Райкова Илария Алексеевна - основатель ПБС

Памирский ботанический Сад (ПБС) имени Гурского - самый высокогорный сад в мире. ПБС - единственное в мире научно - исследовательское учреждение, которое находится на высоте 2320 м. над уровнем моря. В течение 26 лет  директором ПБС был Анатолий Валерьянович Гурский. Его заслуга в развитии сада - огромна, но основателем ПБС была Райкова Илария Алексеевна.  Так, кто же она, и чем она занималась на Памире? Обо всем  этом расскажем в статье.
Илария Алексеевна Райкова - уроженка Туркестана. Она родилась 17 сентября 1896 г. в Ура-Тюбе (ныне г. Истаравшан). В 1913 г. она окончила самаркандскую гимназию с золотой медалью. В 1919 г. Илария Алексеевна заканчивает биологическое отделение Петроградского университета. 
Узнав о работе организационного комитета по созданию университета в Туркестане, Илария Алексеевна подала заявление, и 10 января 1920 г. на заседание Ученого совета и правления Туркестанского университета в Москве она была избрана преподавателем ботаники. В сентябре 1920 г. начался первый учебный год на всех факультетах первого в Средней Азии университета.
В 1923 г. Райкова И.А участвует в Памирской экспедиции Туркестанского отдела Русского географического общества. После Памирской экспедиции, из которой Илария Алексеевна привезла множество семян и выкопанных растений, она наладила обмен семенами со многим ботаническими садами. Тогда же были сделаны первые посевы и посадки памирских растений и началось длительное наблюдение их в условиях Ташкента, на орошаемых почвах.
На делянках ботанического сада было испытано 120 видов памирских растений. Посевы памирских растений преследовали двойную цель: создание экспозиции растений высокогорной флоры и изучение сдвигов в морфо биологических особенностях при изменении условий обитания.
В условиях Ташкента у памирских растений происходят резкое сокращение продолжительности жизни и глубокие сдвиги в ритмике развития. Продолжительности жизни терескена со 100-250 лет сокращается до 3-7, у полыни - с 35 до 2-5 лет. Терескен плодоносит не на 10-25-й год, а на первый год и цветет несколько раз за сезон. 
Любопытно, что памирские растения в Ташкенте увеличивают продолжительности вегетации в 2-2.5 раза; подушечники и розеточные формы не меняют жизненной формы, лишь быстрее растут и сильнее ветвятся.
После поездки на Памир в 1923 г. Илария Алексеевна пишет о нем как об "интереснейшей и любимой стране". Наблюдения за своеобразной растительностью, характером ее распределения и развития заставили думать об обязательном проведении в дальнейшем более углубленных исследований растительности Памира. Такая возможность предоставилась в 1927 г., когда И. А. Райковой посчастливилось провести все лето на Памире в составе двух экспедиций. 
С 21 мая по 14 сентября И.А. Райкова работала в Памирской экспедиции Геологического комитета в качестве метеорологического наблюдателя, а начиная с июля также в составе небольшой Дарвазской экспедиции Среднеазиатского государственного университета во главе с профессором П.А.Барановым. Ее целью было изучение сортов дикого винограда и условий его обитания на Западном Памире.
Метеорологические наблюдения И.А.Райковой во время экспедиции носили сезонный характер. Она не только вела срочные метеорологические наблюдения во время экспедиций, но еще тщательно собирала и анализировала доступную в то время метеорологическую информацию в разрезе требований естественной и культурной растительности. Это позволило ей очень определенно говорить о различиях между Западным и Восточным Памиром. Она отметила, что по климату Западный Памир тяготеет к пустыням средиземнеморского типа, а Восточный  - к пустыням центральноазиатского типа. Они отличаются режимом выпадения осадков и их количеством. Так, на Восточном Памире их мало (менее 100мм), и максимум приходится на весенне-летнее время. На Западном Памире их количество возрастает до 200 мм и более, а максимум падает на зимне-весенний период.
Дарвазская экспедиция обнаружила развитие земледелия на высоте до 3200 м над ур. м. на Пяндже и 2600 м над ур. м. на Ванче и Висхарви.
В 1933 г. начала свою работу Памирская экспедиция Среднеазиатского университета. Не будет привлечением сказать, что с организацией Памирской экспедиции университета началось настоящее наступление биологов на Памир. Памирская экспедиция была нацелена на исследование и освоение холодной высокогорной пустыни Восточного Памира. Во главе экспедиции стояли П.А.Баранов и И.А.Райкова.
Условия для поездки на Памир в 1933 г. существенно изменились. В 1933 г. значительные по протяженности участки нового тракта вступили в эксплуатацию и расстояние в 740 км от Оша до Хорога путешественники проходили теперь не за 45 дней, как раньше, а намного быстрее.
За короткий срок члены экспедиции университета добрались до поселка Мургаб. На Восточном Памире были заложены опытные поля в Джамантале (3640 м над ур. м.) и в урочище Мадьян (3660 м над ур.м.), на которых были посеяны некоторые сорта зерновых, бобовых и овощных культур. В долине р. Аличур, в урочище Башгумбез, выбрали место для лугового и животноводческого стационара. На Булункуле наметили место для посевов, а на берегах оз. Яшилькуль нашли удобные участки для гидробиологического и ихтиологического стационаров.
Урочище Джаушангоз было признано наиболее удобным для растениеводческих опытов. На Западном Памире были намечены также стационары на Ишандаште (ныне ПБС ) и в  селе Поршневе.
В план исследований экспедиции вошли, помимо необходимых геоботанических, почвенных и фаунистических исследований, задания по внедрению земледелия в высокогорья, по акклиматизации и сортоиспытанию, по изучению местных растительных ресурсов.
Большое внимание удалось поискам путей для обеспечения населения высокогорий полноценным питанием и витаминами за счет возделывания новых культур и более полного использования местных ресурсов (например, рыбных). Эта задача рассматривалась как одна из главных в связи с широким распространением среди населения цинги.
В обязанности ИлларииАлесеевны Райковой, как помощника начальника экспедиции, входили проведение посевов на всех участках и общее руководство работой всех отрядов. В 1934 г. в составе экспедиции работало 45 человек научного персонала, 15 технического и большое количество подсобных рабочих.
Первая биологическая станция на Памире была создана в урочище Джаушангоз( 3600 м над ур.м.), в верховьях р. Шахдары. Она просуществовала 3 года, затем была переведена в долину р. Мургаб, в урочище Чечекты (3860 м над ур. м.). На Ишандаште началась закладка первых делянок будущего ботанического сада: осенью высажены луковицы тюльпанов, ирисы и другие растения.
И. А. Райкова с помощниками вела геоботанические исследования в ранее не обследованных районах Восточного Памира. Растениеводческие отряды побывали во всех районах, собирая материал о культивируемых растениях, изучая особенности агротехники. Осенью, когда был убран первый урожай с опытных полей экспедиции, стало ясно, что произошел огромный сдвиг в земледелии области, получен большой урожай по ряду культур. Участники экспедиции проявили инициативу и добились разрешения на организацию в г. Хороге первой сельскохозяйственной выставки. Ее открытие 30 сентября 1934 г. в торжественной обстановке сопровождалось докладом П.А. Баранова "Пути поднятия сельского хозяйства Горно Бадахшанской автономной области". 
На столах высились горки "живых" экспонатов, представленных от Памирской биостанции и ееХорогского филиала, ряда местных хозяйств, диаграммы от всех партий экспедиции.
Гремела музыка оркестра, пестрели яркие халаты местных жителей, кумачом горели призывные транспаранты ("Превратим Памир из области потребляющей в производительную"); сотрудники экспедиции весь день давали объяснения и консультации, раздавали семена.
Первая группа экспонатов (из Джавшвнгоза), вспоминает Илария Алексеевна, была помещена под транспарантом: "Все это выросло на Восточном Памире на высоте 3500 м ". Там лежали свежие кочаны китайской листовой капусты по 4 кг экземпляр, убранные уже после заморозков до - 15*С 24 сентября; морковь, брюква, репа, редька, турнепс, свекла по 100-200 г экз.; редис до 20 см в длину, клубни картофеля 10 сортов.
Ихтиологи экспонировали образцы промысловой рыбы из оз. Яшилькуль. Если раньше при отсутствии хороших дорог рыба ввозилась на Памир, то теперь ставился вопрос о вывозе рыбы с Памира в Ферганскую долину.
Выставка действовала 6 дней. Приток желающих посмотреть выставку был велик, прибыли даже представители из Афганистана. Организаторы выставки П.А. Баранов и И.А. Райкова были удовлетворены результатами: получился широкий обмен мнениями. Вести о достижениях экспедиции широко распространились на Западном и Восточном Памире, а также по другую сторону Пянджа.
В 1936 г. на стационаре в Чечекты работала совсем небольшая группа: И.А. Райкова, лаборанты Буровенский и А. Петрова, научный сотрудник Р.Л.Перлова. Но посевы были сделаны своевременно, в течение всего лета проводились необходимые агротехнические мероприятия, научные наблюдения по программе.
19 сентября 1936 г. в Мургабе и Хороге открылась выставка-ярмарка. И.А. Райкова, как всегда, была организатором и активнейшим участником их. На этот раз ее любимым детищем стала выставка в поселке Мургаб, в центре обширного высокогорного района, прежде практически не знавшего земледелия. На Восточном Памире, где коренные жители киргизы кочевники-скотоводы земледелием раньше не занимались, посевы внедрялись медленнее. После организации биологической станции в Чечекты, где кочевники впервые увидели выращенные здесь злаки, овощи, нашлись энтузиасты из числа местных людей. В 1939 г. на Восточном Памире под посевами было 123 га. Начиная с 1940-1942 гг. постепенно все руководство Чечектинской станцией переходит к И.А.Райковой. В эти годы она осуществляла не только научное руководство, но и административное, будучи директором.
Много неожиданного показали сортоиспытания в условиях Восточного Памира: победителями часто становились не высокогорцы и не северяне, а представители теплых стран: ячмени из Индии и Эфиопии, овсы из Палестины, горохи из Абиссинии. Был даже случай, когда впервые в истории пшеница вызрела на высоте 3550 м, она была родом с полуострова Аравия. И.А.Райкова рекомендовала посев ячменя и ржи "на сено" не только на орошаемых участках по долинам, но и на орошаемых сухих пустынных пастбищах на высотах 3700-4000 м над ур. м.
Среди исследователей Памира Иларии Алексеевне принадлежит своеобразный рекорд: только она одна вела полевые исследования на Восточном Памире 40 лет. Она привезла с Памира около 30 тысяч листов гербария.
Вместе с Барановым она - создатель Памирского ботанического сада в г. Хороге, который благодаря таланту и энтузиазму А.В.Гурского довольно быстро превратился в одно из ведущих исследовательских учреждений такого типа.
Жизнь Иларии Алексеевны очень тесно переплелась с судьбой жителей далекой горной страны, с судьбой величественного и сурового края, и не случайно ее называли "хозяйкой" Памира. Из 85 лет жизни 60 она посвятила университету и Памиру. Райкова была не только страстной путешественницей и полевым исследователем, - она была еще профессором университета. Перу Иларии Алексеевны Райковой принадлежит свыше 80 печатных работ.
Иларии Алексеевны уже нет. Она покинула нас 24 октября 1981 года. Но сотни людей еще несут в себе ее образ, берегут все, что получили от нее, мысленно советуются с ней и проверяют каждый свой шаг ее глазами, ее убеждениями, голосом ее совести. Она была счастлива служением общему благу.


Рецензии
Спасибо за рассказ о прекрасном человеке и ученом!Железная женщина!Требовательная к себе и другим,невероятной работоспособности !На Памире она -это целая эпоха!На биостанции Чичекты есть ее работы в библиотеке,мы-пограничники встречались с сотрудниками станции в повседневной службе!

Валерий Кремль   16.07.2020 19:45     Заявить о нарушении