Ислам на земле Украины

Исторические стереотипы - великая вещь. Принято считать, что Украина - незыблемый столп и опора православия. Во многом так оно и есть, но есть нюансы, выпадающие из поля зрения многих историков, и широкой общественности.

Исламский период нашей истории окутан таинственностью. Эти штрихи к историческому полотну прошлого Украины не вписывались в официальные идеологические концепции. Если добавить сюда свойственную в наши дни многим европейцам исламофобию, то становится понятным откровенное нежелание смотреть в лицо исторической правде.
Факты - вещь упрямая, и они гласят: ислам - традиционная на украинских землях религия, имеющая здесь длительную историческую традицию.

Мусульманство на землях Украины начало распространяться еще в эпоху раннего Средневековья, то есть во времена, когда исламский мир только переживал период становления. Эта религия возникла на землях Аравийского полуострова в VII веке. Мусульманские памятники, обнаруженные археологами на территории Украины, датируются IX-X веками.
О широком распространении ислама в эпоху Золотой Орды (XIII-XIV вв.) - было известно давно.
В 80-е годы XX века в среднем течении Северского Донца, неподалеку от Сидоровского городища, были обнаружены ранние мусульманские захоронения. Датировать могильник удалось по обнаруженным в нем предметам VI-X веков - хазарской эпохи. Еще одно кладбище, расположенное поблизости Сидоровского, было обнаружено в 2000 году. Сидоровское городище, к которому относились эти кладбища, исчезло в середине X века и больше не возрождалось. Размеры кладбищ говорят о том, что их оставила довольно крупная мусульманская община, проживавшая в этом средневековом городе в конце IX - первой половине X веков и занимавшая там доминирующее положение. Община мусульман в тех краях была не единственной: такая же община во второй половине IX века существовала в соседнем Царином городище. Мусульманские кладбища того же времени были найдены и к югу от этих земель.
Два кладбища, относящиеся к раннеисламской эпохе, обнаружены на территории Луганской области. На исследованном учеными могильнике села Лысогоровка Новопсковского района большое количество погребенных лежат согласно строгим канонам ислама. Однако в тех местах жили не только мусульмане: мусульманская часть кладбища примыкает к захоронениям язычников, относящимся к тому же хазарскому периоду. Такое же соседство погребений мусульман и язычников предстало перед взором ученых и на некрополе другого городища - Царина.
Во второй половине IX - первой половине X веков, по заключению ученых, в среднем течении Северского Донца проживало несколько мусульманских общин. Их поселения тянулись цепочкой вдоль реки и ее притоков.
Как они там появились? В те давние времена эти земли были далекой западной окраиной могущественной средневековой державы - Хазарского каганата. Это было многоконфессиоиальное государство: там исповедовались различные ветви и направления иудаизма, а также существовали внушительные по численности общины христиан-гностиков и мусульман. Картину дополняли проживавшие в Хазарии в немалом количестве приверженцы различных языческих культов.
Ислам проникал сюда вместе с караванами купцов, которые везли не только товары, но и рукописи религиозного содержания. Кроме того, на службе у хазарского правителя, кагана, состояло наемное мусульманское войско. Арабские летописцы рассказывают о существовании в хазарских городах многочисленных мусульманских общин, имевших даже мечети и школы для изучения арабского языка, священного для мусульман, и Корана. Общины эти обладали самоуправлением. Ислам приобретает популярность и широкое распространение в этом государстве во второй половине IX-X веках.

Ислам проник на берега Северского Донца, бывшего важной торговой артерией Хазарии, которая вела в лесостепной пояс Восточной Европы. Часто встречаются на городищах, вдоль Донца, монеты Арабского халифата. Под влиянием выходцев из исламского мира, там формировались общины местных жителей, принявших ислам. Хазарский период "украинского" ислама завершился в X веке, когда Хазарский каганат был разгромлен совместными усилиями печенегов и Киевской Руси.

По сообщениям арабского автора Аль-Бакри, впрочем, некоторая часть печенегов приняла ислам, другая же часть их осталась язычниками. Между ними вспыхнул вооруженный конфликт, в результате которого мусульмане одержали победу, и вскоре большинство печенегов стали приверженцами ислама.

В 1257 году правителем Золотой Орды стал Берке-хан, сделавший ислам государственной религией. Он перенял эту религию от шейха Бухары Шамсаддина Аль - Бахарзи. Этот шаг привел к рассвету культуры в Золотой Орде. Города украсились мечетями и караван-сараями, в письменности стала использоваться арабская графика.
Ко времени Золотой Орды относятся руины мечети около поселка Райгородок, Славянского района Донецкой области.
К югу от Запорожья, в середине XX века, было раскопано Кучугуровское (Кучугурово) городище, на котором исследованы руины дворца, кирпичной мечети с минаретом, бани с подпольным отоплением, а также остатки некогда существовавшего там ремесленного производства.
В письменных источниках город этот именуется Мамай (Мамаев) Сарай. Другое городище той эпохи, недавно исследованное учеными в Запорожской области, - Конское, стоявшее на берегу реки Конки. Оно имело название "Семь Мечетей". В этом городище имелись жилые дома, ремесленные мастерские, мечети, мавзолеи и дольмены. В этих краях некогда проходил знаменитый Великий Шелковый путь.

Несмотря на распространение ислама, пережитки язычества встречаются у кочевого населения вплоть до XV века. Во второй половине XIV века большая часть оседлых поселений в украинских степях, между Днепром и Доном, перестает существовать. Вероятно, это связано с нашествием Тамерлана, учинившего на землях Золотой Орды форменный погром.
На два с половиной столетия эта обширная область получает название Дикое Поле.

Зримые свидетельства существования исламской цивилизации еще долго отмечались проезжавшими тут путешественниками.
Посол немецкого императора Рудольфа II Эрих Лясота, - который в 1594 году направлялся к запорожским казакам, в своем дневнике отметил, что на правом берегу Днепра, ниже реки Тясмин, напротив Кременчуга, стоит старая татарская мечеть. О мечети той упоминается и в "Книге Большому чертежу" - составленное в Московии "подробное описанiе карты всей Русии и соседнихъ государствъ" (XVI-XVII вв.): "А нiже Волчiихъ Водъ пала въ Самарь река Быкъ, отъ Волчiихъ Водъ верстъ съ десять. А межъ Волчiихъ Водъ и Быка мечеть татарская каменная, саженъ ее съ двадцать; а лесу съ техъ местъ до Перекопи нетъ. А вверхъ по Быку дорога Муравская. А на леве отъ Волчiихъ Водъ, верхъ реке Тору; а река Торъ пала в Донецъ. А отъ Волчiихъ Водъ и отъ татарской мечети до Конскихъ Водъ верстъ со 100 и больше будетъ".
Как видим, самый северный татарский город на Днепре, который упоминают древние путешественники, был расположен на правом берегу Днепра, напротив современного Кременчуга.

Рассмотрим Золотоордынские поселения на Днепре 1362 г. Историки и археологи знают следующие городища, распологавшиеся на берегах Днепра:

1. «Кучугурское городище. Находилось на левом берегу Днепра, в 30 км к югу от Запорожья. Остатки города занимали площадь около 10 га… в “Книге Большому Чертежу” на этом месте помещает "городок Мамаев Сарай" [173, глава 3].

2. «Городище Тавань. Находилось на левом берегу Днепра, в 40 км выше Херсона… Михайло Литвин, ездивший послом в Крымское ханство (1550 г.), в частности писал: “Нет пути более обычного, как древняя, давно проложенная и хорошо известная дорога, ведущая из черноморского порта, города Кафы, через ворота Таврики на Таванский перевоз на Днепре, а оттуда степью на Киев…”» [173, глава 3].

Таванский перевоз назывался, также, Витовтовой переправой, где в годы правления князя Витовта находилась таможня.

У арабского историка Ибн Батути это место в 1334 году отмечено названием — Бабасалту(ы)к.

3. «Городище Конское. Упоминается только в “Книге Большому Чертежу”, других сведений о нем нет. Согласно этому источнику, оно находилось в 60 верстах от Днепра, на правом берегу р. Конки…» [173, глава 3].

4. «В. Ляскоронский сообщает, что близ устья р. Самары (левый приток Днепра) было исследовано золотоордынское поселение середины XIV в. К сожалению, эти работы не нашли подробного отражения в каких–либо изданиях…» [173, глава 3].

А вот, как описывает древний источник крепость на берегу Днепра. В старинной летописи упоминается и Кременчуг (одно из вероятных тюркских названий - Кермен-Чик - "маленькая крепость, фортеция" - ? - авт.):

"Была крепость эта сооружена в самом зрачке глаза неверных, в удалении от страны ислама в четыре-пять переходов.
Еще когда крепости этой не было, мы, будучи обращены в бегство при походе на Збараж, бежали семь дней и семь ночей, и, когда пришли в это место, кяфиры вынудили нас засесть в осаде. Когда наши кони и воины, усталые и обессиленные, пришли сюда, кяфиры опередили нас и завязали бой. Мы же побросали все взятое нами имущество и добычу и всех пленников и, смело бросившись в Днепр, переправились на противоположную сторону к крепости Шахин-керман и спаслись. Но пока несколько сотен наших коней и воинов барахтались в воде, кяфиры убили пулями прямо в воде шестьсот наших воинов, а больше тысячи воинов выбрались на эту сторону ранеными. И даже один раб и два коня потонули в это время в водах Днепра.
Но, благодарение Аллаху, теперь, т. е. с тех пор как заново сооружена крепость, даже небольшие группы воинов — по два-три всадника — могут переправляться из Шахин-кермана в Доган-керман. Они забирают добычу в стране неверных и, как соколы со своей добычей, возвращаются ночью с награбленным добром в крепость Доган, откуда без страха и опасения переправляются в Шахин-керман, а уже отсюда уходят в Крым.
В этой крепости, в наружной ее части, есть около семидесяти-восьмидесяти только что отстроенных больших и малых лавчонок. А теперь здесь воздвигается еще и постоялый двор. Снаружи крепости есть также небольшая баня, двадцать-тридцать шинков, крытые камышом сараи и помещения для хранения бузы. Это такая крепость, где и сейчас идет строительство...(Пропуск в тексте). У этой крепости со стороны суши нет ни поселений, ни палисадников, ни садов, но очень много окруженных плетнем огородов. Климат там очень холодный. "Между этой крепостью и крепостью Шахин-керман, на Днепре есть большие и обширные острова. И если на одном из этих островов род Османа, приложив усердие, обоснует надежную крепость, то казацкие суда совсем не смогут проходить здесь.
А если еще род Османа захватит имеющиеся в этих местах солеварни, то казаки не будут иметь и горсти соли. А ведь все их доходы зависят от этих солеварен.

Эту крепость основал хан Шахин-Гирей в .. (Пропуск в тексте) году. Это довольно красивая крепость на Днепре в виде квадратного каменного сооружения. Если идти вокруг нее по песчаному берегу, длина ее окружности составит тысячу сто шагов. В крепости имеется двое ворот с пятью превосходными башнями, крытыми черепицей. Одни из них — это большие ворота, обращенные в сторону кыблы с уклоном на восток. Другие ворота смотрят на северную сторону. Это железные ворота на берегу Днепра, и они ведут к пристани, напротив которой на том берегу Днепра находится крепость Гази-керман, или Доган-гечит. Внутри крепости имеется только около восьмидесяти татарских домов с земляной крышей и одна мечеть. Она принадлежит султану Шахин-Гирею. Всего там восемь лавчонок. Но постоялых дворов и бань там нет.

Ворот, ведущих наружу, двое: одни — на берег Днепра, другие — со стороны суши. Крепостная стена, если смотреть изнутри крепости, идет к берегу Днепра, то поднимаясь, то опускаясь, в два ряда, с двумя рядами зубцов и с красивыми, стройными и прочными башнями. Наружные рвы вырублены в скалах. В очень прочных башнях, обращенных к берегу Днепра, имеются пушки бал-емез. А дома, тесно поставленные один к другому, обращены к Днепру.

Красивая мечеть крепости расположена у ворот, обращенных в сторону Крыма. Со стороны суши имеются глубокие рвы. В крепости есть комендант и пятьсот человек гарнизона. Необходимый провиант доставляют туда татарские ханы, потому что крепость эта принадлежит им. Однако территория крепости находится во владении рода Османова, потому что лежит за пределами крепости Ор.

Год 1076 (1665-66) в царствование султана Мехмет Хана IV, под водительством бывшего великого везира Сулейман-паши и по указу великого везира Мехмед-паши Кёпрюлю".

И далее:
"Придя на реку Тясмин, мы сожгли пятьдесят кораблей казака Сирка. Было взято шесть тысяч шестьдесят пленных, много имущества и добычи. Отсюда мы направились на запад и вступили в страну кардаш-казаков".

А вот как описывается мусульманами стоянка и крепость Крылов (Новогеоргиевск - 1615—1795 и 1806—1821 — Крылов, 1795—1806 — Александрия. Бывший город в Кировоградской области - авт.) на горе Пивихе:

"Когда крепость, расположенная на территории страны казаков, находилась под властью польского короля, в 1054 (1644-45) году, во время правления хана Ислам -Гирея, кардаш -казаки, при поддержке хана, отняли эту крепость из рук краковского короля и в течение некоторого времени спокойно жили внутри этой крепости, а затем снова отдали ее польскому королю, хотя в крепости и после того продолжал оставаться их гарнизон. Было подробно рассказано также, как в 1067 (1656-57) году мы вместе с ханом Мухаммед-Гиреем разгромили в стране поляков лагерь сына Ракоци из венгерской Трансильвании и как в этом же году мы вместе с татарским ханом останавливались под этой крепостью.
На этот раз из крепости навстречу его достославному и высокостепенному высочеству хану вышел гетман кардаш-казаков с сорока-пятьюдесятью всадниками, и все они пали ниц к ногам лошади его высочества хана. После большого угощения были розданы щедрые подарки. Затем кардаш-казаки вместе с нашими воинами сели на коней, и в это же время все воины ислама на лодках переправились через Днепр на противоположную сторону".

[В записях, датированных 1067 (1656-57) годом (Дата взята по разночтению из примечаний. В основном тексте явно ошибочно указан 1077 год. Ср. т. V, стр. 156), было указано, что эта крепость представляет собой каменное строение на берегу Днепра].

На горе Пивихе было православное кладбище (там с XVI находился старинный Пивогорский монастырь), некоторые артефакты указывают, также, на существование еврейского и мусульманского кладбищ. - авт.

"Отсюда мы прошли один переход в направлении на кыблу (Ки;бла, реже Кыбла, араб. ;;;; — направление; "то, что находится напротив", в исламе — точно установленное из любой точки земного шара направление в сторону священной Каабы в г. Мекке в Аравии - авт.), по областям, находящимся под властью Дорошенко, и подошли к стоянке крепости Кобыляк".

Описание крепости Кобыляк.

"Название ее означает «Кобылья крепость». Злосчастные русы этих земель называют реку Озю — «Нипро». Эта крепость подробно описана выше под годами семидесятым и шестьдесят седьмым. Она стоит на берегу Днепра и является одной из пограничных крепостей под властью Дорошенко. Противоположная по отношению к крепости сторона Днепра, вплоть до крепости Ор в Крыму, представляет собой степь Хейхат.
Во время этого нашего похода мы вышли по наезженным дорогам к населенным местам страны неверных и разорили их. В десяти переходах в сторону кыблы от этой крепости Кобыляк расположена область Сарыкамыш. На языке злосчастных русинов народ этого края называют запорожцами. В одном значении это гласит «порочные молодчики», а в другом — «порог в дверях».
Затем мы с достославным ханом снялись со стоянки под крепостью Кобыляк и, пройдя расстояние в один переход, перешли через Буг у брода Капуер (может быть переведено как место, где есть ворота, проход. Видимо, тот же брод - авт.)".

Описание крепости Кременчуг.

"Ее называют Яшлавуз-Керман. Это деревянная крепость. О том же, что внутренняя часть крепости — каменная, и о том, что она подчинена гетману-полковнику, а также о событиях, которые произошли в 1067 (1656-57) году, т. е. в тот год, когда мы вместе с ханом Мухаммед-Гиреем ходили в области поляков и сражались с лагерем сына Ракоци, подробно рассказано под соответствующим годом. Там же имеется и описание крепости.
Внутри это каменная крепость. Миновав ее, мы далее по пути на восток подошли к крепости Бубново.
В этот раз, хотя Яшлавуз-Керман и оказалась охваченной жестоким огнем, она продолжала жить и в огне, как саламандра. Татарские воины подверглись пушечному обстрелу и не смогли подойти вплотную к ней. Однако все четыре ее стороны подвергались обстрелу в течение пяти дней и пяти ночей, и, пока она горела, татары успели взять безграничное и бесконечное количество пленных и имущества из сокровищниц. В тот же день мы ускакали оттуда, захватывая по дороге различную добычу."

"Исторические сведенья о Кременчуге глазами современников 1875 года" повествуют следующее: "Можно допустить что Кременчуг есть испорченное название «Керменчик», а Керменчиков весьма много было у татар и даже теперь ещё сохранились названия некоторых, уже опустевших укреплений. Кеппень, в описании древностей южного берега, утверждает, что Кременчуг, при Днепре, получил название от слова Кременчик. Калмыки и поныне именуют г. Черкассы - Кермень. «Керь» – значит возвышенность или бугор. У Карамзина (т. VIII) нередко встречаеться слова Кременчик вместо Керменчик".

Описание крепости Черкассы.

"О том, что эта крепость подчинена полковнику и что это укрепленная цитадель на землях, подвластных Дорошенко, записано под годом [10]77 (1666-67) 8.
Татары не обратили внимания на эту крепость, но территории, прилегающие к ней, разорили и, вторично перейдя Днепр на сторону кардаш-казаков, в течение пяти часов шли по землям, поросшим деревьями, местами заболоченными и покрытыми камышовыми зарослями".

Описание крепости Канев.

"Это огромная паланка. А о том, что внутри имеется пять тысяч домов и что крепость эта подчинена гетману-полковнику, указано в одном из предшествующих томов под годом /530/ [10]77 (1666-67) 8. Эта крепость занимает место, лежащее на расстоянии одного перехода от крепости Кременчуг.
Мы опустошили и сравняли с землей районы, прилегающие к крепости, и взяли много тысяч пленных и опять шли на север берегом Днепра, поджигая, сжигая и разоряя селения".

[Тексты приведены по изданию: Эвлия Челеби. "Книга путешествий. Вып. 1 -й. Земли Молдавии и Украины". М. Наука. 1961] - авт.

В сборнике "Історія України IX-XVIII ст. Першоджерела та інтерпретації", в разделе по археологии, говорится, что "въ двадцати верстахъ отъ Хорола, въ имении г. Родзянко, надъ рекою Хороломъ, на горе - поросшее ясиновымъ лесомъ и заваленное кирпичомъ строение (укрепление), издревле называемое Мечеть. Недавно стояла тамъ круглая высокая башня. Но владелецъ, искавший кладъ, подрылъ фундаментъ, и она разрушилась. Невдалеке высокий курганъ, тоже разрытый и заваленный кирпичомъ. Говорятъ, будто здесь жило много магометанъ".

Ислам был радушно встречен не только жившими в украинских степях кочевниками-тюрками, но к вере пророка Мухаммеда питали симпатию даже князья Киевской Руси.
Арабский историк XII века Аль-Марвази пишет о том, что князь Владимир Великий склонялся к исламу, когда правил Новгородом.
Будущий креститель Руси был заинтересован в сохранении прочных торговых связей с исламским тюркским государством на Волге - Волжской Булгарией. Какими были бы последствия такого шага? Возможно, восточные славяне, проживающие в северной части Руси, восприняли бы тюркскую культуру.

Булгарская летопись раскрывает подробности того времени: Владимир, стремясь укрепить торговые и военные отношения с Волжской Булгарией, в 985 году женился на дочери булгарского хана и клятвенно обещал ввести на Руси ислам. Однако, спустя некоторое время, отношения между двумя странами ухудшились, Владимир пренебрег договором 985 года, и в 988 году вместо ислама принял христианство и обратил Русь в православие.

В 1006 году на булгарский трон взошел старый друг Владимира - Ибрагим. Став царем, он, согласно Булгарской летописи, еще более укрепил старую дружбу с князем Русским, предоставлял русичам хлеб в голодные годы, а в 1014 году вновь склонил Владимира к принятию мусульманства. Его сын - Мстислав, узнав о переходе отца в ислам, убил его и бежал в Тмутаракань - крымское владение черниговских князей.

Восстанавливая канву событий, можно предположить, что князь Владимир, во время правления Новгородом, принял ислам (об этом сообщают и некоторые рукописи - авт.), но в 988 году перешел в православное христианство сам и крестил Русь, а в 1014 году, под влиянием булгарского кагана Ибрагима, снова вернулся к религии пророка Мухаммеда.

Одним из величайших деятелей украинской истории является Богдан-Зиновий Хмельницкий (1595-1657), гетман Войска Запорожского, вождь национально-освободительного движения, основатель казацко-гетманской державы XVII-XVIII веков. Есть некоторые факты в его биографии, которые, как правило, умалчиваются.

Исследователи не часто задаются вопросом о том, какую религию исповедовал Хмельницкий.
С молодых лет Богдан имел широкие взгляды на вопросы веры и религии. Будущий гетман обучался в католическом Львовском иезуитском коллегиуме, где и получил диплом об образовании. По окончании обучения он, в 1620-1621 годах, принимал участие в войне Речи Посполитой с Османской империей, в рядах армии коронного гетмана Станислава Жолкевского. Вместе со своим отцом Михаилом Хмельницким он участвовал в Цецорской битве, во время которой отец его погиб, а он попал в плен к туркам, где пребывал два года.
Проживая в Стамбуле, в районе Касим-Паша, он хорошо овладел турецким языком, познакомился с турецкими вооруженными силами и завел некоторые знакомства с влиятельными людьми, весьма пригодившиеся ему, когда он, уже будучи гетманом, вел переговоры с Османской империей. Одним из таких высокопоставленных лиц, с которыми позже Б. Хмельницкий поддерживал близкие отношения, был генерал янычаров Бектеш-Ага.

Со временем Богдана выкупили из плена, по одной версии - казаки, по другой - его мать Агафия. Согласно еще одной версии, он сам сбежал из турецкой неволи с несколькими пленными украинцами.
Некоторые важные подробности пребывания Хмельницкого в плену приводит турецкий летописец Найман Челеби. Он передаёт, что в 1650 году один мусульманин привез турецкому султану послание от Богдана Хмельницкого, бывшего в то время гетманом Войска Запорожского. Тот мусульманин пересказывал, что Богдан -Зиновий, пребывая в плену у адмирала, одного из командующих турецким флотом, принял ислам и далее оставался верным избранной им вере.

В пользу этих слов свидетельствует и старая гравюра, на которой изображен Хмельницкий, отправляющий намаз - мусульманскую молитву. Она имеет такую подпись: "Богдан Хмельницкий с крымским ханом во время мусульманской молитвы". Гравюра была опубликована в нескольких книгах, вышедших в XIX веке ("Собрание заметок" Осипа Сенковского, "Крымское ханство" Василия Смирнова и варшавское издание 1825 года "Коллекция живописей турецких").

Найман Челеби так объясняет это изображение: гетман изложил свои военно-политические планы крымскому хану и, стремясь подчеркнуть серьезность намерений, совершил вместе с ним вечерний намаз. Однако, об этом стало известно казакам. Они были, очевидно, не столь толерантными в вопросах религии, и даже порывались убить гетмана за отход от христианства.
Богдану Хмельницкому удалось спастись, лишь убедив казаков в несерьезности своего поступка.
Так что, если великий гетман был мусульманином, ему приходилось - от греха подальше - тщательно скрывать свои религиозные предпочтения.

Союзником молодого казацкого государства в борьбе за освобождение Украины из-под польского гнета было Крымское ханство, во главе с ханом Исламом III Гереем. Вместе с украинским гетманом крымский хан участвовал в походах, и вместе они возносили молитвы Аллаху. Возможно, именно благодаря этому обстоятельству крымские татары называли Богдана Хмельницкого и его казаков кардаш-казаги (брат-казак); со временем этот дружелюбный эпитет позаимствовали и османские историки.

Конечно, с уверенностью утверждать, что Богдан Хмельницкий был мусульманином, - нельзя.
Гетман был весьма либерален в религиозных воззрениях. Богдан Хмельницкий вряд ли испытывал к христианству сентиментальные чувства, как к религии дедов и прадедов.

Исследователей, пытавшихся выяснить корни гетмана, ждало непременное разочарование - из какой семьи, а также откуда, из какой местности происходил отец его - Михаил Хмельницкий, установить не удалось.
Предполагалось несколько городов, откуда мог происходить его род, - Хмельник, Хмелев, Хмельно и Хмелевка. Одни утверждали, что род Хмельницких происходит из Беларуси, другие видят корни в Киеве, где проживал мещанский род Хмелей, а кое-кто, вообще, говорит о происхождении Хмельницких из Мазовецкой земли в Польше.

Интересна версия польского исследователя Томаша Падурры о еврейском происхождении Хмельницкого. Он утверждает, что видел неопубликованные источники, и, опираясь на них, свидетельствует, что отец Хмельницкого был сыном еврея по имени Берко, резника-шойхета из Хмельника на Подолье, принявшего католицизм.

О самом гетмане до 1647 года тоже известно немного. Год его рождения известен лишь приблизительно.
Опираясь на рапорт венецианского посла Никколо Сагредо в 1649 году, в котором он писал, что Хмельницкому пятьдесят четыре года, можно предположить, что год его рождения - 1595-й. Место его рождения не установлено. Нет также объяснения, почему у него два имени - Богдан и Зиновий. Хотя имя Зиновий (древн.-греч. ;;;;;;;; «Зинобиос, Зенобий, Зиновий», букв.- «жизнь Зевса») есть в православных святцах, оно упоминается лишь раз и не очень популярно среди украинцев. Также малопонятна история с родовым гербом Хмельницких. По самой распространенной версии, Богдан Хмельницкий происходит из мелкого шляхетского рода династии "Абдавк". Но, в списке семей, носящих этот герб, Хмельницких нет.

Богдану-Зиновию в наследство от отца достался небольшой хутор Суботов неподалеку от города Чигирина, который гетман сделал столицей молодого украинского государства. Впервые он упоминается в начале XVII века, как владение казацкого сотника Михаила Хмельницкого - отца будущего гетмана. Название хутора чаще связывают с названием небольшой речки Субы, что кажется не совсем логичным. Если бы в основу названия родового хутора легло имя этой речки, то он скорее назывался бы Субов, а не Суботов.

Вероятнее всего, в этом топониме фигурирует название дня недели.
Ветхозаветный шаббат - день покоя и общения с Богом почитался как евреями, жившими на землях Западной и Правобережной Украины, так и еще одним небольшим народом ветхозаветного вероисповедания - караимами, также имевшими ряд общин в Западной Украине.

Взгляните хорошенько на купюру достоинством в пять гривен.
На ней изображена церковь в Суботове. Этот памятник архитектуры хорошо известен, благодаря изображению на деньгах, в учебниках отечественной истории, а также на картинах и в стихотворениях Т.Г.Шевченко. Гораздо менее известным и, увы, уже утраченным памятником архитектуры является караимская кенасса в Галиче. Если сравнить изображения этих сооружений сакрально - религиозной архитектуры, мы увидим между ними поразительное сходство. Кажется, что их строили по одному проекту. Кенасса в Галиче была построена в XVI веке. Церковь в Суботове возведена по проекту и на средства Богдана Хмельницкого в 1653 году.

Еще одно важное обстоятельство - гонения на евреев во времена национально-освободительного восстания под руководством Богдана Хмельницкого. Вряд ли гетман, если бы он был евреем, столь спокойно относился к резне своих соплеменников. Конечно, не гетман был ее инициатором, так проявлялся народный гнев на панских арендаторов. Однако в текст Зборовского договора, заключенного в 1649 году Богданом Хмельницким с поляками, был внесен пункт о запрете евреям проживать в казацком государстве.

У караимов с евреями были давние счеты. Еще в X веке евреи - приверженцы раввинистического иудаизма, вдохновленные гаоном Саадьей на религиозную борьбу с караимами, физически истребляли целые караимские общины.

В ходе восстания было разгромлено и караимское поселение Деражно. Уничтожение караимской общины в Деражно связывают с именами таких казацких военачальников, как брацлавский полковник Данило Нечай и черниговский полковник Мартын Небаба.

Внешность и характер гетмана Хмельницкого также навевают мысли о его родстве с караимами-тюрками - потомками хазарских племен. Гетман был смуглым, приземистым. Ему были присущи такие черты характера, как сдержанность, непретенциозность, вежливость и некоторая флегматичность. Но он мог неожиданно "взорваться", навести страх на окружающих и проявить непоколебимую решительность. Эти свойства этнографы часто отмечают у коренных жителей Крыма. Не от караимских ли предков досталась гетману и столь трогательная любовь к тюркским народам - крымским татарам и туркам?

За историческим прецедентом, когда гетманскую булаву получал караим, и вовсе далеко ходить не надо. Предшественник Богдана Хмельницкого, гетман реестровых казаков Ильяш Караимович, также был караимом по происхождению, представителем знатного рода Узун. Историками высказывалось мнение, что караимом был и гетман Левобережной Украины Иван Самойлович. Среди караимов хорошо известен род Самойловичей.

Меньше сомнений в религиозной приверженности другого, хоть и не столь выдающегося украинского гетмана - Петра Суховея (Суховеенко). Полтавский казак стал писарем Запорожской Сечи, что говорит о том, что он был человеком образованным. Со временем его избрали кошевым атаманом, и это была высшая карьерная ступенька в Войске Запорожском. Но однажды ему представился случай возглавить не только казаков, но и все украинское государство. Запорожские казаки, в 1668 году, выдвинули его в гетманы, как альтернативу гетману Петру Дорошенко, объединившему тогда под своей булавой правый и левый берега Днепра. Петр Суховей дружил с крымским ханом и пользовался поддержкой с его стороны. Он даже заключил с Крымом союз, признав его верховенство над Украиной.

В XVII столетии и Запорожье, и Крым были недовольны усилением роли Турции в украинской политике: гетман Петр Дорошенко был союзником Османской империи. Вот против этого и дружили крымчаки с запорожцами. Суховей взял верх над соперником на Левобережной Украине, однако изгнать Дорошенко с правого берега Днепра ему не удалось: в конце 1668 года он с войсками крымских татар напал на правобережные владения Дорошенко, но был разгромлен.
Дружба гетмана Петра Суховея с крымским ханом имела не только политическую, но и идейную составляющую: гетман принял ислам и даже взял себе мусульманское имя - Ашпат-Мурза, или Шамай. Совместная с татарами попытка напасть на ненавистного конкурента в следующем году также не увенчалась успехом: из Турции поступил приказ крымскому хану прекратить поддержку Суховея, и тот вынужден был сложить булаву. Позже Суховей подался в Крым, где его следы затерялись.

На этом история ислама в Украине не заканчивается. В наши дни во многих украинских городах возводятся мечети, а над украинскими степями вновь, как и сто веков назад, разносится протяжное пение муэдзинов, призыв к молитве.
И в Кременчуге теперь появилась мусульманская община.
История Украины движется по кругу. Или по полумесяцу?


Рецензии