Памир в исследованиях Н. И. Вавилова
Николай Иванович Вавилов родился 26 ноября 1887 г. в Москве. В 1906 г. Николай Иванович поступает в Московский сельскохозяйственный институт. Еще в студенческие годы Николай Иванович был самим активным студентом и по свидетельствам однокурсников, "за студента Вавилова боролся целый ряд кафедр института".
По окончании института Н.И.Вавилов был оставлен для подготовки к профессорскому званию на кафедре частного земледелия, возглавляемой Д.Н.Прянишниковым.
В 1913 г. Н.И.Вавилов был прикомандирован за границу для научной работы. Он провел научные работы сначала в Мертоне (Англия) в генетической лаборатории Садоводственного института, а затем в лаборатории генетики Кембриджского университета.
В 1916 г. Н.И.Вавилов командируется военным ведомством в Иран для выяснения причин массового отравления хлебом в русских войсках. Это дало ему возможность начать изучение очагов происхождения и разнообразия важнейших хлебных злаков и других культурных растений. В том же году он проделал сложнейший маршрут из Ферганы на Памир. Цель ученого на Памир заключалось в сборе скороспелых сортов сельскохозяйственных культур, в которых нуждалась северные губерния. Этот маршрут начался по реке Исфаре через перевал Пакшиф в направлении к Гарму. В Гарме караван исследователей был снаряжен заново. На месте проводников - киргизов были взяты проводники - таджики. Из Гарма маршрут шел по направлению к Дарвазу по живописным местам на высотах около 2-3 тыс.м с горы на гору. О своем путешествие на Памир Н. И. Вавилов дает подробное описание в своем агрономическом этюде под названием " У Памира - (Дарваз, Рошан, Шугнан). Опираясь на этот этюд я детально остановлюсь на экстремальном путешествии Н. И. Вавилова. Итак, в своем этюде Николай Иванович пишет: "Большая часть пути от Каратегина до Памира проходит по Пянджу, отделяющему Бухару от Афганистана. Весь путь от Коканда до Хорога потребовал от нас 18 дней. Почта из Оша до Хорога идет 13 дней.
Население Памира арийского происхождения. Много лиц мало отличимых от европейских, и некоторыми этнографами памирские таджики рассматриваются как наиболее чистый тип первоначальных арийцев. По наречию жители Шугнана и Рушана отличаются от дарвазцев, говорящих на чистом таджикском языке. Наряду с различием в языке и некоторых бытовых явлениях, состав культурной флоры памирских таджиков иной, чем у рядом живущих дарвазцев и кулябцев. Рожь возделывается только памирскими таджиками, и название ржи здесь совершенно другое. Ее называют лашак, а солому ржи - кальк. Тогда как вся Персия, Афганистан, Индия, Туркестан называют рожь джавдар. По сообщению Эйгинсона, в Афганистане рожь называют также гандумдора, что по самому смыслу слова значит растение, засоряющее пшеницу.
Сельскохозяйственный лексикон памирских таджиков иной чем персидский:
Русский Таджикский Шугнанский
Ячмень Джав Чушч
Просо Арзан Пиндж
Бобы Бокило Мах
Маш Мош Хаш
Озимая пшеница Тирамохи Хазони
Пшеница Гандум Жиндам
Мне кажется, что для этнографов и лингвистов на Памире еще много работы. В последние годы изучением памирских таджиков занимался А. А. Семенов, но встретить его лично мне не удалось.
Численность населения на Памире точно не известна, но ее можно, в качестве самой ориентировочной цифры, принять в 30 тыс. человек. Лица памирских таджиков добрые, приветливые и, в отличие от персов с их болтливостью и вычурностью в самых простых обиходных разговорах, просты и не многоречивы. Боязливости к европейцу совсем не чувствовалось. Люди одеваются преимущественно в светлое. Женщины, в отличие от иранских и дарвазских селений, не закрывают лица, хотя и стараются избегать мужчин.
На Памире главный вид питания разного рода похлебка из гороха, ячменя, пшеницы, проса. Пекут преимущественно лепешки. Приготовление дрожжевого хлеба совершенно неизвестно. Мясо едят только в праздники. Скотоводство на Западном Памире мало развито. Поголовье скота увеличивается к востоку. В зоне тутового дерева, наряду с хлебом, потребляется "тут-пихт" не только в качестве лакомства, но и серьезного продукта питания. Важным подспорьем в питании служат также орех грецкий, сушеные плоды абрикоса. Мне пришлось наблюдать зачатки отбора у памирцев. Один раз я видел разбор снопа из смеси ржи и пшеницы. Отбирались колосья пшеницы для посева на следующий год.
В кишлаке Калаи Вамар мы нашли гигантскую рожь 1,5 метра высотой, с толстыми стеблями, с крупным колосом, крупным зерном, и среди нее совершенно оригинальные, несомненно, впервые установленные, так называемые безлигульные формы ржи. Впоследствии оказалось, что эта рожь отличается необычайно крупной пыльцой, крупными пыльниками: безусловный эндем! Ради нее одной надо было быть на Памире!
Земледелие носит примитивный характер. Кроме простой сохи, запряженной парой быков, других орудий памирские таджики не знают. Часто площади для посева так мизерны, что для плужной работы нет места.
Селения обычно занимают небольшие долины, образовавшиеся на маленьких речных террасах. Обычные селения состоят из 4-7 дворов. Посевы исключительно поливные. Дождей и ливней здесь совсем мало, и потому смыв почвы редок. Большие селения живут коммунами. Применяется общинная работа по обмолоту и очистке зерна. Обмолот зерна производится копытами быков. Перемолоченное зерно перелопачивают и отвеивают на ветру. Зерно хранят в особых маленьких амбарах, возводимых на камнях.
Вот и Хорог - крупное селение - центр управления Памиром. Офицерский состав Хорогского пограничного поста был на редкость предприимчив и энергичен. В Хорогском посту использована энергия реки Гунта для электрического освещения. В офицерском клубе есть пианино, которое с величайшим трудом почти на руках доставили из Оша. Есть здесь и библиотека, и под самым Памиром можно пробыть несколько дней в европейской обстановке.
Из Хорога - путешествие в глубь Памира, по долинам Гунта и Шахдары. Это царство эндемичных, совершенно неизвестных в науке пшеница с прекрасным белым зерном и характерным вздутым колосом. Среди них большое количество оригинальных безлигульных пшениц. В условиях крайних высот, в изоляции, выработались замечательные, весьма продуктивные формы растений, отличающиеся скороспелостью, быстрым развитием, приспособленностью к снижению температур в ночное время в течение летного периода.
Горы Памира с их убогой старой культурой были одним из начальных очагов культуры ржи. Памир в сущности представляет собой как бы естественную лабораторию, но это, конечно, не первичный очаг. Лишь крайняя нужда заставила население бежать в подобный естественный изолятор. Здесь сама культурная флора по своим морфологическим признакам явно отображает вторичный характер. В естественной природной лаборатории веками и тысячелетиями выработались своеобразные формы, свидетельствующие об огромной пластичности видов".
Что характерно для экспедиций Н.И.Вавилова и его сотрудников на Памире? Прежде всего - это четкая целенаправленность и высокая эффективность. Николай Иванович обладал огромной работоспособностью. Его кредо - труд с максимальной отдачей, без скидок на трудности и болезни. " Наша жизнь коротка - надо спешить" - эти часто повторявшиеся Н.И.Вавиловым слова могут служить девизом всей его жизни, пронизанной неустанным творческим горением и энтузиазмом.
И наконец, характерно бесстрашие, с каким Н.И.Вавилов отправлялся в труднодоступные горы Средней Азии, преодолевая тяготы походной жизни, опасности пути. Еще в 1923 г. он писал "...мне не жалко отдать жизнь ради самого малого в науке... Бродя по Памиру и Бухаре, приходилось не раз бывать на краю гибели, было жутко не раз... И как-то было даже, в общем, приятно рисковать".
Выдающийся ботаник и географ, всемирно признанный авторитет в области генетики, селекции, растениеводства, иммунитета растений, крупный организатор советской сельскохозяйственной и биологической науки, - Николай Иванович Вавилов навечно вошел в плеяду корифеев науки всех времен. Его имя по праву стоит в одном ряду с именами Карла Линнея и Чарльза Дарвина, Альфонса Декандоля и других крупнейших биологов. Вся жизнь его - замечательный пример беззаветного служения Родине и науке.
Свидетельство о публикации №218100501020