Кривой в земле слепых

                ШАХОВСКОЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
                (1777-1846)
                Драматург, театральный деятель, князь


000
Ему обязаны мы, что у нас начали говорить на сцене по-человечески.
(С.Т. Аксаков)
000
Наш первый комик.
(С.Т. Аксаков)
000
Много дано ему было природою живого, наблюдательного ума, много чтением приобрел он и познаний; все это обессилено было в нем легкомыслием и слабостью характера. Каждое из сословий, им посещаемых, оставляло на нем окраску; но невоздержанность, безрассудность, завистливость жрецов Талии всего явственнее выступали в его действиях и образе мыслей.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Он был неутомимым и искусным образователем всего нового, молодого поколения наших лицедеев.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Он был чрезвычайно добр сердцем, незлобив, незлопамятен; во всем, что не касалось словесности и театра, видел он одно восхитительное, или забавное, или сожаления достойное.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Он рожден был для театра: с малолетства все помышления его к нему стремились, все радости и мучения ожидали его на сцене и в партере. Как актер, утвердительно можно сказать,  он бы во сто раз более прославился, чем как комик: не будь он князь, безобразен и толст, мы бы имели своего Тальму, своего Гаррика.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Странен был этот человек, странна и судьба его.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Русский театр эпохи отечественной войны – это, конечно, раньше всего князь Александр Александрович Шаховской. Как талантливый драматург и литературный реформатор, как заведующий репертуаром Российского театра, как учитель сценического искусства и режиссер и, наконец, как богато одаренная личность, он создал эпоху в истории нашей страны, эпоху прекрасную, незабвенную для потомства.
(В.Н. Всеволодский-Горнгросс)
000
Главный двигатель мира кулисного и закулисного.
(П.А. Вяземский)
000
Ревностный старовер петербургского толка, то есть исступленный послушник Шишкова.
(П.А. Вяземский)
000
Шаховской, когда кусает, только что замусолит.
(П.А. Вяземский)
000
Шаховской был такой же фанатик своей профессии, как и Дидло, так же готов был рвать на себе волосы, войдя в экстаз, так же плакал от умиления, если его ученики (особенно ученицы) верно передавали его энергические наставления; он был так же неутомим, несмотря на свою необыкновенную тучность.
(П.А. Каратыгин)
000
До конца жизни не будет знать покоя этот картавящий, пришептывающий, с маленькими острыми глазками и огромным птичьим носом, быстро семенящий короткими ножками, одержимый театром человек. Он то и дело менял свои взгляды, быстро сходился с людьми и так же быстро наживал в них врагов, бесконечно ошибался, противоречил сам себе. Его неоднократно (и не без основания) упрекали в пристрастии к кому-либо или к чему-либо и сопутствующей этому несправедливости. Но ему совершенно были чужды чиновничье равнодушие, холодный эгоистический расчет, карьеристское утверждение собственного я.
(К.Ф. Куликова)
000
Убежденный классицист, талантливый комедиограф, он стремится стать «русским Мольером».
(К.Ф. Куликова)
000
Кривой в земле слепых.
(Н.А. Полевой)


Рецензии