Каким было дореволюционное образование

Начало учебного года — время осмысления отношения общества к образованию. В этой связи полезно заглянуть в прошлое, посмотреть на состояние образования глазами очевидцев. И помогут нам в этом русские классики.

Александр Энгельгардт «Письма из деревни» Профессор химии, создатель и редактор первого научного русского журнала по химии уезжает в свое имение в Смоленскую губернию с идеей создать рациональное хозяйство. Идею он удачно воплощает в жизнь, даже создает школу для подготовки «интеллигентных землевладельцев». Его «Письма из деревни» — уникальный литературный труд, отражающий реальное положение сельского хозяйства, жизни крестьян, их взглядов.

Энгельгардт пишет, что, отправляясь в свое имение, был воодушевлен сообщениями в «Ведомостях» о чудесном развитии аграрной отрасли. Реальность оказалась совсем иной. Энгельгардт говорит и о газетных мифах крестьянского образования. Газеты сообщали о готовности крестьян, если согласится начальство, открыть в своих деревнях не то что школу, а даже университеты. Газетная эйфория сразу же рассыпалась.

Александр Николаевич пишет: "Можете себе представить, каково было мое удивление, когда вскоре после моего водворения в деревне ко мне раз пришел мужик с просьбою заступиться за него, потому что у него не в очередь берут сына в школу.  — Заступись, обижают, — говорит он, — сына не в очередь в школу требуют, мой сын прошлую зиму школу отбывал, нынче опять требуют. Умственный труд ценится мужиками очень дешево. Одному учителю положили они жалованья в 60 рублей в год при его учительских харчах. Когда им стали объяснять, что это очень мало, много меньше, чем наемным батракам, они отвечали: — Коли мало, пусть в батраки идет, учителем-то каждый слабосильный быть может — мало ли их, — каждый, кто работать не может. Да потом и стали высчитывать: лето у него вольное, ученья нет, коли возьмется косить — сколько накосит!.. Тоже огород может обработать, корову держать от родителев почтение, коли ребенка выучит, — кто конопель, кто гороху, кто гуся, — от солдатчины избавлен".

Отмена крепостного права изменила отношение крестьян к учебе. Прошли десятилетия, и у народа появилась мода на образование.

«Не только отцы хотят, чтобы их дети учились, но и сами дети хотят учиться. Ребята зимою сами просят, чтобы их поучили грамоте, да не только ребята, а и взрослые молодцы: день работают, а вечером учатся грамоте. Даже школы свои у крестьян по деревням появились. Подговорят хозяева какого-нибудь грамотея-учителя, наймут у бобылки изобку — вот и школа. Ученье начинается с декабря и продолжается до Святой…». Смена экономического уклада взрастила эту «моду», привела к осознанию необходимости грамотности.

Лев Толстой «Отрочество» Великий русский классик описывает образ авторитарного учителя и страх ученика: «Я решительно замялся, не сказал ни слова больше и чувствовал, что ежели этот злодей-учитель хоть год целый будет молчать и вопросительно смотреть на меня, я все-таки не в состоянии буду произнести более ни одного звука».

Антон Чехов «Человек в футляре».
 Нет, пожалуй, в русской литературе более неприглядного образа учителя-ретрограда, чем знаменитый «человек в футляре». Страх перед начальством, подобострастие, культ циркуляров и указаний, доносительство — всеми этими чертами обладал учитель греческого языка Беликов.

"Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно, определенно; запрещено — и баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: — Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло. Капризы, давление, мнительность зародили страх не только перед коллегами, но и перед всем городом!"

Капризы, давление, мнительность зародили страх не только перед коллегами, но и перед всем городом! Показательно описание страха перед этим ничтожным человеком. Эрудированные, образованные люди, включая директора гимназии, испытывали необъяснимый страх перед Беликовым. Вскоре в страхе жил и весь город. 

В литературных произведениях, как в зеркале, отражаются все изъяны. Многие из них удивительно живучи.

М. М. Д'Альгейм «B сельской школе», 1901 г.


Рецензии
Нет, вы не правы - тема очень интересна. Присоединяюсь к просьбе Гели Островской шире осветить, так сказать. Школа сегодня, проблемы с ней связанные, думаю, тесно переплетаются с образованием в России вообще. А экскурсии в прошлое - это не только развлекаловка, но и осмысление сегодняшнего дня. Мне это точно интересно, спасибо, Лена.

Людмила Май   07.10.2018 10:51     Заявить о нарушении
Как я рада, что эта тема интересна, Людмила. Живем, значит. Я там еще одну штучку вывесила для игры Кандидыча.

Елена Гвозденко   07.10.2018 10:59   Заявить о нарушении
Бегу! Хотя дела усиленно подсказывают обратное)

Людмила Май   07.10.2018 11:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.