Все познается в сравнении! Заглянем в прошлое?

Благотворительность и меценатство в России имеют давние и глубокие традиции. Связывают их в первую очередь со временем появления в Киевской Руси христианства. В то время благотворительность существовала в качестве личной помощи нуждающимся. В первую очередь такой деятельностью занималась церковь, открывая странноприимные дома для престарелых, инвалидов и немощных, и больницы. Начало благотворительности положил князь Владимир, официально обязав заниматься церковь и монастыри общественным призрением. Следующие правители России, искореняя профессиональное нищенство, вместе с тем продолжали заботиться об истинно нуждающихся. Продолжали строиться госпитали, богадельни, детские дома для незаконнорожденных и душевнобольных.

Благотворительность в России успешно развивалась благодаря женщинам. Особенно отличились в деле оказания помощи нуждающимся императрицы Екатерина I, Мария Федоровна и Елизавета Алексеевна. История меценатства в России начинается с конца XVIII века, когда оно становится одной из форм благотворительности.

Первым меценатом в истории России был граф Александр Сергеевич Строганов. Один из крупнейших землевладельцев страны, граф больше всего прославился как щедрый благотворитель и коллекционер. Очень много путешествуя, Строганов увлекся составлением коллекции картин, камней и монет. Много времени, средств и сил граф уделял развитию культуры и искусства, оказывал помощь и поддержку таким знаменитым поэтам, как Гавриил Державин и Иван Крылов.

До конца своей жизни граф Строганов состоял бессменным президентом Императорской Академии художеств. Одновременно он курировал Императорскую Публичную библиотеку и был ее директором. Именно по его инициативе началось строительство Казанского собора с привлечением не иностранных, а русских архитекторов. Такие люди, как Строганов, открыли путь последующим меценатам, бескорыстно и искренне помогающим развитию культуры и искусства в России. Знаменитая династия Демидовых, основоположников металлургического производства России, известна не только огромным вкладом в развитие промышленности страны, но и своей благотворительностью. Представители династии опекали Московский университет и основали стипендию для студентов из малообеспеченных семей. Ими было открыто первое коммерческое училище для купеческих детей. Постоянно помогали Демидовы Воспитательному дому. Одновременно они занимались собранием художественной коллекции. Она стала самой крупной в мире из частных собраний.

Еще один знаменитый покровитель и меценат XVIII века – граф Николай Петрович Шереметев. Он был настоящим ценителем искусства, особенно театрального.В свое время он был скандально знаменит женитьбой на собственной крепостной, актрисе домашнего театра Прасковье Жемчуговой. Она рано скончалась и завещала своему мужу не бросать дело благотворительности. Граф Шереметев выполнил ее просьбу. Часть капитала он потратил на помощь ремесленникам и бесприданницам-невестам. По его инициативе началось строительство Странноприимного дома в Москве. Также он вкладывал деньги в строительство театров и храмов.

Многие сейчас имеют совершенно неправильное мнение о русском купечестве XIX–XX веков. Оно сформировалось под влиянием советских фильмов и литературных произведений, в которых упомянутый слой общества выставлен был самым неприглядным образом. Все купцы поголовно выглядят малообразованными, сосредоточенными исключительно на получении прибыли любым путем людьми, при этом начисто лишенными сострадания и милосердия к ближним. Это в корне неверное представление. Конечно, исключения всегда есть и будут, но в большинстве своем купцы составляли самую образованную и информативную часть населения, не считая, конечно же, дворянства. Но среди представителей знатных родов благодетелей и меценатов можно было пересчитать по пальцам. Благотворительность в России – целиком и полностью заслуга именно купеческого сословия.
 
Выше уже кратко упоминалось, по какой причине люди начинали заниматься меценатством. Для большинства купцов и фабрикантов благотворительность превратилась практически в образ жизни, стала неотъемлемой чертой характера. Здесь играл роль тот факт, что многие зажиточные купцы и банкиры являлись потомками старообрядцев, для которых характерно было особое отношение к деньгам и богатству.

 И отношение русских предпринимателей к своей деятельности было несколько иным, чем, например, на Западе. Для них богатство – это не фетиш, торговля – не источник наживы, а скорее некая обязанность, возложенная Богом. Воспитанные на глубоких религиозных традициях, русские предприниматели-меценаты считали, что богатство дается Богом, а значит, за него нужно нести ответственность. Фактически они полагали, что обязаны заниматься оказанием помощи. Но это не было принуждением. Все делалось по зову души.

Известные меценаты XIX–XX веков – сплошь представители купеческого сословия. Самые яркие представители - Павел Михайлович Третьяков и его менее известный брат Сергей Михайлович. Надо сказать, что купцы Третьяковы не обладали значительным богатством. Но это не мешало им бережно собирать картины знаменитых мастеров, тратя на них серьезные суммы. Сергей Михайлович больше интересовался западноевропейской живописью. После его смерти завещанная брату коллекция вошла в собрание картин Павла Михайловича. Появившаяся в 1893 году художественная галерея носила имя обоих замечательных русских меценатов. Если говорить только о коллекции картин Павла Михайловича, то за всю жизнь меценат Третьяков потратил на нее около миллиона рублей. Невероятная по тем временам сумма. Начал собирать свою коллекцию русской живописи Третьяков еще в молодости. Уже тогда у него была точно поставленная цель – открыть национальную общественную галерею, чтобы любой желающий мог бесплатно посетить ее и приобщиться к шедеврам русского изобразительного искусства. Братьям Третьяковым мы обязаны великолепным памятником русскому меценатству – Третьяковской галереей.
 
Меценат Третьяков был не единственным покровителем искусства в России. Савва Иванович Мамонтов, представитель известной династии, является основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России. Он не стремился к известности и совершенно равнодушно относился к наградам. Единственной его страстью была любовь к искусству. Савва Иванович сам был глубоко творческой натурой, и занятие предпринимательством его очень тяготило. По мнению современников, он сам мог стать и великолепным оперным певцом (ему даже предлагали выступать на сцене итальянского оперного театра), и скульптором. Свое имение Абрамцево он превратил в гостеприимный дом для русских художников. Здесь постоянно бывали Врубель, Репин, Васнецов, Серов, а также Шаляпин. Всем им Мамонтов оказывал финансовую помощь и покровительство. Но самую большую поддержку меценат оказывал театральному искусству.

Благотворительную деятельность Мамонтова его родственники и партнеры по бизнесу считали глупой блажью, но это не останавливало его. Под конец жизни Савва Иванович оказался разорен и едва избежал тюрьмы. Он был полностью оправдан, но заниматься предпринимательством уже не мог. До конца жизни его поддерживали все те, кому он в свое время бескорыстно помогал.

Савва Тимофеевич Морозов – удивительный по скромности меценат, который помогал Художественному театру с условием, что его имя не будет упоминаться по этому поводу в газетах. И остальные представители этой династии оказывали неоценимую помощь в развитии культуры и искусства. Сергей Тимофеевич Морозов увлекался русским декоративно-прикладным искусством, собранная им коллекция составила центр Кустарного музея в Москве. Иван Абрамович был покровителем никому не известного тогда Марка Шагала.
 
Революция и последующие за ней события прервали замечательные традиции русского меценатства. И после распада Советского Союза прошло немало времени, прежде чем появились новые меценаты современной России. Для них меценатство – это профессионально организованная часть деятельности.Никто не оспаривает того, что зачастую богатство наживается не совсем приемлемыми для большинства населения способами. Но есть среди числа богатых людей и те, кто отдает миллионы на развитие и поддержание науки и культуры и другие благотворительные цели...ГДЕ ЖЕ ОНИ?!

НЕ ПОНИМАЮ...ОБЪЯСНИТЕ МНЕ ПОЖАЛУЙСТА...ПОЧЕМУ ИДУТ ПОСТОЯННЫЕ СБОРЫ ВСЮДУ И ПОЧТИ ПО ВСЕМ КАНАЛАМ ТЕЛЕВИЗОРА НА РАЗЛИЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ БОЛЬНЫМ ДЕТЯМ? НАМ ИХ ЖАЛЬ ИСКРЕННЕ, ЭТИХ ДЕТЕЙ И ИХ РОДНЫХ...ДА! ЖАЛЬ...НО ПОСТОЯННО ВЫСТУПАЮТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ  РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, АРТИСТЫ, ПЕВЦЫ, САМИ ДАЛЕКО НЕ БЕДНЫЕ, ПЫТАЯСЬ УБЕДИТЬ ОСТАЛЬНЫХ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ...А САМИ ОНИ, КРОМЕ ПРИЗЫВОВ К ГРАЖДАНАМ СТРАНЫ ВСЕГДА ДОБРЫМ, СЕРДОБОЛЬНЫМ, НЕРАВНОДУШНЫМ, ЧТО-ЛИБО ОНИ ДЕЛАЮТ, ПОМОГАЯ МАТЕРИАЛЬНО КОНКРЕТНО, БОЛЬНЫМ ДЕТЯМ? А ЭТИ РАЗЛИЧНЫЕ ЧУБАЙСИКИ, АБРАМОВИЧИ ИЛИ КТО-ЛИБО ИЗ ДЕПУТАТОВ, ИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕРАВНОДУШНОГО НАШЕГО К НУЖДАМ ГРАЖДАН СТРАНЫ, ЧТО-ЛИБО "ОТСТЕГИВАЮТ" ТУДА? ИЛИ ЭТО КАСАЕТСЯ ТОЛЬКО ТЕХ, КТО САМ НА ВЫЖИВАНИИ...И МАТЕРИАЛЬНО НЕ ШИКУЕТ? ИЛИ ЭТО, СЫТЫЙ ГОЛОДНОГО НЕ ПОЙМЕТ НИКОГДА?!


Рецензии
Познавательно интересно!А вами поднятый вопрос и мне хотелось бы задать.Столько денег,а собирают с мира по нитке...

Рада Марванова   26.10.2018 13:23     Заявить о нарушении
Позорище для совестливых, так получается, а этим, наглым откормышам и закормышам толстомордым...куда бы их закинуть,эту кучку...наша страна до сих пор еще богата на природные ресурсы...несмотря ни на что...а эти паучищи спрутные восседают своими задницами припудренными на всем этом богатстве НАРОДНОМ...единолично и все...И как говорится, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих....

Сентябрина Добролюбова   29.10.2018 13:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.