Струны понимания. Глава 108

1. В этой главе я продолжу размышления о четвёртом смысловом факторе "сад" символономной контекстной модальности.

2. Исходя из обозначенного в прошлой главе отождествления богосознания с общим (девая, а от наблюдателя правая номотетическая вертикаль контекстограммы АЕD принципы-чужие-мир), а не с отдельным (правая идиографическая вертикаль контекстограммы ВGC жизненные формы-группа "своих"-автономная личность) казалось бы что возвращение к общему в составе религиозного богосознания могло бы решить проблему справедливого и милосердного общественного устройства.

3. Но в действительности такое возвращение крайне затруднено и альтернативный проект Просвещения (в виде начатой Локком,Монтескьё, Юмом, Тюрго, Смитом и Кондорсе линии либерализма/капитализма с одной стороны и начатой Мабли, Гельвецием, Руссо и Морелли линии социализма с другой) до известной степени сохраняет свою привлекательность несмотря на все обозначенные историей трагические тупики. Почему?

4. Дело в том, что религия в настоящее время представлена прежде всего не в виде общего принципа богосознания, а в виде ряда специфических вероисповедных проектов. Само по себе это конечно нормально и неизбежно. Однако при более глубоком рассмотрении обнаруживается, что все эти проекты нередко уклоняются в сторону отдельного и забывают о сути общего религиозного принципа богосознания. Такой односторонний уклон в сторону отдельного, выражающийся в частности в присущей самости тенденции превозносить "своё" и "своих", мы будем называть конфессионализмом.

5. Внутри конфессионализма ритуалы и беспрекословное подчинение вышестоящим (которое входит в состав самостного треугольника FGH, где F верхнее центральное контекстное поле субъекта власти, G правое боковое контекстное поле "своих", а Н нижнее центральное контекстное поле ценностей и объектов власти,и предполагается социальным заказом, навязывавшимся религии правящей элитой в течение тысячелетий) значат больше, чем универсальные принципы милосердия и справедливости, которые лежат в основе совестного треугольника богосознания FEH, вершиной и проверкой которого является именно отношение к "чужим" и "отчуждённым" (среднее левое контекстное поле "чужих" Е).

6. Книга Исайи начинается с атаки на самостный конфессиональный ритуализм во имя совестного универсализма, связанного с принципом справедливости и милосердия к отчужденным и маргинализованным членам общества:

10. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!
11. К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12. Когда вы приходите являться пред лицо Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!
14. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
15. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
16. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17. научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.
19. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
20. если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.(Исаия 1:10-20)

7. В плане контекстограммы этот монотеистический универсализм в данном случае реализуется рекогнитивной/признавательной полугоризонталью милосердия ВЕ, связывающей правое верхнее контекстное поле совершенных жизненных форм и ресурсов В со средним левым контекстным полем "чужих" Е, а также ассоциативной полугоризонталью сочувствия и поддержки СЕ, связывающей правое нижнее контекстное поле автономной личности С с тем же средним левым контекстным полем "чужих" Е. Вместе с правой боковой имманентной вертикалью традиционного богопочитания СВ, проходящей через среднее правое контекстное поле "своих" G, эти полугоризонтали образуют этономику СЕВ основную парадигму нравственного мышления и действия.

8. Внутри этономики имманентизм традиционного религиозного уклада жизни, представленный правой вертикалью СВ уравновешивается и опосредуется трансцендентализмом левого центрального контекстного поля Е и сориентированных на него вышеупомянутых полугоризонталей. Таким образом отдельное и общее, идиографичность партикуляризма (правая вертикаль СВ) и номотетичность универсализма (левая вертикаль DA, через Е соединяющая нижнее левое контекстное поле мира/рынка D с верхним левым контекстным полем общих принципов истины и справедливости А)интегрируются в единое целое и традиционная вероисповедная конфессиональность не впадает в критикуемый Богом в цитированном выше тексте Исайи односторонний конфессионализм.

9. Та же тема контраста между односторонним имманентизмом храмовой религии и необходимостью универсалистского беспристрастного правосудия и сочувствия к чужим обсуждается в седьмой главе книги Иеремии:

1. Слово, которое было к Иеремии от Господа:
2. стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу.
3. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте.
4. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень».
5. Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его,
6. не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе, —
7. то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов.
8. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы.
9. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите вослед иных богов, которых вы не знаете,
10. и потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости.
11. Не сделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь.
12. Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля.
13. И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, —
14. то Я так же поступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом.
15. И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово.(Иеремия 7:1-15)

10. Насколько можно судить по сохраненным в Евангелиях высказываниям Иисуса, его проповедь заключала в себе страстный протест против одностороннего конфессионализма во имя этического универсализма.

1. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2. и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3. итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4. связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5. все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6. также любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах,
7. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!»
8. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10. и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
11. Больший из вас да будет вам слуга:
12. ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
13. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо;дите и хотящих войти не допускаете.
14. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо;литесь: за то; примете тем большее осуждение.
15. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен».
17. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18. Также: «если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен».
19. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20. Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21. и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22. и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28. так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
(Евангелие от Матфея 23:1-28)

11. Не случайно конечно, что заповедь о любви к врагам (контекстное поле "чужих" Е и крайняя степень чуждости)обосновывается Иисусом с помощью указания на универсальный характер Бога, который таким образом является не небесным помещиком, защищающим "своих" и враждующим с "чужими", а подлинным Творцом вселенной и ее Вседержителем, поддерживающим жизнь каждого земного существа вне зависимости от его конкретной природы.

44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
(Евангелие от Матфея 5:44-48)

12. Именно тот факт, что монотеистическая религия в ее конкретном повседневном земном бытии, как массовый социокультурный феномен (вне зависимости от подлинных духовных достижений в области богосознания отдельных личностей внутри различных вероисповеданий), как и всякая другая религия и как всякое вообще человеческое учреждение обнаруживает тенденцию к одностороннему уклону в пользу отдельного, открывает возможности для проекта Просвещения и связанной с этим проектом критики религии во имя этического и правового универсализма универсального разума. "Свято место пусто не бывает".

13. Но как мы только что убедились универсалистская критика конфессионализма является неотъемлемой частью самой библейской пророческой традиции, только забвение и систематическое замалчивание этой критики внутри вероисповедной повседневности ведет к ее отчуждению и присвоению ее теми, кто организует атаку на сам библейский монотеистический проект во имя альтернативных проектов. Помимо уже упомянутого Просвещения такие альтернативные проекты включают в себя и разные версии Зачарования (ср. английское слово re-enchantment).   

14. Если Просвещение предполагает в первую очередь одностороннюю активность рассудка, сводящего отдельное к общему, то Зачарование основывается на гипертрофированной активности воображения, творящей исторические, социальные и культурные мифы в которых общее сводится к отдельному.

15. Перед этим буйным расцветом мифотворчества теряют своё значение и факты и логика и достоверность. Все они отбрасываются в сторону ради коллективного самовозвеличивания. Зачарование это апофеоз самости, где маска и лицо меняются местами. Это вечный бахтинский карнавал, где мечта становится явью,а точнее претендует на то, чтобы играть эту роль. Сторонники Зачарования высмеивают (порой не без остроумия) официальную науку и культуру, превращённые в бесплодное занятие узкой специализацией и сделавшиеся служанками общественных элит. Сами эти элиты, с точки зрения сторонников Зачарования оказываются лишь куклами в руках злых темных сил, в течение тысячелетий навязывавших массам беспрекословное подчинение и манипулирующих разумом ради господства над миром.

16. Находясь почти целиком внутри самостного треугольника мифологические идеологии отрицают порой даже само существование общего и сводят содержание истории к борьбе за власть между добрыми "нашими" и злыми "чужими".

17. В условиях развала общественных связей и фрагментации целостного образа действительности в периоды драматических социокультурных перемен, когда многие люди чувствуют своё бессилие изменить неблагоприятный ход социальных процессов, Зачарование оказывается в выгодном положении и созданные в его русле идейные конструкции получают массовое признание и завоевывают политическое влияние. Так это было например в Веймарской Германии в эпоху гиперинфляции, а затем во время Великой Депрессии конца двадцатых начала тридцатых годов двадцатого века.

18. Во время непосредственно следовавших за этой эпохой военных конфликтов, таких, как Вторая Мировая война, редукционизм радикального Просвещения (коммунизм) сумел  победить альтернативный редукционизм сторонников Зачарования (фашизм). Однако он смог сделать это лишь тогда, когда сам воспринял отдельное,утвердив себя в виде сталинского национал-коммунизма, так или иначе интегрировавшего исторические традиции русской государственности. Но в конечном счёте связанное с такой интеграцией внутреннее противоречие обусловило  перерождение советской номенклатуры и фактический отказ от принципов коммунистической идеологии, начавшийся задолго до горбачевской перестройки.

19. История показывает, что ни обезличенный прогресс эгалитарного Просвещения ни расово-мифологическая стабильность иерархического Зачарования в силу своей односторонности не могут соответствовать подлинным нуждам общественного развития, поскольку такое развитие должно основываться прежде всего на гармоническом резонансном опосредовании общего и отдельного.Сюнетивизм (от греческого слова сюнесис понимание), как один из вариантов проекта Осмысления, стремится к достижению такого резонансного опосредования в теории и на практике. И в этой связи заслоненный конфессионализмом богатый опыт опосредования общего и отдельного внутри монотеистического универсализма заслуживает внимательного изучения.


Рецензии