никола  со святыми на полях,   Троица и Спас  Рублева,  и Ярославская Оранта. 

    Листая этот альбом, я задержался на картине «Христос в пустыне» Крамского.
Насмотревшись в зарубежье картин с Христом (сотни снятий, сотни распятий, сотни икон,..   я уже редко обращаю на них внимание.  В редких случаях,  как Ван дер Вейден, Эль Греко или Рембрандт  и «Тайная вечеря» да Винчи.
    А Крамской приковал мое внимание. Хоть я и видел ее раньше в Третьяковке, но тема мало меня интересовала в те советские времена.

    Русская живопись в отличие от Западно-Европейской Христом мало интересовалась.  Передвижников народная судьба волновала, а не судьба Христа. «Отказ от исповеди» Репина  более типична, хотя и единственная в своем роде.
    «Явление Христа народу» Иванова, несколько Картин Ге, «Голгофа» Репина, «Христос и грешница» Перова   и Крамской.
В иконописи   ситуация другая, но из многих знаменитых изображений Христа меня привлекло с давних пор    Лицо Христа у  Андрея Рублева,  в иконе «Спас»  (Третьяковская галерея, из Звенигородского чина).

См здесь:
http://www.proza.ru/2018/10/03/67

    Интересно, что Рублев нарисовал своего Христа на сто лет раньше Леонардо, а Крамской  на 450 лет позже Рублева.

   Крамской, посмотрев «Явление Христа народу»,  загорелся идеей создать русского Христа, он писал:  «итальянский Христос красивый, можно сказать божественный... но он чужд мне».
Тут уместно посмотреть на два лика  Леонардо  - Христос из «Тайной вечери» и в «Спасителе мира»

Здесь:http://www.proza.ru/2018/10/04/137
       http://www.proza.ru/2018/08/04/187

Это не Рублев и, тем более, не Крамской.

    Крамской о  своем Христе  писал:  «Это не Христос: это изображения горя человечества, которое всем нам известно». Попробуйте сконцентрироваться на этой фразе.
    Картина наделала небольшой переполох, но Третьяков все же   купил ее для коллекции,  слегка  поторговавшись,  за 6000 рублей.

    Показать истинное лицо Христа (не иконописный стандарт) задача опасная,  из серии мечта,   смешанная со страхом  древних иудеейских вождей увидеть  лицо Бога. Нужно об этом упомянуть. Это мне кажется почему-то важным, хотя я и не понимаю точно почему, не зная хорошо  Ветхий Завет и самого себя как следует.

    Эти встречи с Богом лицом к лицу произошли дважды. 
«Господь говорил с Моисеем лицом к лицу – как говорит человек с человеком». (Исход 33:11 – Исх 33:11)

 «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;…  И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.  И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт.32:24,26,30)...
(выделено мной)

    В этом контексте, - контекст, конечно,  кромешный или всеобъемлющий для людей верующих, потому что, в конечном счете,  именно это страшащее желание  общения с Богом привело  религию и с ним человечество к появлению Христа, то есть Бога, которого можно увидеть лицом к лицу, потому что абстрактный Вседержитель, Савоаф  непонятен,  с ним не пообщаешься и не обратишься за помощью и советом. По всему поэтому,  как сказал бы Маяковский,  в глуши галилейской родился необыкновенный мальчик  Иешуа.

    Христа  видели многие, но описаний, увы, никто не оставил. Это объясняется тем,  что его смерть и проповеди остались во время его жизни без внимания, (один из многих проповедников),  поэтому на него никто особого внимания не обращал, и нужно повидимому признать, что и казнь его прошла незаметно и заурядно без той приписанной евангелистами событийности. (Порванный занавес, громы и молнии, крики толпы, умывание рук Пилатом, и тому подобные страсти – не было ничего такого).
А воскресения вообще не было. Умершие не воскресают. Всю Его славу потом придумали евангелисты, а Христианство создали и распространили несколько апостолов, первый из которых Павел, который Христа вообще не видел и не слышал.
Ну, и естественно, император Константин.
Держите это все в уме, сильно против меня не зажигаясь, когда посмотрите еще раз на лицо Христа Крамского (вверху).

    Я поместил на Прозеру «Спасителя мира» Леонардо да Винчи, и одна читательница написала, что он не так выглядел, и те, кто его видели, могут подтвердить.
Верующие иногда очень категоричны.

     Портрет Леонардо и Икона Рублева (два наиболее гениальных  изображения Христа, которые я знаю,   являются не истинным изображением лица Христа, никто не знает как он выглядел. Эти два выдающихся портрета  есть отображение   нашего представления (вернее, мировой христианской  идеи), содержащейся в сердцах и умах верующих  о том,  как Христос должен бы выглядеть,  когда мы встретимся с ним лицом к лицу, или каким он представляется в нашем воображении, когда мы к нему обращаемся. А иначе, к кому же обращаешься.
    Правда, тут вступает в действие субъективный момент,   каждый представляет его по-своему, и   от этого никуда не денешься.

    Но, вот,  два гения Леонардо и Рублев представляют его  таким. И только. А они гении и провидцы и с этим нужно считаться.

    Такая преамбула к Христу Крамского, лицо которого крупным планом вы уже увидели вначале.

   А целиком полотно здесь:
http://www.proza.ru/2018/10/01/1544

А портрет самого Крамского Ивана Николаевича здесь:

   http://www.proza.ru/2018/10/04/141

   Крамской о своей картине:
 «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а… не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».

 «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу».
 Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой?», — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали».(Это еще не самый из его дерзких ответов).

    Я уже упомянул, на леонардовского Христа рецензенты тоже написали, что Он был не такой.

    В конце 1869 года Крамской поехал в Европу и там специально ходил по всем знаменитым музеям в поисках избражений Христа.  Я его опыт разделял, бродя по всем мировым музеям. В книге «Ван Гог как Иисус Христос» целая глава посвящена картине прерафаэлита Уильяма Ханта «Светоч мира»

  Здесь:  http://www.proza.ru/2017/03/23/242
                .
В Европе Крамской  ничего близкого своей идее  не встретил.
Как он писал,  Христа,  «который мог бы захватить душу современного русского человека».

    Картина была представлена на  выставке Передвижников,  в Петербурге в  1872 году. Разумеется,  в тогдашнем религиозном обществе она не могла не вызвать противоречивых оценок.
    Сам Крамской   писал: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Но никто не говорит ничего важного. А ведь „Христос в пустыне“ — это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она — итог многолетних исканий…»

    Крамской, в определенном смысле, совершил подвиг, показав нам лицо Бога в мучительных  размышлениях.

Тут пошла моя отсебятина. Осторожно.

   О чем мог так сильно и долго и мучительно думать Христос?
Тут очень важно, как я представляю Христа, и почему мне так близок и привлекателен Христос Крамского.
Я это не утверждаю, а выражаю свое субъективное отношение.
Я не верю во всю сказочно-мифологическую часть истории Христа.
Я не верю в его рождение от ангела, то есть, в непорочное зачатие.
Я не верю в его воскресение.
Я удивлен,  что на всех снятиях Христа нет его отца Иосифа – это чудовищное искажение возможного события, и никто на это нигде не обращает внимания.
Я не верю в волхвов и вифлеемскую звезду.
Не верю в троекратное отречение Петра и придуманную историю с предательством Иуды.   
Во что же я верю?
Верю только в  проповеди Христа.
Гениального  иудея, одержимо поверившего в свое предначертание в соответствии с библейскими пророчествами с такой силой, что он пошел ради этого на смерть*. (Посмотрите перечень этих пророчеств в сноске внизу)

    Этот Человек должен был выглядеть  как Христос у Крамского.
Он думал о том, пойдут ли люди за ним или нет.
Он понимал, что есть два способа убеждать людей: кнут и пряник. Оба не годились. Оставался третий - заставить людей поверить в идею.
Знакомо?   Христос был первым.
Он не обещал ни кнута ни пряника, а обещал Царство Небесное.  И убедить людей можно было только своим примером – то есть умереть, чтобы воскреснуть!!!!!
И следовать его заповедям, чтобы заслужить Царство Божье.

Конец

*Согласно христианскому богословию, начиная XV века до до н. э. более 15 разных иудейских пророков в разные века, независимо друг от друга, пророчествовали о том, что в еврейском народе родится пророк, который будет являться воплощённым в человека Сыном Божьим.
Ветхозаветные пророки предсказывали, что Сын Божий, как человек, родится в Вифлееме (Пс. 2:7; Мих. 5:2), Он будет отвергнут иудейскими священниками (Пс. 117:22), будет предан за 30 сребренников одним из своих учеников (Зах. 11:12; Пс. 40:10), добровольно пойдет на смерть (Ис. 53:7), будет распят в Иерусалиме вместе с разбойниками (Зах. 12:10; Ис. 53:12), скажет предсмертные слова (Пс. 21), воскреснет (Ос. 6:2), создаст Новый Завет (Ис. 42:6), станет ходатаем этого Нового Завета (Мал. 3:1) и создаст церковь, которая должна будет распространиться до всех краёв Земли (Быт. 49:10). Христианские богословы, основываясь на учении Нового Завета, утверждают, что все эти пророчества исполнились в Иисусе Христе.
Иисус Христос был таким богословом, то есть гениальным знатоком Ветхого Завета  и понял что время пришло.


 Маркс и Христос ошиблись, время не пришло.
Доказательство - два Холокоста: коммунистический в России и антисемитский в Европе
Один свидетельство ошибки осуществления коммунизма по Марксу,  второй свидетельство неспособности человечества следовать заветам Христа.

И, таким образом, Царство Божье на земле отодвигается и попрежнему обещается на небесах.


Для полной картины очень рекомендую прочесть статью Татьяны Воляевой:

http://www.proza.ru/2019/02/12/877

Отзыв на статью Наталии Труновой:


    "Мы верим,что в бутылочке вода, на полке магазинной, добыта с недр земли, где прождала каких-то сто, нет сто и сорок пять, не лет! А миллионов лет!
Но сомневаемся, не лгут ли про рождение Христа.
Крамской!
Он для меня в изящной нежной Незнакомке! И Он здесь тоже - Он! И это мех, и золото! И взгляд! Чем дольше смотришь - тем больше осознаёшь -Мадонна!
И так во всех своих картинах, что родил из крови, сердца, нервов, взорванных мозгов!
И вот он показал нам самую тончайшую грань! Пока Он человек, не Бог! Он ЗНАЕТ, что свой последний шаг, не только Он, а каждый человек, не избранный, хоть окружённый любящей семьёй, друзьями, - будет в одиночестве совершать!
Никто не сможет ни помочь, не подсказать!
В огромном мире, и во всей вселенной - один!
Иесус Крамского мог и это "видеть"!
И как же любящему любящим помочь?!
Никак?!
Насильно верить не заставишь!
И от того и страшно!
А вам?! За ваших близких не было бы страшно?!
Мне - да.
Я в детстве встретила в горах Алтая, Святого.
И потому мне страшно!
Знаю!
Что будет Суд!
Гораздо легче если ты не знаешь и не веришь!
Гораздо легче!
И Исус Крамского знал!
Про всех!
И это не легко!
Нам легче просто написать!
Крамской все в позе, взгляде, мощи передал!
Все забывают - ЧТО РОДИЛСЯ ЧЕЛОВЕКОМ !
И помните, что он кричал, страдая?!
Почти всегда не помним.
Он все, как все мы чувствовал, пока был Человеком!"


Наталия Трунова   02.10.2019 23:33


Рецензии
Михаил, здравствуйте! Спасибо большое вам за ваши размышления и возможность тоже в который раз поразмышлять вместе с вами о человеке и Высшем разуме. Очень близко и знакомо у вас об искусстве, о русской живописи, которая во времени нашего детства " ...вошла естественно в сознание как часть бытия, как окружающая природа, как язык." Так и было: со страниц "тогдашних" журналов смотрели не полуобнажённые безликие девицы, как сегодня, но мадонны! Нам ли не восхититься творчеством Крамского? Его "Христос в пустыне" - полотно необыкновенной силы! Радости вам и тепла!

Наталья Коноваленко   24.01.2022 00:18     Заявить о нарушении
Спасибо, русская живопись недостаточно известна (популярна) на Западе. Меня это удивляет. Конечно, другие вкусы и критерии. Хотя с литературой и музыкой все в порядке (Немного об этом в статье о тртьем концерте Рахманинова). И то такие шедевры как Борис Годунов или Иван Сусанин не очень воспринимаются.
Крамской, чем не Рембрандт!!!

Михаил Гольдентул   26.01.2022 03:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.