Бадаевские склады

    Возвращаясь к теме блокадного, любимого мною, Ленинграда. Не могу не остановиться на теме Бадаевских складов.

Бадаевские склады — (Киевская ул., 5), комплекс дерев. складских помещений, построен в Петрограде в 1914 г. купцом 1-й гильдии С. И. Растеряевым на участке площадью 27 га. Находились между современными Московским проспектом, Черниговской и Киевской улицами (в районе теперешней станции метро «Фрунзенская»).

    Место расположения Бадаевских складов, помещения и разветвленные подъездные пути, на плане Ленинграда 1939 г., не указаны по соображениям секретности.

      После октября 1917 года склады использовались для хранения запасов продовольствия. Имя складской комплекс получил в 1937 году, после назначения  А. Е. Бадаева  наркомом пищевой промышленности РСФСР. Именно с этого времени в телефонных справочниках Ленинграда начал фигурировать «склад им. Бадаева».

       Во время начала Блокады и воздушного обстрела немцами Ленинграда первыми пострадали продовольственные Бадаевские склады. Только сейчас впервые рассекретили архивные документы ГУВД, где написана подробная информация о случившемся.
       8 сентября 1941 года, половина шестого вечера: на улицах Ленинграда гул сирен воздушной тревоги вперемешку с ревом фашистских самолетов. На город обрушивается град из 6 тысяч зажигательных бомб. Моментально вспыхивают почти 200 пожаров.

 Горят и Бадаевские склады. Тушить огонь фактически некому - из 38 человек местной пожарной команды с огнём борются меньше половины: одних отправили рыть окопы, другие просто не смогли пройти к складам - у людей не было пропуска для передвижения по городу при воздушной тревоге.

       Первые городские пожарные прибывают через полтора часа, но тушить уже нечего: из 50 деревянных построек практически полностью сгорели 40. Огонь уничтожил 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара. Вследствие чего город лишился значительной части своих продовольственных запасов.

      До 1 тыс. тонн горелой муки и до 900 тонн горелого сахара в дальнейшем были переработаны пищевыми предприятиями.

      В сознании ленинградцев пожар на Бадаевских складах стал причиной начала голода 1941—1942 годов.

      Одна версия, что запасов продовольствия в них было всего на три дня (по действовавшим тогда нормам снабжения Ленинграда).

      Однако в действительности сгоревшие запасы сахара могли обеспечить потребности населения города на протяжении приблизительно одного месяца: 2,5 миллиона килограммов на 2,8 миллиона человек — это около 900 грамм на человека, то есть шесть чайных ложек сахара в день в течение месяца.

       Сохранность продовольствия Бадаевских складов позволила бы не снижать норму выдачи хлеба для иждивенцев и служащих в период с 20 ноября по 24 декабря 1941 года до исключительно малого размера 125 граммов в сутки. Сгоревшие 3 тыс. тонн муки могли обеспечить каждого жителя города дополнительным минимальным пайком хлеба весом 125 грамм на протяжении 18 дней (с учётом того, что в декабрьском блокадном хлебе содержалось примерно 50 % муки). Кроме того, на складах пожаром были уничтожены, неизвестные точно, объёмы печенья, конфет и иных продуктов.

    Пик голода пришёлся на начало весны1942 года. Версия партийного руководства Ленинграда, согласно которой пожар на Бадаевских складах якобы не повлиял на уровень голода в городе, фактически снимает с этого руководства вину за то, что эти запасы продовольствия не были вовремя рассредоточены по территории города, что сделало бы невозможным их уничтожение бомбёжкой в большом объёме.

      А ведь уже на первом заседании оперативного штаба Управления НКВД по Ленинградской области 22 июня 1941 года, начальник ОБХСС А. С. Дрязгов поставил вопрос о рассредоточении запасов продуктов по небольшим складам. Почему не прислушались к дельным советам?

      Меры по рассредоточению продовольствия были приняты только после пожара на Бадаевских складах. А до пожара делалось всё наоборот…

      Летом 1941 года запасы продовольствия, хранившиеся в различных ленинградских учреждениях, перевозились на Бадаевские склады.                А возможности для рассредоточения запасов до пожара были —                из Ленинграда были эвакуированы 92 крупнейших предприятия. На этих предприятиях пустовали сотни цехов после вывоза 70 тысяч единиц различного оборудования.

        Тогда ещё никто не мог знать, что этот пожар решит судьбу миллиона жителей города, которые погибнут от голода зимой 1941-1942 годов...

       «В отделе архивной информации ГУВД хранится следственное дело №2901 о пожаре на Бадаевских складах. Оно было засекречено больше 60 лет. Здесь все протоколы допросов и полное описание всего, что находилось во всех кладовых помещениях за полчаса до налета вражеской авиации».
                Из показаний одного из свидетелей: «На территории было больше 1,5 тысяч бочек с водой, 300 ящиков с песком, огнетушители. Но крыши не были обработаны огнезащитным составом, а сами кладовые были закрыты. Приходилось срывать замки и с опозданием обнаруживать очаги возгораний».
Следствие длилось меньше недели, в итоге за халатность по 10 лет получили исполняющий обязанности директора, начальник штаба местной противовоздушной обороны и начальник пожарной охраны. Назначили крайних…

       Через несколько дней после пожара жители блокадного города начали приходить сюда и собирать землю. Они несли ее домой в ведрах, мешках и даже наволочках, потом варили, процеживали и пили на вид мутную, но на вкус очень сладкую воду. Даже брали комочки этой земли, скатывали шарики, клали в рот и сосали, пока чувствовался вкус сахара.

      8 сентября 2018 года исполняется 77 лет этой трагедии. Сейчас уже ничто не напоминает о том страшном пожаре. На месте сгоревших складов стоят новые, а железнодорожные пути, которые когда-то были здесь, разобрали за ненадобностью. Хотя не лишним напомнить, что после 1945-го и до 1970-х Бадаевские склады были отстроены заново (ныне ООО «Оптовая база»).

    20 мая 2010 года склады опять сгорели, возможно, из-за разведенного костра. 30 декабря 2010 года страховая компания РЕСО-Гарантия выплатила 30,8 млн. рублей в качестве компенсации понесенного при пожаре ущерба за сгоревшее имущество своему страхователю, ЗАО «Б. В. С.».

     И никто не вспомнил, что никакими деньгами не оценить жизни тех ленинградцев, которые погибли в этом городе в страшные блокадные дни, но не сдались и даже смерть их не сломила…


Рецензии