Статьи и заметки из области психологии и арт...

ББК
88
В75
Воронина Ю. В. Статьи и заметки из области психологии и арт-терапии: реком.  пособ. для психологов, психотерапевтов и тех, кто увлекается психологией/ Под. ред. Ю. В. Ворониной.- СПб.- 2016.- 29 с.


Аннотация: Размышления автора о психике человека. Основные техники и методики работы: библиотерапия, арт-терапия и фототерапия.


Список статей:

1. "Кризисные состояния и чувство вины человека"
2. "Мысли о самооценке"
3. "Моя читательская автобиография"
4. «Сказкотерапия в реальной жизни человека»
5. "Читательская автобиография в жизни человека"

Список заметок:

1. " Эффект цветотерапии на человека "
2. Техника по фототерапии "Фото разных лет и их характеристика"
3. Техника "Моя женская сила"
4. Техника "Принятие Дара"
5. Техника "Меняю своё отношение к одиночеству"
6. Техника "Мост"
7. Дополнительный подарок-техника к книге: Тема арт-терапевтического занятия «Свобода от страхов»

            



 1. "Кризисные состояния и чувство вины человека"

От автора: Кризисные состояния и чувство вины человека - это временные этапы жизни, которые возможно преодолеть. Выход всегда есть, он рядом, нужно его только увидеть и протянуть руку...

  Современные люди живут в суматошном мире, в котором много суеты, беспокойства и забот. Накапливание внутри себя, разнообразных следов от эмоций и переживаний приводит человека к состоянию подавленности и апатии. Кризисные состояния обычно выражаются в тоске, в страхе, в чувстве вины, в одиночестве, в обиде, в злобе, в беспомощности, в безнадежности и т. п. Не каждый человек понимает то, что эти состояния являются следствием наших реакций на жизненные ситуации и события. К сожалению, в детском саду и в школе нас не готовят, нужному поведению и правильному реагированию на условия стресса. Так появляются различные негативные блоки, с которыми мы и ходим всю жизнь. Люди принимают огромное количество препаратов для улучшения настроения и снятия нервного напряжения. Они пытаются лечить то, что не поддаётся медикаментозному лечению. Есть организации и клиники, которые заинтересованы в том, чтобы люди, как можно дольше у них лечились и покупали препараты от стресса. Это их очередной маркетинговый ход и ловушка для новичков.
 
  Какие кризисные состояния беспокоят моих клиентов? В основном - это: кризис возраста; страх одиночества; боязнь нереализоваться в жизни; страх перед старением тела, организма и души; претензии к родным и к себе, от неудовлетворённости своей жизнью; низкая самооценка; обида на жизнь;
Кто является моими клиентами?
  В основном - это женщины и подростки, так как мужчинам сложнее признаться себе самим в своей несостоятельности. Они легче переживают кризис возраста.
От чего у людей возникает кризисное состояние и почему?
Часто такое состояние происходит у людей из-за навязанных стереотипов общества, из-за того, что кто-то успешнее, чем он сам, из-за того, что люди не желают принять биологию тела, боятся времени, из-за гормональных перестроек организма.
Почему мы не готовы к нему?
  Потому что нас не учили с детства, правильно относится к своему телу. Люди делают акцент на удовольствиях: поесть вкусно, спорт не любят, изолируют себя от общества, из-за своего характера, думают, что успех другого человека - это чужая удачливость и т.п.
 Что можно предпринять для того, чтобы смягчить эти состояния?
Во-первых, нужно научиться слушать своё тело, его чувства и желания. Во-вторых, необходимо делать периодически тайм-аут в жизни, пересмотр каких-то событий, своих поступков, ситуаций. В-третьих, нужно научиться принимать себя таким, какой ты есть, прощать себя и не судить строго за ошибки. Люди  сами часто загоняют себя в угол своим сверхконтролем, самобичеванием и унынием из-за своей неидеальности и несовершенства. А кто в этом мире совершенен и идеален? Покажите мне это чудо! Все мы знаем, что чудеса творит Бог. Многие предъявляют претензии к Богу, говорят: Эти чудеса даны Богом другим людям, но только не мне...Они забывают о том, что все мы сюда пришли для того, чтобы приблизиться к идеалу, чтобы исправить все свои ошибки, чтобы стать мудрее. Если бы все были одинаково счастливы на Земле, какую бы тогда пользу мы извлекли из нашего пребывания здесь, чему бы мы научились.
 
  Какие рекомендации Я могу Вам дать для выхода из подобных состояний:
1. Поймите, что время - это иллюзия цифр. Каждый человек попадает в своё измерение, в котором он будет жить. В какое измерение попадёте Вы - это зависит от Вас самих. Установите свой режим дня, живите осознанно, и Вы не попадёте "в ловушку" времени.
2. Биологическое тело будет меняться, но душа останется вечно молодой. Насколько молодым будет Ваше физическое тело и Ваша душа, настолько и будут тикать Ваши биологические часы. Чем больше мы делаем для себя и своего здоровья, тем лучше мы себя чувствуем и выглядим.
3. Страх женщины не успеть вовремя выйти замуж, родить ребёнка, создать полноценную семью - это всего лишь стереотипы общества, которые засели плотно в Вашей голове. Освободите себя от подобных страхов, начните действовать, и тогда Ваша жизнь поменяется кардинально. Для начала научитесь правильно расставлять приоритеты, продумайте все ходы и выходы из создавшейся ситуации, поймите, что Вам действительно необходимо для того, чтобы ощущать себя счастливой женщиной.
4. Страх одиночества и нереализации в жизни может возникать у каждого человека. Нужно понять, как ты живёшь, с кем ты общаешься, что ты делаешь для того, чтобы избежать таких негативных состояний. Пересмотрев образ своей жизни, нужно сделать выводы, которые  дадут благотворный результат. Иногда человеку необходимо обнулиться, т. е. поменять  работу, социальное окружение, привычки. Это нужно делать постепенно, чтобы не получить сильный стресс.
5. Низкая самооценка - это вопрос времени: о принятии себя, своего тела, своих
поступков. Очень помогают измениться - аутотренинги, положительные настройки на жизнь.
6. Обида на жизнь, на своих близких, неудовлетворённость своей жизнью - это происходит от застоя во всех сферах жизни человека. От того, что нет движения вперёд, появляется невроз и депрессия. Отсюда скандалы и срывы на близких людей, но они живут своей жизнью и не виноваты в нашей судьбе.

 Когда мы начинаем понимать всё это, нам становится легче жить. К сожалению, такая мудрость приходит не сразу. Некоторым в юности, а некоторым в старости. Главное, чтобы это всё происходило вовремя, а не тогда, когда человеку самому
не выбраться из своего психоза, и требуется психиатр.

   Так как психологи тоже люди, то им не чуждо всё человеческое. Мне знакомы все подобные кризисы. Я сама их проходила. Не всё мне далось легко. Поделюсь с Вами своим откровением: Всё проходит, Всё переживаемо, Всё даёт свои плоды в будущем. Выход всегда есть и он рядом. Главное - это его увидеть. Он в поддержке наших друзей и родных, в позитивном отношении к жизни, в умении видеть и наблюдать всё хорошее. Мне помогает церковь и паломнические экскурсии по Святым местам, прослушивание колокольных звонов Варлаамо-Хутынского женского монастыря, когда я смотрю на пламя свечи минут 5-10, контрастный душ, общение с друзьями. Техник медитации и релаксации очень много. Любите себя, берегите своих близких, тогда всё получится!

  Желаю Вам Душевного Покоя, Физического Здоровья и Благополучия!


                2. "Мысли о самооценке"

От автора: Самооценка - это лестница успеха. Как же взойти на неё? Как состояться и реализоваться в жизни? Гарантировать 100 % успех Вам поможет глубокая и серьёзная работа над собой! Ставьте верные цели и не сворачивайте на полпути!
 
  Многие из Вас часто размышляли о понятии слова "самооценка". Обычно о самооценке говорят: что это уважение или любовь к самому себе, что это уровень отношения к самому себе. Мы привыкли уважать и любить близких людей, а также относиться положительно или отрицательно к кому-то другому, но только не к себе самому. Для чего же человеку нужна эта самооценка и что же она ему может дать в жизни? Этот вопрос мне часто задают люди в своих письмах. Об этом я читала много статей в журналах. Думаю, что к пониманию значения этого слова мы с вами сможем прийти через самопознание и саморазвитие.

Самооценка - ...?

• Уверенность в себе
• Достижения человека
• Уважение к самому себе
• Ваш вариант ответа

Рисунок...?

• Творчество человека
• Личная характеристика
• Часть арт-терапии
• Графика
• Произведение искусства
• Узор
• Ваш вариант ответа

  Для меня лично слово "самооценка" обозначает собственные достижения человека. В чём человек состоялся: в карьере, в спорте, в семье. С детства мы слышим о том, что для того, чтобы оставить свой след на этой земле мы должны: посадить дерево, построить дом, вырастить сына. Многие люди считают, что для того, чтобы оставить свой след на планете Земля нужно быть знаменитым или талантливым, звездой или миллиардером. Однако это не всегда так.

  Я считаю, что человеку для того, чтобы иметь высокую самооценку необходимо обладать определёнными качествами, такими как: уверенность в себе; вера в то, что всё у тебя получится; умение владеть собой; проявление уважения к другим; умение ставить правильные цели; умение оптимистично смотреть на жизнь; Самооценка проявляется в том, как человек одевается, насколько он аккуратен и требователен к самому себе, в его жестах и позах, в манере говорить и умении улыбаться. Нас всегда окружает много людей. Одни люди нам симпатичны и нам хочется продолжать общение с ними, другие люди почему-то вызывают антипатию. От них хочется поскорее уйти, свернуть по максимуму общение с ними. Связано ли это с их самооценкой или нет? Почему нас отталкивают некоторые люди из нашего окружения? Считываем ли мы информацию об окружающих? Если да, то, как это происходит? Эти вопросы всегда помогали мне найти правильные ответы. Нет людей идеальных, но есть люди, которые не ценят свою уникальность. Нужно помнить о том, что мы никогда не станем идеальными, но мы сможем стать идеалом для любимого человека, для родных и близких людей, для тех, кто стремится подражать нам.

  Даже если вы пройдёте сто тестов на самооценку, займётесь фитнесом, освоите несколько мастер-классов по созданию красоты своего тела, вы не обретёте уверенность в себе и лучезарную улыбку. Почему? - спросите Вы. Потому что уверенность - это сила, которая идёт изнутри и вера в то, что всё получится. Это ощущение Вашей внутренней и внешней красоты. Это та гармония, которой Вы делитесь с людьми. Это - то чувство комфорта, которое ожидается всеми. Для того, чтобы уметь дарить людям радость, нужно иметь такое состояние внутри. Для этого нужно много поработать над собой, над своей самооценкой, а это доступно каждому человеку. Желаю Вам, чтобы у Вас всегда всё получалось! Ставьте правильные цели, и Вы быстро достигнете положительных результатов!


                3. "Моя читательская автобиография"

От автора: Каждому человеку интересно было бы совершить путешествие в своё прошлое, но как это сделать, знают не все. Любимые книги помогут погулять по страницам детства, юности и взросления. Именно они способны открыть двери в подсознание и показать то, что было под запретом до сих пор.

  Каждый человек соприкасается с миром художественной литературы еще в период раннего детства. По мере взросления человека более «взрослой» становиться и художественная литература, которую он читает. Именно благодаря художественным произведениям человек, прежде всего, начинает свое становление как личность: мы начинаем понимать, в чем состоит разница между добром и злом, как происходят взаимоотношения в обществе, что собой представляет внутренний мир людей.

   Существует огромное количество замечательных произведений мировой литературы, созданных талантливыми, а подчас и гениальными писателями. На мой взгляд, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению. Во-первых, они читают для овладения какой-нибудь специальностью. Во-вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем мире.

  «Талантливый читатель» - это человек, который не мыслит себя без книги, для которого чтение – это жизненная необходимость, естественная потребность организма, необходимое условие полноценного существования.

   Сейчас мне трудно вспомнить, что читали мне родители в детстве. По воспоминаниям моей мамы получается, что в период от рождения до шести лет, мне пели песенки, частушки («Валенки», колыбельные и т.п.) и читали сборник немецких сказок. Тогда мне нравились авторы: Г. Х. Андерсен (Снежная королева, Дикие лебеди, Стойкий оловянный солдатик, Оле Лукойе, Принцесса на горошине), Братья Вильгельм и Якоб Гримм (Белоснежка, Бременские музыканты, Волк и семеро козлят, Беляночка и Розочка), Ш. Перро (Золушка, Красная Шапочка), Э. Т. А. Гофман (Щелкунчик и Мышиный король), Э. Рауд (Муфта, Полботинка и Моховая Борода) и другие.

  Я быстро научилась читать, благодаря увлечению мамы книгами и тому, что она много занималась со мной. Когда в первом классе нам давали задание прочитать абзац из книги вслух, у меня проблем с этим не было. Книги я всегда любила и очень скучала, когда мне нечего было читать. В свободное время я ходила в гости к знакомым, к друзьям, к соседям и брала у них книги для чтения.

  В возрасте 7-10 лет я увлекалась Русскими народными сказками: сборник А. Н. Афанасьева, Уральскими сказами П. П. Бажова, сказками о Дивах. В основном я предпочитала волшебные сказки - это «Незнайку» Н. Н. Носова, «Волшебник изумрудного города» А. Н. Волкова, «Приключения муравьишки» В. В. Бианки.

 От 11-14 лет я читала, запрещённую мне читать литературу. Я пользовалась моментом, когда взрослых не было дома, забиралась в книжный шкаф и исследовала его. В этом возрасте меня интересовало всё о любви. Если сначала я исследовала фантастику и приключения (А. Беляева «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», Приключения Ж. Верна, Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» и т. п.), то после этого я перешла к прочтению такой литературы, как М. Дрюон серия «Проклятые короли», Э. Золя «Страница любви», Ги де Мопассан «Милый друг», «Новеллы», Ш. Бронте «Джейн Эйр»,  Г. Флобер «Госпожа Бовари». Я перечитывала Э. Золя «Страница любви» раз пятнадцать. Она была моей настольной книгой.

  В 15-16 лет я узнала о Стефане Цвейге. Мне понравились: «Письмо незнакомки», «Нетерпение сердца», «Двадцать четыре часа из жизни женщины».

 От 17-18 лет я изучала журналы, энциклопедии и разные книги по моде и швейному делу (учебники по моделированию и конструированию одежды, журнал «Бурда моден»). Тогда я получила образование, профессию: швея, раскройщица, раскладчица лекал. Потом интерес к этому пропал. Позже я пробовала себя в кулинарии и искала рецепты для домохозяек в разных журналах («Здоровье», «Крестьянка»).

 В 19-22 гг. я увлеклась мистикой, стала читать книги по эзотерике, астрологии, фен-шуй, гороскопы, психологии (Д. Карнеги «Как завоевать друзей», журнал «Роджер Дайджест», «Всё о духах» и т. п.). Тогда я очень увлеклась книгой         В. Азарова "Путь к счастью и успехам в жизни". Позже это уже были: История разных религий, Молитвословы, Жития Святых, Библия (Сергий Радонежский, Иоанн Кронштадтский, Житиё Серафима Саровского).
 
 В 23-25 лет я читала только учебную, профессиональную литературу по книговедению, библиотековедению и библиографоведению. В период обучения в университете я читала литературу по книготорговому и издательскому делу, так как моя специализация в Вузе, была такая (Фотошоп, Корел Дроу, книги по дизайну, Компьютерная графика и т. п.).

  В 26-30 лет я читала лёгкие книги. Мне хотелось отдохнуть и отвлечься. Это были иронические детективы Д. Донцовой, философские произведения П. Коэльо,       А. де Куатье, истории о Фандорине Б. Акунина. Затем были книги только по психологии: Вадим Зеланд «Трансерфинг реальности за 78 дней», Ронда Берн «Тайна», «Сила», «Магия», Дж. Грей «Мужчина с Марса женщина с Венеры» и другие.

 Я люблю отдохнуть, листая красивые иллюстрированные энциклопедии по живописи. В них всегда много репродукций известных картин русских и зарубежных художников (И. И. Шишкина, К. Брюллова, В. М. Васнецова и других) и искусству.
Также меня интересуют книги по созданию фотографии, ретуши и графике.
В данный момент, я охотно читаю книги по Арт-терапии и любую литературу, связанную с подготовкой к зачётам/экзаменам и моей выпускной работе (Библиотерапия).

  Планов много и литературы много, но не хватает времени для чтения. В отпуске я обычно читаю детективы М. Серовой или  Е. Топильской. Так как моя работа связана с литературой, то в процессе работы мне приходится читать много статей из научных, литературно-художественных, экономических, полити-ческих журналов. Всё это делается для того, чтобы произвести аналитическую роспись журналов, составить аннотации и присвоить шифры. Если следовать списку, с которым я работаю, то это: Библиотечное дело, Военно-исторический журнал, Вопросы культурологии, Звезда, Мир образования – образование в мире, Молодая гвардия, Москва, Наука и жизнь, Нева, Новый мир, Общественные науки и современность, Октябрь, Туризм: право и экономика, Эко. В процессе библиографического консультирования читателей я всё время узнаю много нового. Читатели делятся со мной своими знаниями, советуют почитать, какие новинки приобрести.
  В библиотеке проходят выставки новинок литературы и к юбилейным датам писателей. Недавно, была неделя «Индийской весны». Посетители просматривали литературу для детей и взрослых. Это были книги, путеводители, фильмы, диски об Индии. Меня заинтересовала страна, и я стала читать всё о путешествиях (путеводители, очерки).

  Также, я составляю тематические списки литературы. У меня идёт постоянный, ознакомительный процесс с материалами, находящимися в наших фондах. Таким образом, я могу сделать вывод, что человеку просто необходимо постоянно развивать свой кругозор и уровень культуры.

  В настоящее время я нахожусь в постоянном процессе обучения, изучила много книг по метафорическим ассоциативным картам, психоанализу и библиотерапии. Сфера психологии предполагает постоянное саморазвитие. Когда люди повышают свой уровень, они становятся сильнее, мудрее и могут помогать другим людям.


 4.  «Сказкотерапия в реальной жизни человека», публикация из сб. "Сказки Детям и Взрослым".

 От автора: Сказкотерапия - это не только проработка глубинных ресурсов человека, это реальная самопомощь в выходе из стресса, невроза и депрессии.

  Все мы выросли на сказках, мифах, легендах и притчах. Сказки составляют основу всей нашей жизни. К сожалению, в реальной жизни человек редко сталкивается с красивыми сказочными событиями. В мире много горя, несчастья и бед, к которым порой человек совсем не готов. Что же нужно сделать для того, чтобы защитить свою психику и научиться, более трезво смотреть на вещи. Для этого необходимо быть всегда честным с самим собой, верить в лучшее, стараться никогда не унывать. Сказкотерапия способна: улучшить настроение, поднять самооценку, изменить состояние души и тела, выявить все глубинные душевные расстройства у человека. Написание личных коррекционных сказок даёт человеку много чудодейственных ресурсов, которые смогут сделать его жизнь радостной и волшебной. Ведь именно к этому мы и должны всегда стремиться.

  Когда я начала писать личные сказки, то сразу столкнулась с большим количеством вопросов, которые появлялись у меня в голове. Я думала о смысле таких сказок, и не понимала, для чего они нужны взрослым и детям. Моя первая сказка была написана мной на одном дыхании, а ко второй её части я смогла приступить только через месяц. Когда я показала её моим друзьям и коллегам, то услышала много разных отзывов и вопросов. Все отклики на мою работу дали мне позитивный опыт и понимание того, что сказки писать всё-таки нужно.

  Как же написать свою первую сказку? С чего начать? А если я не смогу её написать?: эти вопросы мне часто задают мои клиенты-читатели. Отвечу на эти вопросы цитатой: «В любом возрасте сказки интересны и поучительны. А их глубокий смысл находит отклик в любом сердце. Пишите сказки и вы станете мудрее и лучше».

Сказкотерапия - это...?
• Психокоррекция
• Арт-терапия
• Сочинительство
• Метод для развития творческих способностей
• Психотерапия
• Работа с архетипами личности
• Ваш вариант ответа

   Итак, перед тем, как Вы приступите к своей первой сказке, рекомендую Вам продумать её название и основной сюжет. Вам нужно решить, кто будет в вашей сказке главными героями, а кто второстепенными. А также, сколько будет персонажей, какие роли они будут выполнять. Не забудьте включить образ себя самого, свои личные эмоции и чувства, обряды исцеления в сюжет своей сказки. Необходимо, чтобы ваши герои вели диалоги, совершали поступки, эмоционально реагировали на различные происходящие с ними события и чудеса. Форма написания и объём такой работы любые. Помните, что это Ваше личное творчество!

 Мне очень нравится «Притча о маленькой Душе». Пусть она будет жизненным путеводителем по Вашим сказкам!

«Жила-была вне времени одна Маленькая Душа, которая сказала однажды Богу:
- Я знаю, кто я есть!
- Замечательно, - ответил Бог, - и кто же ты?
И Маленькая Душа прокричала:
- Я есть Свет!
Бог улыбнулся своей большой улыбкой и сказал:
- Верно! Ты есть Свет!
Маленькая Душа была очень счастлива, так как поняла то, что рано
или поздно понимают все души в Царстве Бога.
- Ух ты, - сказала Маленькая душа, - а ведь это действительно круто!

(http://жизнь-в-шоколаде.рф/pritchi-i-skazki.html)

  Хочу привести несколько цитат из моей сказки «Пробуждение Спящей Красавицы»:

«...Принцесса сидела и молчала. Ей нечего было сказать на всё это. Появление этих двух маленьких существ удивило и озадачило её. Она смотрела на них и не знала, что ей с ними дальше делать. Она сидела и думала о том: для чего они ей нужны? Разве они смогут ей помочь в её беде? Ангел Хранитель, как подсказка, но какая? Печаль, как Ангел Тьмы, ну и что дальше? Она понимала, что нужно что-то сделать, для того, чтобы печаль свою заменить радостью, но как это сделать она не знала. Она осознала то, что когда к ней придёт радость, свет и счастье, всё поменяется вокруг и сделала вывод: ей нужно как-то растворить печаль…».

«...Ангел Хранитель улыбнулся и ответил: все ответы на этот вопрос уже есть у тебя внутри. Печаль захохотала и растворилась. Принцесса улыбнулась и произнесла: я всё поняла. Свет, Радость, Любовь и Счастье никогда не уходили от меня. Они всегда были во мне. Просто я спряталась от них за печаль, обиду и злость на жизнь. Ангел Хранитель позвенел в колокольчик, взмахнул крылышками и улетел. Вдруг в небе появилась радуга…».

«Её долгожданный принц был на подходе. Всё вокруг, как будто свидетельствовало об этом: пение птиц за окном в саду, голубые облака в небе, свежий, ароматный воздух, улыбающиеся люди, которых встречала принцесса за пределами своего дворца. Она не знала, где и когда увидит его, но внутренне и внешне уже готовилась к встрече с ним…».

«Они взялись за руки и, выбрав прямой путь жизни, пошли по нему. Они отправились в королевство. В нём они прожили долгую и счастливую жизнь в любви и согласии…».
Желаю Всем, Приятного путешествия в страну Творчества!


             5.   "Читательская автобиография в жизни человека".

  От автора: "Читательская автобиография" - это хороший проводник по страницам жизни человека. Не рекомендую составлять её тем людям, которые боятся себя читать, так как не каждый сможет заниматься самопознанием.

  Книги, которые мы читаем, могут формировать нашу жизнь. Когда мы берём в руки ту или иную книгу, то обращаем внимание на её обложку, оформление, шрифт, а также ощущаем её запах и вкус. Есть книги, которые нам нравится перечитывать и листать, а есть те книги, в которые нам не хочется заглядывать. Даже их содержание нас не волнует. Мы не задумываемся о том, что все сюжеты, которые нам нравятся или не нравятся, это всего лишь наши ресурсы. Вернее внутренние отклики наших органов чувств, на некие раздражители извне. Как же влияет на нашу жизнь, та или иная книга? Как же выбрать правильную "настольную книгу"? Как составить свою читательскую автобиографию?: все эти вопросы очень значимы для любителей библиотерапии.

  Оказывается всё то, что нас волнует, тревожит, нравится или не нравится, формирует наши представления о жизни, и о самом себе. "Настольные" или любимые книги могут создавать личный жизненный сценарий читателя. Пересмотр своего "списка чтения" любимых книг, поможет провести анализ и увидеть, что же вы читаете или выбираете для чтения. Человеку иногда трудно понять, что "любимая книга" нуждается в замене. Самому без помощи библиотерапевта провести психокоррекцию очень сложно. Библиотерапевт сможет помочь в этом нелёгком деле, профессионально подскажет, как составить свою автобиографию чтения. Для того, чтобы качественно составить свою авторскую читательскую автобиографию Вам необходимо согласиться на путешествие в своё прошлое. Вернее вспомнить всю Вашу жизнь от рождения по сегодняшнее время, и ответить на ряд вопросов: Во сколько лет Вы научились читать? Что читали Вам близкие? Что запрещали Вам читать родители в детстве? Почему? Какую книгу Вам хотелось всё время перечитывать, листать, брать в руки? Какие цитаты из этой любимой книги Вам хочется цитировать? Обычно читательская автобиография составляется в произвольной форме, на нескольких листах формата А4. К ней нет строгих требований, так как это творческая самостоятельная работа человека. Её можно сопровождать красивыми иллюстрациями, обложками из книг, коллажами.

Составление читательской автобиографии человека - это?
• Это было бы мне интересно
• Мне это незнакомо
• Это один из методов работы библиотерапии
• Она помогает выявить внутренние ресурсы человека
• Это тяжёлый труд
• Ваш вариант ответа на вопрос
• Мне хочется попробовать сделать это, но я не знаю, как её составить

Ваше мнение о создании "карты сокровищ"?
• Это пустая трата времени
• Это очень эффективно
• Такая карта работает медленно
• Без труда, не выловишь и рыбку из пруда
• Мне это незнакомо, но хочется попробовать её сделать
• Во что веришь, то и получаешь
• Карта сработала быстро, и все желания сбылись
• Не верю в неё, так как ничего не получается
• Ваш вариант ответа
• Если этот метод даёт человеку надежду на лучшее, то почему бы не создать её

 Для библиотерапевта - это удобный инструмент для консультирования человека, так как при помощи неё можно задавать вопросы, рисовать сюжеты, придумывать истории, менять смысл жизни человека. Когда я работаю с читателем и его биографией, то добавляю сюда Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Метафорические ассоциативные карты - это...?

• Гадание
• Инструмент психолога
• Глубокая проработка внутренних ресурсов человека
• То, что поможет рассказать о себе
• То, что поможет сочинить историю
• Это картинка
• Затрудняюсь ответить на этот вопрос
• Это меня не интересует
• Ваш вариант ответа
• Мне ничего не приходит на ум, когда я вижу это название

  Это помогает более глубоко погрузиться в прошлое человека и выявить больше ресурсов, которые смогут решить определённые проблемы клиента-читателя. При помощи техник библиотерапии можно менять состояние человека, переносить его в приятные воспоминания, которые окажут лечебный эффект на его психику. Предлагая человеку выбрать книгу с похожим сюжетом можно его перенаправить в другое, более позитивное русло. Подведя итоги можно сказать, что такая техника уникальная и очень экологичная. Жизнь человека многогранна. Все мы получаем разный опыт жизни на всех этапах её прохождения. Чем больше позитивных ресурсов мы сможем почерпнуть из любимых книг, тем сильнее будет наше психическое, эмоциональное и физическое здоровье!

 
                1. "Эффект цветотерапии на человека "

 От автора: Цветотерапия оказывает воздействие на нас каждую секунду. Как мы сами выбираем цвета и с ними взаимодействуем. Она определяет наше поведение, образ жизни и мышление.

Какой цвет я выбираю для раскраски своих рисунков ?

• Жёлтый
• Зелёный
• Фиолетовый
• Красный
• Простой
• Синий
• Голубой
• Малиновый
• Оранжевый
• Ваш вариант ответа


Рисунок...?

• Творчество человека
• Личная характеристика
• Часть арт-терапии
• Графика
• Произведение искусства
• Узор
• Ваш вариант ответа

 Эффект цветотерапии на человека уникален. Наш глаз различает 150 основных цветов. Дизайнеры и профессионалы-художники могут видеть до 10000 разных цветов. Всего существует 15000 цветовых тонов и оттенков. Мы знаем семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. При смешивание цветов получается огромный спектр красок. На острове Пингелап есть люди, которые больны ахроматопсией. Они совсем не могут различать цвета, лучше видят в сумерках, чем днём. Человек с монохромным зрением сможет научиться правильно, подбирать цвета при рисовании. К сожалению, таких людей много в мире, поэтому мы должны ценить то, что нам дана возможность созерцать всю красоту природы.

 Цвета способны лечить, снимать стрессы, убирать негативные состояния человека. Мы можем лечить себя сами через цвета одежды, которую мы надеваем на себя. Творчество помогает нам выйти из депрессивных состояний. Вы можете смягчить негатив, освободиться от своих страхов и перейти на иной уровень жизни.
Моя личная техника "Рисунок настроения и эмоций" познакомит Вас с тем, как перевести негативное состояние в умеренную форму. Для этого Вам понадобится лист формата А4, баночка с водой, цветные карандаши, краски, мелки, 2 листа ватмана. Если вы будете проводить занятие в группе, то количество участников должно быть не более 10 человек.

Этапы работы:
1. На 1 листе рисуем своё состояние "минус" ;
2. На 2 листе рисуем своё состояние "плюс" ;
3. Просим коллегу или друга усилить на Ваших рисунках "минус" и "плюс" ;
4. Обсуждаем Ваши реакции и чувства после того, как Вам вернули Ваши рисунки ;
5. Предлагаем группе участников (от 5-10 человек) нарисовать на двух ватманах то, что они увидели. Ватманы предварительно соединяем между собой скотчем. Каждый участник выбирает своё место на листе ватмана самостоятельно. Это могут быть дети и взрослые (от 6 лет - 60 лет) ;
6. Обсуждаем в группе то, что дети или взрослые изобразили, сравниваем первоначальные рисунки с тем, что получилось ;
7. Каждый участник может предложить свою коррекцию, то, чем можно дополнить рисунки ;
8. Обсуждаем то, что получилось после коррекции ;

Желаю Вам, приятного творчества! :-)


        2.  Техника по фототерапии "Фото разных лет и их характеристика"

 От автора: Фотографии несут информацию о характере и поведении человека, а также о событиях разных лет. Есть фотографии, которые нас радуют, другие почему-то огорчают. Мы сможем разобраться с причиной всего этого, читая информацию правильно.

 Добрый день, Друзья! У каждого из нас есть огромное количество фотографий, которые мы собираем в большие альбомы. Мы показываем их друзьям, листаем, вспоминаем ситуации из жизни. А сколько мы размещаем фотоснимков в социальных сетях, не пересчитать. Не каждый задумывается о том, какую смысловую нагрузку несут эти кадры, как они меняют нашу жизнь, и о чём заставляют нас задуматься.
Предлагаю Вам мою технику по фототерапии! Называется она "Фото разных лет и их характеристика". Для того, чтобы выполнить технику, необходимо погрузиться в воспоминания. Мы будем путешествовать с Вами во времени, и это непередаваемые впечатления. В этом Вам помогут семейные фотографии, фотографии из разных этапов и периодов жизни.

1. Выбираем из своих альбомов фотографии разных лет. Это будут фото от 0 - по
настоящее время.
2. Смотрим на изображения и пишем по три метафоры о человеке, который находится на фото.
3. Отслеживаем тот момент, когда мы перестаём нравиться себе на фото.
4. Выявляем причину этого, отвечая на вопросы:
а) Что происходило со мной в тот период жизни ?
б) Какие этапы жизни я тогда проходил (а) ?
5. Возвращаемся назад, к тому фото, которое предшествует этому. Сравниваем обе фотографии. Что поменялось в облике этого человека?
6. Отвечаем на ряд вопросов по данной теме:
а) Какие ошибки были совершены мною в тот период жизни ?
б) С чем это связано ?
в) Что тогда происходило с Вами ?
г) Как сегодня можно поменять своё отношение к тем ошибкам ?
д) В чём здесь будет Ваша реабилитация и самокоррекция ?
е) Способны ли Вы простить себя сегодняшнего, за ошибки прошлого ?
ё) Что для этого Вам необходимо сделать?
ж) Что Вы ощущаете после ответов на эти вопросы ?
з) Задайте себе самому тот вопрос, на который долго не могли ответить ?
и) Вы готовы сегодня ответить на него ?
7. Подводим итоги, делаем выводы и обсуждаем с коллегами, друзьями, что Вам показали фотографии разных лет.
8. Отвечаем на вопросы: какой посыл Вы получили читая их ?
Какую характеристику Вы дадите себе сегодня ? К чему Вам нужно стремиться?

Ответ клиента:
" После применения такой техники, я понял, какие периоды жизни сопровождались трагичными событиями. Именно это, оставило отпечаток на моей биографии и следы на лице. Я вспомнил, когда впервые у меня появилось ощущение апатии и усталости, безразличие к жизни и безрадостность существования. Если раньше, это была открытая улыбка, то теперь, это сжатые губы, выражающие подобие улыбки. И мне всё это не понравилось.... Глаза тоже перестали светиться, как раньше. Поразмыслив над своими ошибками, я пришёл к выводу, что мои ожидания от жизни были слишком большими. Сегодня ничего уже не исправить, но главное, пришло понимание того, что это уже переработано и не влияет на мою судьбу. Захотелось повторить приятные события из прошлого: съездить на рыбалку, сходить в поход, встретиться с друзьями детства и посидеть у костра.

Даже причёску хочется поменять и стиль одежды. Мне этот результат понравился! Спасибо большое, Юлии ".


                3.   Техника "Моя женская сила"

   От автора: Что же такое "женская сила"? В чём же она заключается? Что такое женское предназначение? Какова роль женщины в обществе, в мире, в семье? На эти вопросы поможет ответить моя техника работы при помощи МАК "Моя женская сила".

 Добрый день, Друзья! Хочу поделиться с Вами своим новым опытом работы с помощью Метафорических ассоциативных карт «Она». Запросы к колоде «Почему во мне не проявляется женская сила? Что мне нужно сделать для того, чтобы её обрести?».
Предлагается выбрать четыре карты из колоды:
1. Кто из женщин по моему роду во мне отражается?
2. Что я не принимаю лично в себе?
3. В чём моя «женская сила» должна проявиться?
4. Готова ли я к тому, чтобы принять её?
Оставьте только одну карту из четырёх, которая даёт ответ на вопрос:
Что мне нужно сделать для того, чтобы её обрести?
Посмотрите на карту внимательно и ответьте себе на три вопроса:
А) Что мне даст принятие «женской силы»?
Б) От чего мне придётся отказаться?
В) Как проявится во мне «женская энергия»?
Составьте из ответов на вопросы одно предложение. Какое послание отправила Вам карта?
 Техника помогает увидеть в себе женщину, отношение к самой себе и уровень своей самооценки.

Женская сила - это...?

• Умение привлекать к себе мужчин
• Физическое и психическое здоровье женщины
• Магическая энергия
• Женская мудрость и гибкость
• Ваше "интуитивное Я"
• Излучение света, тепла, добра и любви
• В умении создавать комфорт и уют вокруг себя
• Материнство
• Гармония
• Ваш вариант ответа

                4.    Техника "Принятие Дара"

  От автора: Дар Божий - это не заслуга, а миссия, средство выполнения божественного предназначения. Взгляд сквозь призму или через метафорическую карту на свой дар.

  Дорогие коллеги! Недавно я делала запрос о принятии моего дара или способности оказывать психологическую помощь людям. Я могу объяснить, как проходила моя работа при помощи метафорических карт «Она». Запрос по теме: "Принятие дара. Что мне мешает". 6 карт - причина отрицания, 6 карт - причина принятия. Сравнение чувств и мыслей.
Вопросы: Что мне нужно сделать для того, чтобы принять дар? Как он мне поможет в работе с клиентами?

 Получился интересный результат. Попробуйте! Психологом быть – это призвание!

Дар психолога заключается...?

• В умении анализировать проблемы человека
• В умении вчувствоваться в другого человека
• В умении слышать и слушать клиента
• В умении давать человеку полезные рекомендации
• В оказании безопасной помощи человеку
• В любви к людям
• Ваш вариант ответа
• В том, что он должен быть как духовник
• В хорошей интуиции
• В его личном опыте жизни

                5.  Техника "Меняю своё отношение к одиночеству"

 От автора: "Он огляделся вокруг — и не увидел ничего другого, кроме себя самого. Тогда он для начала воскликнул: «Я есмь!» Потом он испугался; ибо страшно человеку, если он один". (Брихадараньяка Упанишад)

  Каждый человек хоть раз ощущал щемящее чувство одиночества, когда вокруг тебя много людей, а поговорить не с кем. Становилось грустно и жалко себя, а раскрыться в том, что одиноко было нелегко.

Что для Вас означает слово "одиночество" ?
• Модель поведения человека
• Образ жизни, который ведёт человек
• Время для совершенствования
• Тайм-Аут
• Эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких
• Уединение для души
• Тяжелое психическое состояние, сопровождающееся плохим настроением
• Свободное время
• Состояние одинокого человека
• Мне это состояние незнакомо

  Для того, чтобы разобраться в основной причине одиночества, предлагаю воспользоваться моей новой техникой работы с МАК "Меняю своё отношение к одиночеству".

 Для начала необходимо ответить на несколько вопросов:

1. В чём заключается моё одиночество ? (ощущение, мысли, эмоции, чувства)
2. Одиночество ли это или модель моего поведения ?
3. Какой образ жизни я веду ?
4. Когда одиночество мне на пользу ?
5. Могу ли я в одиночестве совершенствоваться ?
6. Что нужно сделать для того, чтобы понять: что я делаю не так ? Почему я один (одна) ?
7. Что мне может дать одиночество ?

  Вы можете воспользоваться любой колодой МАК, с которой Вам удобно работать. На каждый вопрос можно вытащить из колоды до 5 карт, которые отражают, Ваше состояние. Посмотрите, какие изображения ложные, а какие правдивые.
 Будьте честными с самими собой! Не нужно себя обманывать и вводить в заблуждение! Запишите свои мысли и чувства. Отбросьте ненужные ассоциации, всё лишнее. Посмотрите на оставшиеся изображения и ответьте на вопросы: Интересен ли я людям ? Продолжаю ли я развиваться ? Что мне нужно сделать для того, чтобы измениться ?
 Все ответы - это ключи, которые открывают дверь в подсознание и помогают понять, где Вы совершили ошибку. Удачи !


                6.      Техника "Мост"

  От автора: Предлагаю Вам технику, которая мне очень помогает в работе с клиентами. В колоде МАК «Переход» находится много спектрокарт с изображением «моста». Символика моста встречается в разных культурах и означает переход из одного состояния в другое, то есть переход с одного уровня на другой уровень жизни.
 
  Приветствую Вас, Друзья! Давайте поговорим о том, что же такое «мост» и для чего он нам нужен. "Мост - это искусственное сооружение, возведенное через реку, озеро, болото, овраг, пролив или любое другое физическое препятствие.  Мост, возведённый через дорогу, называют путепроводом, мост через овраг или ущелье - виадуком...".

(https://ru.wikipedia.org/wiki/)

  Мост всегда означал переход из одного состояния в другое, изменение или желание перемен. Этот переход труден, он таит в себе множество опасных препятствий, и не способны его преодолеть. Мост олицетворяет сообщение между Небесной канцелярией и Земной жизнью, объединение человека и божества.

  Мост – это отражение изменения восприятия и осознания. Символика моста встречается в разных культурах и означает переход из одного состояния в другое, т. е. переходы на разные уровни жизни, которые выше, чем были до этого.
Предлагаю Вам свою технику, которая мне очень помогает в работе с клиентами. В колоде МАК «Переход» находится много спектрокарт с изображением «моста»
(http://www.labirint.ru/books/436018/), их можно использовать для поиска новых вариантов решения проблемы.

  Из своей личной практики: процесс работы с клиентом при помощи техники "Мост".
Запрос клиента: Почему я не могу принять решение и выбрать то, что мне
необходимо? Что мне нужно сделать для того, чтобы не бояться совершить ошибку и перестать сомневаться? Что мне поможет осознать моё состояние и осуществить переход на другой уровень?

Задание 1. Посмотрите на карту и закройте глаза. Представьте, что Вы стоите на мосту. Вам нужно пройти по нему. Что Вы чувствуете? Что Вы видите? Какой под Вами этот мост? Вы сможете пройти по нему до конца? Что находится за этим мостом? Что Вам даст переход на другой берег?
Задание 2. Откройте глаза, посмотрите на изображение, слушайте себя. Что изменилось в Вашем состоянии? Опишите свои чувства.
Задание 3. Куда Вас вывел этот мост? Вы поняли, куда Вам нужно двигаться? В чём была Ваша блокировка при принятии решения?

Ответы клиента: "Мост сильно раскачивался подо мной, но когда я нарисовал перила и взялся за них, то сразу ощутил опору и понял, что мне не страшно. За мостом находится деревня. В ней живут мои друзья. Мне стало легче, так как я знаю, в ком найду поддержку и опору. Я понял, что мне нужно повысить свою квалификацию для того, чтобы обрести уверенность и профессионализм. Это действительно работает, я перестал сомневаться. Спасибо! ".


  7.   Дополнительный подарок-техника к книге: Тема арт-терапевтического занятия «Свобода от страхов», Психолог-педагог, арт-терапевт Юлия Воронина
               

Участники: группа из 10-15 человек: ведущий, родители и дети.
Возраст участников: от 3,5-4 лет до 60 лет
Занятия проходят в группах, которые могут быть только детскими без родителей, а также могут быть совместными с родителями.

 Для выполнения задания: необходимо 2 листа ватмана, которые необходимо скрепить между собой, краски, мелки, карандаши, кисти, баночки для воды, тряпочки для кисточек, салфетки для рук.

Время работы: 45-60 минут. Один перерыв 5 минут (по желанию). Задание выполняется под музыку, которую могут выбрать сами родители при желании.

Темы, которые мы будем обсуждать сегодня такие:  Боится ли Ваш ребенок темноты или животных? Как часто у Вашего ребенка случаются вспышки агрессии? Трудно ли ему общаться со сверстниками или, наоборот, с взрослыми людьми?
Как часто случаются конфликты с педагогами в школе?

  Для решения этих проблем необходимо в первую очередь найти причину,
в которой самому порой очень сложно разобраться! Людям самим себе часто трудно объяснять, почему они чего-то боятся, так как все ответы на эти вопросы спрятаны глубоко в подсознании. При помощи рисунков, которые они создают, можно не только выявить причины проблемы, но и скорректировать состояние человека. Вернее,  перенести все его фобии в умеренную форму. Считается, что полностью от страхов избавляться  не стоит, так как они являются нашей психологической защитой.

  Цель выполняемых заданий – это вовлечение детей и взрослых с их глубинными страхами, фобиями, неврозами, особенностями характера и темперамента, а также воспитания, в творческий процесс, который позволит сделать психодиагностику себя и своего ребенка. Метод наблюдения совместно с арт-терапевтом поможет разобраться, как происходит процесс Вашего выбора и реакций.

У нас есть ряд правил,  которых должны придерживаться все участники:
-проявляйте уважение друг к другу;
 -спрашивайте разрешения, если хотите вместе с другим участником: выбрать картинку; выбрать место рядом с ним; поработать над его рисунком;
-задавайте вопросы, если вам что-то непонятно.
-будьте вежливыми, когда  хотите у другого участника попросить краски, кисти или карандаши;
-будьте аккуратными, не пачкайте соседа рядом и не толкайте его;
Неприлично смеяться над чужими рисунками! Это творческий процесс и все здесь равны!

Этапы работы:
1. Выбрать изображение эмоции, которая нравится, и объяснить, почему ты это выбрал.
2. Выбрать инструменты для рисования и своё место на листе ватмана.
3. Нарисовать то, что увидел на картинке (свои мысли и образы).
4. Посмотреть все рисунки других участников и выбрать один из них, который сильно нравится.
5. Выбрать инструмент для рисования и поверх этого рисунка, нарисовать новый, таким образом, чтобы усилить негатив (страх или гнев).
6. Снова посмотреть все рисунки и выбрать другой образ, который нравится.
7. Выбрать инструмент для работы и усилить позитив рисунка. Использовать такие цвета, чтобы рисунок стал радостным.
8. Все участники просматривают свои обновлённые рисунки, обсуждают, что им понравилось, что им не понравилось. Затем, мы выявляем, насколько первичная эмоция перешла в умеренную форму, продолжает ли участник испытывать страх или обиду.
9. Все участники выбирают самый интересный сюжет рисунка.
 Можно сделать призы участникам за лучшую работу ;


Рецензии
Интересная статья. Читал с удовольствием, особенно о библиотерапии. Но ваша психотерапия расчитана на меланхоликов из интелегенции. Как вы будете использовать эту технику к бомжу-холерику который читал только букварь, а из цветов любит только цвет бутылки? Вы рассказываете как поднять самооценку, но в жизни требуется чаще попустить её. Много у нас нарцисов развелось.Не учитывает ваша психотехника и этнических особенностей.Но в целом, повторюсь, очень даже понравилось.

Руслан Гасымов   24.11.2018 12:35     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Руслан!
Благодарю Вас за добрый отклик! Я Рада! Интересные вопросы Вы задаёте, для размышления.
Не все бомжи безграмотные. Среди них есть люди очень образованные, которые попали в такую ситуацию чисто случайно, по глупости, по наивности.
Если он читал только букварь, то значит мы будем рисовать буквы, искать добрые ассоциации к ним. Если он холерик и агрессивен, то можно поработать в режиме цветотерапия, выбирать те цвета и символы, которые будут действовать на него успокаивающе, мотивировать его к творчеству.
Если он любит цвет бутылки, то мы будем искать в природе все оттенки зелёного и раскрывать их, с помощью этого и спектр других красок жизни.
Самооценка имеет тоже лестницу подъёмов и спусков. Иногда человеку нужно оказаться в яме для того, чтобы подняться и повысить свой духовный уровень. Но это всё -философия) В реальном режиме - главное, чтобы люди сами захотели выйти из болота, стать лучше.
Нарциссы тоже разные бывают. Из фильма: Всех вылечат, и вас, и меня тоже...
"Не учитывает ваша психотехника и этнических особенностей": менталитет стран, культура народов, так, но сегодня арттерапия активно развивается и применяется в Чехии, В Израиле, в Греции, в Финляндии и в других странах.
Спасибо Большое за Ваше личное мнение! Мне было интересно его прочитать и поразмышлять, провести анализ, ответить.

С Уважением, Юлиана

Юлиана Воронина   25.11.2018 21:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.