Скажи спасибо тому, кто в сотый раз тебя не убил

"Кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло, тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за все то зло, которого он не делает".

Вальтер Скотт. "Айвенго"


То, чем я занимаюсь, разбирая цитаты, высказывания и афоризмы известных людей, называется математикой слова. Это неизвестная, а может, и несуществующая наука, невидимые правила и формулировки которой позволяют мне, однако, распознавать в сказанном и написанном отсутствие смысла и логики, что очень часто превращает любую речь, а порою даже потрясающие сознание высказывания, в красивое нагромождение из пустых, либо перевёрнутых в значении слов. Речь об использовании чего-либо всем известного всуе, без необходимой эмоциональной загрузки, как это делается, к примеру, со словом "друг", употребляемом в любой окраске и контексте, включая просьбу закурить. Моё употребление данного слова ограничивается лишь обращением к действительному другу и только в ситуации, когда исконно мощное воздействие сказанного обязано подчеркнуть, либо должным образом окрасить мой с другом разговор. Да, существуют саркастические интонации и даже прямая угроза, когда за сказанным красивым словом ожидается болезненный удар. Но это территория открытой вражды, цинизма или обычной глупости, присущей человеку с незапамятных времён, позволяющей так же свободно и по любому поводу произносить слово "люблю".

В цитате, принадлежащей перу Вальтера Скотта, искажены фундаментальные значения приведённых слов и, как результат, невозможна стыковка приписываемых им действий. Нельзя благодарить за неслучившуюся жестокость. Глупо хвалить того, кто прожил без преступлений ещё один день.


Добро совершает добрый человек. Добрый человек не в состоянии иметь неограниченные возможности делать зло, это противоречит его природе, он настроен на хорошее, настоящее, человеческое, с трудом поднимая голос на своего собеседника, не говоря о том, чтобы поднять на беззащитного или слабого руку. Однако добрый человек имеет неограниченные возможности творить добро, являясь его посланником и творцом, иначе быть просто не может. Так вот добро совершает именно добрый. Поэтому выходящее из его рук называется добротой, а не одолжением с вымученной попыткой перешагнуть через собственную бесчеловечность и злость. Конечно, даже добрый может совершить нечто ужасное, однако это всегда будет поступок отчаяния, необходимости или безумия. Речь не идёт о безграничной возможности, а лишь о стечении обстоятельств. Случае. О трагедии доброго человека. Вынужденного совершить зло. За которое он немедленно расплатится своей честью, совестью, душой, а может быть, и жизнью.

А теперь о том, кто имеет неограниченные возможности причинять боль. Нет, это необязательно злой или ожесточённый гений с какой-либо манией. Качество жестокости присуще холодному разуму, воспринимающему совершение чего-то преступного словно развлечение, как это делает кошка с полумёртвой крысой. Кошка не является чудовищем, как никто из хищных животных, все они лишь подчиняются природным инстинктам, одним из которых является игра. Но не в случае с человеком, подчиняющимся, кроме инстинктов, ещё и своему разуму. Холодный и безразличный к чужим воплям разум не может быть назван добрым. Он способен на добро в виде эксперимента или уже упомянутой игры, в качестве любопытства или просто от скуки. И вот теперь, когда, надеюсь, стало понятно, о каком персонаже идёт речь, можно перейти ко второй части цитаты. К той самой благодарности за сделанное добро и похвале за пока ещё не совершённые злодеяния.

Представь себе ту самую кошку. Которую бьют током каждый раз, когда она хочет поймать птицу или поиграть с уже пойманной добычей. В конце-концов кошка перестанет пользоваться своими замечательными возможностями хищника и будет лишь мурлыкать, тереться о твою ногу, согревать во сне твоих спящих детей и вышивать крестиком полные мирного воздуха цветы. То же самое с хищным человеком. С той лишь разницей, что кошка не осознаёт своих ограничений, а человек их великолепно понимает, затаившись на время, необходимое для того, чтобы последовать, наконец, своему призванию.

А сейчас.. скажи такому человеку спасибо. За то, что он не совершил им желаемое, входящее в безграничную зону его возможностей. То, что получается у него гораздо лучше, чем вынужденное добро, и вообще лучше всего на свете. Он в состоянии сжечь твой дом и кормить выбежавших из него полуголых детей конфетами. Он может на твоих глазах убить твоё счастье и тут же спасти твою жизнь, задержав её на краю пропасти, куда ты хотел шагнуть от горя.

Сознательно причинять боль - это прирождённая или приобретённая способность, призвание, талант. Можно им не пользоваться, но с ним нельзя не считаться. Потому что это заряженный пистолет, который используют для колки орехов, это смертельно заточенный кинжал, вскрывающий белоснежные почтовые письма, это привыкшие к чужому горлу клыки, между которых натянута верёвка с развевающимся на тёплом ветру бельём. А ещё это ворота преисподней с вывешенными на них солнечными рисунками детей. Вот что значит человек с неограниченными возможностями совершать зло. И если он его не сотворил, это не повод для благодарности. Совсем нет. Просто время не пришло. Задержалось, заблудилось, вышло. Не вздумай привыкать к мирному лицу того, чьё призвание - чужое горе. Лучше подойди к тому, кто безусловно добрый, и помоги в его постоянном искреннем желании создать что-то хорошее. Ему, именно ему скажи спасибо. Не нарушая при этом этику слов и увеличив армию противостоящих злу людей ещё на одного человека. Хотя слова благодарности за высохшее бельё тот, со спрятанными клыками, всё-таки заслужил.



GC

Вначале было слово
http://proza.ru/2017/03/20/1462

Чёрное и Белое
http://proza.ru/2016/08/18/436


Рецензии