Крещение в электрики

                ТоТЭЦ. «Крещение»  в электрики.                (Начало работы в реальной энергетике). 

      

                Оглавление.

1. Умные, но беглые……………………………………………………………………..2
2. Тольяттинская ТЭЦ……………………………………………………………....3
3. Моё «крещение» в электрики……………….…………………….……6
4. На работе пить – себе и людям вредить…………………12
5. Жена переманила…………………………………………………………………..14

               












                1. Умные, но беглые.
               
   Итак, в феврале 1970 года мы с Ниной окончили МЭИ и как семейная пара (плюс ребёнок) мы оба получили распределение в город Иркутск в филиал Всесоюзного института «Электросетьпроект». В направлении было указано, что Институт сразу предоставляет нам благоустроенную квартиру. Однако по приезду в Институт нам предоставили комнату в двухкомнатной квартире, пообещав в течение месяца решить квартирный вопрос.
 
   В мае Нина серьёзно заболела – начали опухать все суставы. Через месяц врачи сказали, что ей здесь не климат. Мы запросили в Министерстве энергетики дать нам перераспределение, но нам отказали ввиду отсутствия официального заключения медкомиссии, а врачи в Иркутске  дать официальную справку отказывались, боясь взысканий. В сложившейся ситуации, мы решили срочно уехать в место с более благоприятным климатом.

   Рассмотрев варианты, мы решили уехать в Тольятти, где сухой континентальный климат должен в принципе подходить Нине. Годом раньше из Жигулёвска в Тольятти переехали мои родители, там уже жили и работали многие мои друзья и знакомые. Плюс ко всему здесь завершалось строительство Волжского автозавода, требовались и рабочие и специалисты. Я созвонился с матерью и предупредил её, что мы вынуждены у ехать из Иркутска и просим на первое время принять нас у себя. Мать ответила: «Приезжайте».
 
   В конце июля я купил Нине билет на самолёт до Куйбышева и на следующий день проводил её до аэропорта. Затем я упаковал и отгрузил к моим родителям в Тольятти все наши вещи и книги. В основном это были наши учебники. А потом купил билет и через неделю на поезде попилил в Куйбышев. Через четыре дня я приехал в Тольятти. Свои первые трудовые книжки мы оставили в Иркутске в институте «Электросетьпреокт».
 
   Приехав в Тольятти, я пошёл устраиваться на работу на Тольяттинскую ТЭЦ, до неё было всего тридцать минут езды на троллейбусе. Там начальница отдела кадров, посмотрев на мой диплом, сказала, что они могут меня принять только на рабочую должность, поскольку беглого выпускника они не имели права принимать на инженерную должность. Свой диплом об окончании МЭИ, сказала она, можете пока спрятать, будем считать, что я его не видела, а нам нужны работники на простые рабочие должности. Она предложила мне должность дежурного электромонтёра с окладом 105 рублей в месяц. Я согласился – лиха беда начало. Меня отправили на собеседование к начальнику электро-цеха. Мы поговорили, глаза его засветились, когда он узнал, что я в марте окончил МЭИ, а в июле сбежал с места распределения. В итоге он быстро подписал: «Согласен принять на должность ДЭМа». Это было начало моей работы в реальной энергетике и это стало первой записью в моей новой трудовой книжке, с которой я прошёл до пенсии.


                2. Тольяттинская ТЭЦ.

   Первая очередь Тольяттинской ТЭЦ (ТоТЭЦ) была введена в работу в 1961 году, тогда её мощность составила 200 мегаватт (МВт). В 1970 году, когда я пришёл туда, станция продолжала строиться и её мощность в то время составляла порядка 600 МВт. На полную мощность ТоТЭЦ была введена в 1975 году и её мощность составила порядка 800 МВт. Эта ТЭЦ обеспечивала электроэнергией и теплом все рядом расположенные химзаводы (Азотно-туковый завод, Завод синтетического каучука, Фосфорный завод), завод «Волгоцеммаш», Электротехнический завод и Старый город, который до 1964 года назывался «Ставрополь-на-Волге». В то время в СССР было два города с именем «Ставрополь», второй был на юге России – это областной центр Ставропольского края.
 
   В 1964 году в честь генерального секретаря коммунистической партии Италии - Пальмиро Тольятти город «Ставрополь-на-Волге» переименовали в «Тольятти». Это событие стало первопричиной для следующего особо важного события - в 1966 году Руководством Страны было принято решение о начале строительства в городе Тольятти завода по производству легковых автомобилей итальянской фирмы «ФИАТ». Строящийся автозавод назвали «Волжский автомобильный завод»  («ВАЗ»). Рядом с ВАЗом начали строить новый громадный жилой массив, который в народе назвали «Новый город».  В дальнейшем так и получилось в Тольятти разделение на «Новый город» (Автозаводский район, где живут сейчас 420 тыс. жителей), «Старый город» (Центральный р-н, где 180 тыс. жителей) и «Комсомольск» (Комсомольский район – это посёлок с левой стороны Волги у самой плотины  Жигулёвской ГЭС, где живёт порядка 100 тысяч жителей). А на правой стороне Волги, т.е. с другой стороны плотины Жигулёвской ГЭС, расположен ещё один город - Жигулёвск, где тоже живёт более 100 тысяч жителей. Всего численность населения в агломерации Тольятти – Жигулёвск составляет более 800 тысяч жителей.

   Тольяттинская ТЭЦ в то время была пылеугольной, т.е. топливом для энергокотлов служили угли низкого качества. Уголь поступал по железной дороге в специальных вагонах, эти вагоны на ТЭЦ загоняли в специальный обогреваемый  ангар, где громадный вагоно-опрокидыватель (на электро-приводе) опрокидывал эти вагоны на 180 градусов и уголь вываливался в специальный бункер и дальше уголь по транспортёрным лентам топливо-подачи поступал в котельный цех. Там он загружался в специальные громадные электрические мельницы, где уголь перемалывался в угольную пыль. Эта угольная пыль специальными вентиляторами – пылепитателями подавалась в горелки котлов, где эта угольная пыль и сгорала. В силу такого технологического процесса весь котельный цех был как в дыму – это вокруг летала угольная пыль. Рабочие, приходя в начале смены в цех как белые люди, через восемь часов уходили чёрные, только глазные яблоки белели. Женщины платками закутывали всё лицо, а на глаза одевали мотоциклетные очки.
 
   Поскольку электрооборудование есть в каждом цехе, то дежурным электромонтёрам приходилось ходить и работать везде, в том числе и в котельном цехе. Я, конечно, видел котельный цех на Змиёвской ГРЭС, где мы после четвёртого курса были на производственной практике, но там в качестве основного топлива использовались высокосортные  угли Донецкого бассейна и там не было такой пыли в котельном цехе. Но, на мой взгляд, причиной страшной запылённости на Тольяттинской ТЭЦ кроме низкосортных углей была ещё и явно низкая технологическая дисциплина персонала.
 
   Меня определили в вахту №2. Поскольку производственный процесс на теплоэлектростанциях непрерывный, то всего по непрерывному графику на станции (на ТЭЦ) работают четыре вахты. Руководит всем персоналом вахты дежурный инженер станции (ДИС).  ДИСу подчиняется весь дежурный персонал станции: электрики, турбинисты, котельщики, дежурный персонал топливо-подачи и дежурный персонал химцеха. Рабочее место ДИСа расположено на центральном щите управления (ЦЩУ). Это помещение размером примерно 12 на 12 метров, расположенное на высоте 9-ти метров в самом начале машинного зала станции. По периметру ЦЩУ около стен стоят панели с приборами и ключами управления. Посреди ЦЩУ стоит длинный широкий стол на три рабочих места. На левом краю сидит ДИС, на правом краю сидит начальник смены электроцеха (НСЭ), а посредине стола сидит дежурная центрального щита управления (ДЩУ), которая официально является тоже электромонтёром и находится в прямом подчинении у НСЭ. Кроме ДЩУ начальнику смены электроцеха (НСЭ) ещё подчиняются старший дежурный электромонтёр (СДЭМ) и дежурный электромонтёр (ДЭМ), которые сидят отдельно в монтёрской комнате на первом этаже. Все они вместе с НСЭ в оперативном плане подчиняются ДИСу, который подчиняется только главному инженеру станции.

 Персонально наша 2-я вахта состояла из:
ДИС – Никитин Вячеслав Павлович, ему чуть более 30 лет;
НСЭ – Ренц Альберт Николаевич, ему около 30 лет;
СДЭМ – Александр Сингатуллов, примерно 25 лет;
ДЭМ -  Лариса Васильева (примерно 27 лет), я у неё был учеником-стажёром;
ДЩУ – Смотрицкая Мира Давыдовна. Ей было примерно 30 лет.
 
  Сразу хочу рассказать про Миру Давыдовну Смотрицкую. Это была особенная женщина, точнее – особенный работник. Как рассказывали коллеги, она пришла на строящуюся Тольяттинскую ТЭЦ десять лет назад, сразу после школы. За эти годы она прошла и изучила все должности оперативного (дежурного) персонала электроцеха: ДЭМа, СДЭМА, ДЩУ и даже НСЭ. Хотя у неё не было специального электро-технического образования, а только 10 классов школы, её временами сажали на место болеющего начальника смены электроцеха и она нормально справлялась. Последние два – три года её часто выводили в резерв, усаживали за запасной стол в кабинете зам начальника электроцеха Калнина, по заданиям которого она корректировала электрические схемы и инструкции по эксплуатации электрооборудования ТЭЦ. Вообще, как я заметил, у Миры Давыдовны уже выработались командные навыки.  ДИСы шутили, что Мира Давыдовна может заменить не только любого работника оперативной службы электроцеха, но самого зам начальника электроцеха Калнина.
 
   Калнин Игорь Антонович (мужчина лет 45-ти) возглавлял оперативную службу электроцеха, официально именовался заместителем начальника электроцеха по эксплуатации, но у него отсутствовали командные навыки, он был вполне грамотным специалистом, интеллигентным человеком, отдавая приказания, он говорил (примерно): «Станислав Станиславович, пожалуйста, сделайте вот то-то». А начальником электроцеха на ТоТЭЦ был в то время Алфеев Альфред  Андреевич  (мужчина лет 35-ти, с явными командными навыками, через 10 лет он стал директором Тольяттинской ТЭЦ).
 
   А про Миру Давыдовну рассказывали ещё один поучительный случай, как она «не давала Никитину турбогенератор сжечь». Это было примерно за год до моего прихода на ТЭЦ. В те дни Миру Давыдовну приказом назначили исполнять обязанности НСЭ вместо заболевшего  Ренца А.Н.  ДИСом работал Никитин Вячеслав, причём работал всего месяца три – четыре. Он вообще-то прошёл в электроцехе все ступени от ДЭМа до НСЭ, но на всех этапах он показал себя весьма посредственно. Да и на ДИСа, говорят, его поставили потому, что он только что окончил институт, а остальные претенденты были со средне-специальным образованием. Высшее образование Никитин получил на вечернем отделении Тольяттинского «политеха» без отрыва от производства, чем он очень гордился.
 
   Дело было в вечернюю смену, надо было после какого-то мелкого ремонта вводить в работу турбогенератор №3. Как правило, синхронизацию турбогенераторов проводит начальник смены электроцеха. Мира Давыдовна тогда исполняла обязанности НСЭ в соответствии с письменным приказом и на полном законном основании она подошла было к ключам управления, собираясь начать синхронизацию генератора. И вдруг Никитин её отстраняет: говорит, что у неё нет специального электротехнического образования и он не может ей доверить синхронизацию «такой махины». Никитин начал синхронизировать сам и «врубил» выключатель генератора под большим углом синхроноскопа. Генератор «отрубился» защитами и пришлось его выводить в серьёзный  ремонт. Никитина разжаловали на три месяца в НСЭ, а переэкзаменовку через три месяца у него принимал Главный инженер вместе с Мирой Давыдовной.  Вот так вот опустили амбиции Никитина. На таком сложном производстве свои амбиции надо кое-куда прятать, здесь нужны знания и умения.

 

                3. Моё «крещение» в электрики.

   Теперь снова обо мне. Поскольку производственного опыта работы на ТЭЦ у меня не было, то мне назначили месяц стажировки на должность дежурного электромонтёра (ДЭМа). Наставником мне назначили ДЭМа  Васильеву Ларису, она уже третий год работала здесь монтёром и считалась опытным и добросовестным работником. Это была голубоглазая блондинка приятной внешности, доброжелательная, в меру грамотная. Сама она лет восемь назад окончила ПТУ, получила специальность электрика, потом пять лет работала электриком в ЖЭКе, потом перешла на ТЭЦ на сменную работу, поскольку её муж работал по сменам на заводе «Синтезкаучук» и им так удобней было смотреть за сынишкой. Обязанности свои она выполняла добросовестно, тщательно соблюдая технику безопасности. Она всегда, в отличие от старшего ДЭМа Сингатуллова, выходя из монтёрки, одевала каску и меня заставляла. А я добросовестно стажировался и выполнял все команды ДЭМа-наставника.
 
   Месяц моей стажировки подходил к концу и тут у нас стряслось ЧП. В этот день НСЭ Альберт Николаевич Ренц послал нас с Ларисой разобраться, почему остановились два пылепитателя  2-го энергокотла. Пылепитатель – это специальный вентилятор с электроприводом, который гонит угольную пыль в топку котла. Получив команду, мы с Ларисой надели каски, она взяла с собой шахтёрский фонарь и мы пошли в котельный цех. Электросборка, от которой были запитаны эти пылепитатели, находилась в котельном цехе на нулевой отметке, там стояла сплошная угольная пыль, видимость метров 10 не больше. Зрелище, наверное, как в преисподней. Мы подошли к нужной сборке, это был металлический шкаф в человеческий рост, весь в угольной пыли. Лариса открыла дверку сборки и сказала, что там ни черта не видно, надписи на всех аппаратах покрыты угольной пылью. Я стоял чуть позади неё. Она взяла и дунула на эти надписи – и вдруг передо мной засияло огромное солнце.
 
   Очнулся я  в нашем медпункте на кушетке. Первое, что я почувствовал - это, что я живой, второе – что я ничего не вижу и у меня жутко режет глаза. Меня охватил ужас – я ослеп. Ослеп в 24 года! Как дальше жить? Я заорал: «Я что – ослеп?»  Медсестра успокаивает: «Миленький, не отчаивайся, не всё так страшно, глаза на месте, сейчас мы их тебе закапаем, режущую боль снимем  и отправим тебя на машине в больницу. Там тебя осмотрят специалисты-офтальмологи, они знают, что с тобой делать, зрение постепенно должно восстановиться».
 
   В больницу меня привезли в сопровождении мастера электроцеха Сычёва Сергея Николаевича. Меня завели в кабинет к офтальмологу, тот осмотрел меня, что-то закапал в глаза, потом ещё осмотрел мои глаза через какой-то медицинский аппарат. Я видел всё это как будто среди тёмной ночи. Врач сказал, что глазные сетчатки целы, видеть будешь, зрение постепенно восстановится примерно в течение месяца. Это, сказал он, равносильно тому, что ты минут десять смотрел бы на электросварку без маски. Глаза поболят недельку и пройдут, а для восстановления зрения капать будешь ещё три недели. Он выписал разные капли и направление на амбулаторное лечение.

   Потом в сопровождении мастера Сычёва меня доставили на машине домой. Мать тоже сначала ужасно испугалась, даже оставила меня с братом, а сама с мастером Сычёвым уехала в эту больницу к врачу. Вернулась она более менее успокоенная. Поскольку жена работала, то в больницу на процедуры меня водила сначала мама, потом брат, а по субботам водила Нина. Через пару недель я стал видеть почти нормально и уже сам ходил на процедуры. За месяц зрение действительно восстановилось, я вышел на работу.
 
   В первую же ночную смену мой начальник смены Альберт Николаевич  Ренц вызвал меня и СДЭМа Сингатуллова на ЦЩУ, рассадил нас около ДИСа и говорит: «Ну, теперь давай, Станислав, рассказывай нам, как у вас с Ларисой всё это происходило».  Я рассказал всё, что помнил. ДИС Никитин поднимает со стола пачку листов и говорит: «Станислав, а теперь слушай внимательно и запоминай. Вот в официальном отчёте об этом ЧП написано так: «… Дежурный электромонтёр Васильева Лариса Викторовна стала открывать дверку электрического шкафа (электросборки). При открывании дверки электрического шкафа произошло самопроизвольное осыпание угольной пыли на токоведущие части внутри этого шкафа (электросборки). Эта угольная пыль перекрыла шинки 380 вольт и произошло короткое замыкание, облако угольной пыли вспыхнуло, как порох, и образовавшейся взрывной волной электромонтёра Васильеву Ларису Викторовну (27 лет, стаж 7 лет) и стажера Жемповского Станислава Станиславовича (24 года, стаж 1 месяц) отбросило на три метра, в результате чего оба упали на бетонный пол и потеряли сознание. Васильева получила ожог лица и груди. Оба от сильной вспышки получили ожог глаз. Механических травм у обоих не обнаружено … ».  ДИС Никитин посмотрел на меня и спрашивает: «Стас, ты понял? Лариса не дула в сборку, она не нарушала ТБ. Лариса жертва обстоятельств, а не виновник ЧП. А твои воспоминания забудь, как страшный сон. Усёк?»  Усёк, говорю.
 
   Потом они в лицах рассказали, как разворачивались события в тот злополучный день. Смена подходила к концу. Пошёл, как мы говорим, «наш час» (последний час работы). ДИСу Никитину позвонили с первого ГрЩУ (групповой щит управления энергокотлами и турбинами) и сообщили, что остановились два пылепитателя второго энергокотла.  Никитин дал команду Ренцу, а Ренц дал команду Васильевой пойти и устранить неполадку.
   
   Далее рассказывает Ренц: «Не прошло и десяти минут, как опять раздался звонок с 1-го ГрЩУ, машинист котла сообщил, что на втором котле отключилась половина пылепитателей, электрики, как он сказал, что-то там «нахомутали». Я, говорит Ренц, тут же позвонил Сингатуллову (СДЭМу), сообщил ему информацию от машиниста котлов и велел быстро идти к той сборке, разобраться, что там «нахомутали» Васильева и Жемповский. Только я положил трубку телефона, как по радиосвязи с 1-го ГрЩУ раздался крик начальника смены: «Центральный щит! У нас ЧП! Дежурная по мельницам сообщила, что под вторым котлом на нулевой отметке взорвалась и горит какая-то электросборка и около неё неподвижно лежат два электрика: девушка и парень». Мы все трое (ДИС, НСЭ и ДЩУ) разом вскочили со стульев. ДИС мне крикнул: «Бегом туда!», а Смотрицкой он дал команду вызывать пожарных и скорую помощь и звонить в наш медпункт». Сам Никитин объявил по громкой связи на всю ТЭЦ, что на станции ЧП, взрыв электросборки в котельном цехе, два электрика лежат рядом без движения. Начальнику смены котельного цеха ДИС велел тоже пройти вниз к месту ЧП, проверить: нет ли распространения пожара и предпринять меры к предотвращению распространения пожара.
 
   Ренц продолжал: «Я прибежал к этой сборке, она слегка раздулась, как банка с испорченными консервами и ещё дымила, но Сингатуллов, работая углекислотным огнетушителем, в основном уже погасил её. В двух метрах от сборки на спине лежит Лариса Васильева и метром дальше лежишь ты (я – Жемповский), оба без движений. На Ларисе на груди лежит сверху чья-то брезентовая куртка, оказалось,  это дежурная по дымососам своей курткой  загасила на Ларисе горевшую куртку и прикрыла ей грудь. А дежурная по мельницам сидит на корточках между вами и протирает вам лица мокрым платком». Я, говорит Ренц, её спрашиваю: «Они живы?» Она отрицательно качает головой, плачет и продолжает вытирать их лица платочком. Меня, говорит Ренц, прошиб холодный пот – неужели оба погибли. Я, говорит, вынул из кармана носовой платок и поднёс краешек к твоим губам, платочек шевельнулся – значит жив. Я говорю: «Стас, очнись, что у тебя болит?» Ты приоткрыл глаза, застонал и опять закрыл глаза. Так, говорю, этот живой, подождите, не трогайте его, надо осмотреть, что у него повреждено. Потом я подошёл к Ларисе и поднёс платок к её губам – не видно дыхания. Тогда  дежурная по дымососам достаёт кусочек ваты, отрывает от неё чуток и кладёт его на губы Ларисе – ватка шевельнулась. Слава Богу - и Лариса жива! В это время к нам подошли начальник смены котельного цеха с огнетушителем, наши начальники Алфеев и Калнин (начальник и зам начальника электроцеха), спрашивают, как они? Я отвечаю: «Оба живы, но Васильева еле дышит». Ещё подошёл народ: ремонтники котельщики и электрики с огнетушителями. Подошла медсестра с нашего медпункта и с ней четверо мужчин с носилками. Медсестра тебя потрогала легонечко за голову, грудь, попу, ноги и говорит, что переломов, похоже, нет, надо нести его в медпункт. Тогда Алфеев скомандовал, поскольку Жемповский травмирован легче, несите его в медпункт, подносите носилки к нему со стороны головы, осторожно впятером поднимайте его и кладите на носилки. Мы тебя взяли осторожно под голову, под плечи и под задницу с ногами и тихонечко приподняли, а носилки тут же подсунули под тебя и опустили тебя на носилки. Алфеев велел мастеру Сычёву сопровождать тебя до медпункта и оставаться с тобой там до особой команды, а мне велел остаться около повреждённой сборки.
 
   Калнин и начальник смены котельного цеха пошли к воротам котельного цеха, чтобы пропустить сюда машину скорой помощи. Машина потихоньку  въехала в цех, врачей подвели к Ларисе, они осмотрели её, потрогали артерию на шее, сказали, что она живая, осторожно потрогали её со всех сторон, говорят, что, похоже,  механических повреждений нет, правда, на лице следы ожога и явно обожжена грудь, плюс явно  ожог глаз типа сварочного. Взяли из машины носилки, Ларису осторожно положили на них и сказали, что повезут в ожоговый центр. Алфеев велел Калнину сопровождать её до осмотра и получить заключение врачей. Ну а сам он остался с нами и с замом по ремонту разбираться, что же здесь произошло и что дальше делать.
 
   Тут подошёл к нам и главный инженер, спросил Алфеева: «Что тут произошло?». Алфеев ему ответил, что ДЭМ Васильева Лариса и стажёр Жемповский Станислав пришли сюда устранять причину останова двух пылепитателей. Предположительно  ДЭМ Васильева Лариса стала открывать дверку сборки и в этот момент угольная пыль, лежавшая на дверке,  обсыпалась в сборку, перекрыла шинки и вся эта пылеугольная и воздушная смесь воспламенилась и произошёл сильный взрыв пыли внутри сборки, поэтому её стенки выгнулись. Этим взрывом Васильеву и Жемповского ослепило и отбросило на два метра. Хорошо, что на них были каски, они предотвратили удар головы об бетонный пол. Врачи переломов у них не обнаружили.  Главный сказал, что эту версию примем как рабочую. Так и записали.
 
   Сборку новую взяли у монтажников с нового (монтируемого) энергоблока, сгоревшие кабели за вечернюю смену наши слесаря выдернули и протянули новые (тоже взяли у монтажников). А уже в ночную смену второй энерго-котёл заработал на полную мощность, а вас вот лечили долго - тебя месяц. А Лариса всё ещё на больничном. Я спросил: «А Лариса-то знает, как говорить надо?» Не бойся, говорит Ренц, её через неделю навестил Калнин, прочитал ей вот этот отчёт и она его подписала. Так что, вы с Ларисой ошибок по технике безопасности не допускали – вы жертвы обстоятельств, а точнее – жертвы, как указано в отчёте, ненадлежащего эксплуатационного состояния электро-оборудования в котельном цеху, вызванное избыточным запылением цеха угольной пылью.

   ДИС Никитин пошутил: «Теперь, Станислав, ты «крещён» в электрики. Как видишь, у каждого своё крещение. У кого-то горит генератор (он показал на себя), у кого-то горит куртка и лицо, как у Ларисы, а у тебя только глаза слегка прижгло. Радуйся, что такое лёгкое крещение. Да, подумал я, «лёгкое» «крещение», но я теперь боюсь заходить в котельный цех.
 
   Через неделю я сдал экзамен на ДЭМа и после двухнедельного дублирования начал работать самостоятельно. Лариса вышла на работу примерно через месяц. Рассказала, что к ней в больницу приезжали Алфеев, раза три Калнин, несколько раз Мира Смотрицкая, ну и, конечно, – муж. После этого ЧП на ТоТЭЦ приказом ввели ежемесячное поочерёдное отключение и ревизию (с обдуванием) сборок котельного цеха, над ними даже стали делать ещё крышу из жести, чтобы пыль на саму сборку не сыпалась.

   После «крещения» у меня была ещё одна проблема. Я поначалу тяжело перестраивался на работу в ночные смены. Где-то часа в два-три ночи я прямо выключался, сказывалось то, что дома не всегда получалось поспать перед ночной сменой.  В одну из таких тяжёлых ночных смен я заснул и когда мне позвонил в монтёрку НСЭ Альберт Ренц и приказал разобрать для ремонта схему конденсатного насоса 2Б, я спросонья толком не понял команду и пошёл разобрал электросхему на насос 2А. Я ещё развешивал плакаты, как в секцию ворвался Ренц, отматерил меня (по-русски, хотя сам - поволжский немец), самолично собрал назад схему насоса 2А, выговорил мне «по полной», что спать надо дома, а не на работе, иначе или оборудование загробишь или людей. Я сделал выводы из этого случая и стал непременно спать перед ночной сменой. Больше у меня нарушений не было.

   В конце октября я сдал экзамен на СДЭМа (старший ДЭМ) и через две недели после ответственного дублирования стал работать самостоятельно по электрооборудованию выше 1000 вольт.  Меня перевели в первую вахту, начальником смены там был Эдуард Рудаков. К этому времени я уже полностью изучил всю силовую электрическую схему Тольяттинской ТЭЦ. Далее я стал интенсивно изучать схемы управления и РЗАИ (релейной защиты, автоматики, измерений).


                4. На работе пить – себе и людям вредить.

   В одну из дневных смен сразу после обеда звонит наш НСЭ Эдик Рудаков и даёт мне команду срочно «разобрать в ремонт» электросхемы ещё двух насосов шлакоудаления (багерные насосы) первой насосной станции золо-шлако-удаления. Я удивился: «Так ведь тогда остановится вся первая станция шлакоудаления». Эдик кричит: «Отставить разговоры, беги, скорей разбирай все оставшиеся насосы, всю насосную уже затопило пульпой». Я побежал в секции РУСН разбирать схемы этих насосов. Разобрал, доложил по телефону Эдику, он велел идти к этой станции шлакоудаления и доложить начальнику котельного цеха, что схемы всех трёх насосов разобраны.
 
     К тому периоду я уже освоил технологию котельного цеха и знал, что останов багерной насосной грозит остановом нескольких котлов. Поскольку энергокотлы на ТоТЭЦ пылеугольные, то при сгорании угольной пыли ежесекундно из котлов вниз вываливается горячий и спёкшийся шлак. Этот шлак падает на маленький зубчатый металлический конвейер, на котором производится дробление кусков спёкшегося шлака и далее измельчённый шлак сбрасывается в наклонный приямок, который проходит  под несколькими котлами. Около каждого котла измельчённый шлак смывается струёй технической (оборотной) воды, подаваемой специальными насосами оборотной воды. Вся эта горячая шлако-водяная жижа, называемая пульпой, гонится по неглубокому наклонному приямку в большой приямок, где установлены насосы шлакоудаления (багерные насосы), которые дальше гонят эту пульпу на шлако-золоотвал, находящийся примерно в 5-ти километрах от станции. Так что, если багерная насосная остановилась, то под котлами может образоваться гора спекшегося шлака. Может возникнуть пожар.
 
   Прихожу к багерной насосной и вижу потрясающую картину: станция шлакоудаления (это бетонная яма размером примерно 6 на 6 метров и глубиной метра три), в которой стоят три больших насоса шлакоудаления (их называют «багерные насосы»), в этот момент они уже исчезали под мутной жижей (пульпой). Хорошо, что удалось вовремя снять напряжение, а то бы сейчас «коротнуло».

   Около этой «ямы» стояли главный инженер ТЭЦ, начальник котельного цеха, наш начальник электроцеха Алфеев, мастер электроцеха и мастер котельного цеха и человек пять работяг – ремонтников котельного цеха. Главный инженер вовсю материт начальника котельного цеха и его работяг: «Тебе (мат) год до пенсии остался, мы готовили документы представить тебя к ордену Трудового красного знамени, а теперь чего с тобой делать? Уволить по статье? Что у тебя за порядки в цеху? Как ты работаешь с персоналом? Твои (мат) разгильдяи спокойно обедают и, похоже, в рабочее время водку жрут, от них даже сюда перегаром пахнет, а ученика слесаря они, что бы не мешал водку жрать, послали болты отворачивать. Вот он вам тут и отвернул болты, да не на том насосе. Да, вы «долборобы» все хором нам фактически диверсию устроили. Мы ведь уже аварийно остановили первые четыре котла и снизили наполовину выдачу электроэнергии в сеть. В сталинские времена вас бы всех за это уже в кутузку повезли бы. Вы (мат) похерили все правила трудового распорядка и все правила техники безопасности. Вы, «разгибаи», даже похерили все законы проектировщиков. У них есть правило для дураков о надёжности насосных станций: «Если в технологической цепочке установлен один насос – это 50 % надёжности, если два насоса – это 75 % надёжности, а если три насоса – это 100 % надёжности». А вы, разгильдяи, при трёх насосах устроили для всей станции полную «попу». Вы (мат) всех оставили без премии за этот месяц».

   Я, тем времен, доложил Алфееву, что разобраны схемы на все три насоса. Он доложил об этом главному инженеру.  Главный скомандовал начальнику котельного цеха: «Вот мне доложили, что электрическую схему на все насосы разобрали, давай  подгоняй передвижные насосы и откачивайте пульпу, потом вместе с электриками демонтируйте движки и отдавайте их электрикам на просушку и испытания. Один агрегат демонтируйте весь, сейчас с нашей базы оборудования привезут запасной агрегат, будете его с электриками  устанавливать и сразу включать. Мы тем временем будем искать ещё хотя бы один агрегат или электродвигатель такой же. Всем котельщикам работать до включения в работу этой насосной, иначе уволю по статье. Как пульпу откачаете до уровня «по щиколотку» - вызывайте электриков отсоединять кабели от двигателей, а то с вас ещё станется поднять агрегаты с кабелями вместе». Затем он повернулся к начальнику электроцеха Алфееву А.А.: «А Вы, Альфред Андреевич, тем временем обеспечьте своих монтёров сапогами, им нельзя по щиколотку в воде работать. Я помню, ещё в ПТУ нас мастер учил: «У электрика ноги и руки должны всегда быть сухими, а голова свежей».

   Перед концом смены мы с НСЭ Рудаковым  ещё раз пришли посмотреть, как идёт демонтаж багерного насоса, может там что-нибудь от электриков требуется. Уже работали три передвижных насоса по откачке пульпы, но работяги ещё по колено в пульпе откручивали гайки и снимали агрегат. В проходе уже стояли автокран и грузовик с резервным агрегатом. Около места работ неотрывно дежурили мастер котельного цеха и мастер электроцеха. Рудаков им сказал, что бы отсоединять кабели от электро-двигателей вызывали СДЭМа уже вечерней смены.
 
   Потом  Рудаков мне говорит: «Видишь, как героически наши рабочие устраняют плоды собственной дури?»  Да, говорю, впечатляет. Эдик  продолжил: «Зато теперь вся станция осталась без премии, а эти разгильдяи  просто распили бутылочку в обед, устроили себе маленький праздник». Эдик добавил: «Мне ещё отец, старый энергетик, говорил: «На работе пить – себе и людям вредить. А если электрик выпивает – это он в рулетку играет».


                5. Жена переманила.

   Нина по приезду из Иркутска  в Тольятти вылечилась недели за две, а потом поехала устраиваться на ТЭЦ ВАЗа, которая строилась в степи сразу за автозаводом. Туда ездил заказной автобус. От нашего дома туда было около часа езды. Её там спокойно приняли инженером в класс компьютерного обучения персонала. О причине отъезда с места распределения она написала, что муж уехал из Иркутска, а она была вынуждена уехать вслед за мужем.
 
   Через месяц она стала мне хвалиться, как на ТЭЦ ВАЗа всё здорово, какая это чистая и современная станция, какие культурные руководители. Наконец, после ноябрьских праздников мне захотелось увидеть всё своими глазами. Поскольку я работал по сменам, то мне не сразу удалось подгадать день, что бы поехать утром с Ниной на ТЭЦ ВАЗа на их служебном автобусе. Наконец всё совпало и мы поехали на ТЭЦ ВАЗа.
 
   В тот период заборов вокруг ТЭЦ не было, охраны тоже не было, поэтому я легко в сопровождении жены прошел на ТЭЦ. Это была середина ноября, вокруг уже лежал первый снежок, всё казалось чистым и красивым. Здание ТЭЦ было выполнено из белых панелей. Нина мне показала  здание ТЭЦ снаружи, потом я скромно зашёл внутрь на 9-ю отметку, там тоже всё было новое, чистое, красивое. ТЭЦ ВАЗа работала не на угле, а на газе, поэтому как снаружи, так и внутри никакой копоти и никакой угольной пыли не было, всё было светлым и чистым. Тольяттинская ТЭЦ по сравнению с ТЭЦ ВАЗа – это прошлый век.
 
   Осмотрев главный корпус, мы с Ниной вернулись к Нине в её кабинет. Тут стояло штук пять обучающих малых ЭВМ, на которых Нина обучала и  экзаменовала персонал. Я сказал Нине, что после осмотра  станции у меня появилось желание тоже работать здесь. Тогда Нина позвонила в кабинет начальнику электроцеха и попросила разрешения зайти с кандидатом в работники электроцеха. Нина провела меня в кабинет начальника электроцеха, представила меня и удалилась. Начальник электроцеха - Гафт Ефим Львович (высокий худой мужчина лет 37-ми) весьма доброжелательно меня встретил. Оказалось, что он сам более десяти лет отработал ДИСом на Тольяттинской ТЭЦ и поэтому понимает моё желание перейти на ТЭЦ ВАЗа.

   Мы с Гафтом побеседовали и я подтвердил, что очень хотел бы перейти на ТЭЦ ВАЗа, а он сказал, что в принципе мог бы принять меня на должность начальника смены электроцеха (НСЭ), но только после нового года – так будет не очень заметно для проверяющих с РЭУ «Куйбышевэнерго». Они, как вышестоящая организация, запретили нам переманивать кадры с ТоТЭЦ.  Кроме того, он предупредил, что перевод у меня вряд ли получится потому, что начальник электроцеха Тольяттинской ТЭЦ Алфеев наверняка будет против. Я сказал, что тогда я буду увольняться «по собственному желанию».

   Гафт спросил, видел ли я ТЭЦ ВАЗа внутри. Я сказал, что только с 9-ой отметки и со стороны постоянного торца. Он сказал, что ТЭЦ ВАЗа по сравнению с Тольяттинской ТЭЦ - это небо и земля. Он предложил показать мне главный корпус и ЦЩУ. Я, конечно, с радостью согласился. Мы пошли, осмотрели главный корпус. Гафт показал мне, что уже работают два энергоблока и идёт монтаж третьего блока. По пути он рассказал, какие технические новшества внедряются здесь на ТЭЦ ВАЗа. Затем Гафт специально провёл меня по  котельному цеху, что бы я увидел какая тут чистота.
 
   Потом он завёл меня на центральный щит управления (ЦЩУ), там я неожиданно увидел своего институтского знакомого Усова Юру, который сидел на рабочем месте ДИСа. Усов вместе с женой Идой тоже учился в МЭИ, но на «Теплоэнергетическом факультете» на специальности «Тепловые станции». Мы с ними два года назад познакомились в поезде, когда я ехал домой в Жигулёвск на зимние каникулы, а они ехали домой в Чапаевск. Они тоже в этом году окончили МЭИ и получили распределение на ТЭЦ ВАЗа. Увидев меня, Усов вскочил с места, радостно обнял меня и спросил: «А ты откуда? Ты ж говорил, что распределяешься в Иркутск». Я говорю: «Из Иркутска нам пришлось уехать, жене климат не подошёл, она там серьёзно заболела. Сейчас я работаю на Тольяттинской ТЭЦ». Гафт говорит: «А вот теперь Жемповский собирается перейти к нам». Юра прямо закричал: «Да, ты что, конечно, переходи! Там же угольная кочегарка!» Гафт за меня ответил: «Это можно будет сделать только после нового года». Юра сказал Гафту: «Только я Вас сразу прошу – его ко мне в вахту». Гафт сказал, что замётано.

   Мы с Гафтом вернулись в его кабинет. Он говорит: «Я вижу, что Вас сюда тянут не только профессиональный интерес, но и семейные и дружеские связи. Вам здесь явно будет легче входить в курс дел. Тем более что наш главный инженер Нечаев Виктор Викторович тоже окончил МЭИ где-то в 50-е годы. Но я должен Вас предупредить, что у нас действует правило об обязательной стажировке начинающих начальников смены по всем рабочим должностям (ДЭМ, СДЭМ, ДЩУ, НСЭ). Если нет возражений, то можете прямо сейчас писать заявление на НСЭ». Я сразу согласился и написал заявление, он подписал с примечанием,  что выход на работу после 2-го января и что со стажировкой по рабочим должностям. Под своей подписью он дату не поставил, сказал: «Если придёте 3-го января - я поставлю ту дату. Если вдруг у Вас будет какая-то вынужденная задержка – звоните мне или передавайте записку с женой. Ясно?». Ясно.
 
   Вернувшись на Тольяттинскую ТЭЦ, я подал заявление на увольнение в порядке перевода на ТЭЦ ВАЗа, но Алфеев категорически отказал, тогда я подал второе заявление на увольнение по собственному желанию и стал отрабатывать обязательные 30 дней. Сразу после Нового года я пришёл на ТЭЦ ВАЗа. Но это уже другая история.
               
                Жемповский Станислав     04.10.18.


Рецензии