Охотничьи истории

   Человеческий глаз остро реагирует на движение и сразу замечает, если где-то что-то мелькнуло... Мозг часто еще не успевает сообразить, что ты видишь и подсказывает всякие нелепые подсказки-объяснения, а глаза уже фиксируют.
   Так, как-то в один из последних осенних августовских деньков я заметил из окошка палатки что-то белое и непонятное - то ли плывущее, то ли пересекающее сибирскую речку Малая Куонамка на Анабаре.Сначала мне показалось что это большая чайка ("Мартын" мы их называли), затем я, почему-то подумал, что это заяц. И только тогда, когда это что-то вышло на берег (галечную косу), я, взяв свою половинку бинокля, разглядел, что это белый сибирский олень.
   Не буду подробно описывать свои дальнейшие действия, но это был единственный олень, которого мы увидели в этом почти лишенном живности районе. Очень уж он нас, просидевших весь сезон на свиной тушенке и налимах, порадовал свежим бульоном и жаренной печенкой. Даже вертолет не прилетал, пока мы все не съели. Я даже достал и пустил "в дело" шею оленя, которую поначалу не взял на кухню, а оставил, заложив среди больших камней на реке.
   Также вот среагировали мои глаза на нечто такое, что я совершенно не ожидал увидеть,и что хоть эта живность и упомянывалась в главе "Физико-географический очерк" района работ, встретить ее "вживую" я никак не ожидал. И опять мозг стал подсказывать мне какие-то нелепые подсказки вроде зайца (ну почему опять заяц?!.),потом осла - ну откуда здесь осел в Заполярной Якутии?, но уж больно непривычное что-то крупное и высокое серо-коричневое (палевое)шло впереди нас по тропе в нижней залесенной части склона вдоль русла речки Укукит, странно переваливаясь крупом сбоку набок. Я поднес к глазам свой монокуляр, висевший на шее на шнурке и лежавший в нагрудном кармашке энцефалитки.
   - Журавль! Стерх!
   За все годы моей работы в различных районах Заполярья - Забайкалье, Колыме, Верхоянье и Сибирской платформе, мне нигде не посчастливилось встречаться с этой редкой птицей. И вот неожиданно увидел. Мне даже в голову не пришло стрелять, хоть я и держал его на мушке.
   Или вот взять случай в Верхоянье. Мы шли маршрутом где-то в верховьях по водораздельной плоской гористой части и присели передохнуть у небольшой вершинки. Вокруг нас,по обе стороны узкого водораздела, были совершенно чистые, без растительности склоны, засыпанные мелким щебнем алевролитов и песчаников. Все склоны под нами (высотой метров 300)хорошо просматривались  даже невооруженным глазом. Посидев и полюбовавшись этим открытым девственно чистым пространством, я сказал рабочему:
   - Да если бы здесь были бараны, мы бы сразу увидели их...
   И тут же в самой нижней части склона что-то медленно стронулось с места и стало медленно передвигаться вверх по логу распадка. Два оленя, хорошо различимые при движении, были неразличимы по окраске с окружающей действительностью если не двигались.
   Подбираться к ним было совершенно бессмысленно: чистые склоны не давали укрытия, а шум осыпающейся щебенки под ногами тут же вспугнул бы их. И мы спокойно и неторопливо продолжили наш маршрут.
   И был еще случай, когда я в точности повторил эту фразу. Мы сидели с Лешей Тимофеевым у палатки на раскладных стульчиках за раскладным походным столиком недалеко от тагана и тихо переговаривались. Стоянка здесь была выбрана на плоской выположенной поверхности склона и под нами был обрывчик метров пяти до галечной ровной косы речушки,покрытой редкими невысокими кустиками кустарника.
   Мы сидели не двигаясь, только Леша покуривал сигарету, и потихоньку вели беседу ни о чем... "Трубку курим, "капсе" ведем", - как говорил наш Иваныч.
   Мы просидели так с полчаса и я заметил:
   - Да были бы здесь олени, мы бы сразу их заметили!..
   И тут же прямо под нами кустарниковый кустик стронулся с места и спокойно побежал прочь. Он, оказывается, спокойно стоял под нами и видимо с любопытством глядел на нас снизу вверх. И только звук моего голоса, произнесенный чуть громче обычного, привел его в чувство и заставил подумать о безопасности. Как он так незаметно подошел к нам, я до сих пор не понимаю... 
   А случай с волком? Я тоже не сразу сообразил, что за зверина выскочила из кустов и метнулась от меня прочь... Я поначалу принял его за лосенка, и долго провожал, держа на мушке - ну какой прок от этого еще не окрепшего создания. А когда разглядел, стрелять было уже поздно. Так и ушла от меня хорошая августовская шкура!
                = = = = = = = = = =

    Рассказ является пятнадцатой главой сборника "А вот был случай". Сборник публикуется в черно-белом варианте и только автору в цветном. В сборнике 24 рассказа,около 300 фото, 440 стр. 
      


Рецензии
Раз я сидел спиной к гарему изюбря. У меня хорошо получалось манить просто голосом оленей. Время от времени покрикивал, а они сзади подошли и видимо не поняли что перед ними. Потом в убегающую толпу стрелять не стал, мне нужно было мясо, а не куча подранков.
Человеческий глаз не видит, точнее не хочет фиксировать падающие тела, непонятной формы. Звери об этом знают и пользуются. Вот вы и не видели приближение оленя. Сидели вы сверху, для вас любое движение оленя было сверху вниз, а олень вас сразу учуял, поэтому и подошел незаметно для знакомства.
Анатолий.

Анатолий Шишкин   27.09.2019 18:02     Заявить о нарушении
Спасибо! Но, не совсем понятно. У меня там есть эпизод в горах Верхоянья, где мы сидели на водоразделе и заметили двух оленей метрах в 200-300 под нами, только когда они начали двигаться...

Виктор Музис   28.09.2019 12:23   Заявить о нарушении
На таком расстоянии олени выглядят небольшим пятном. Вдобавок вы их видели сверху, а это непривычно для человеческих глаз. Олени могут стоять неподвижно долгое время, вот вы их и не видели.

Анатолий Шишкин   28.09.2019 13:03   Заявить о нарушении