3. 1 Флоренция

3.1 Флоренция. Леонардо,Рафаэль,Микеланджело

Ботичелли дружил с Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи работал во Флоренции.

Он родился в Анкиано, около селения Винчи, отец его был нотариусом, перебравшимся в 1469 году во Флоренцию. Леонардо отличает тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная одухотворенность образа. Некоторое время он находился под влиянием Боттичелли, но спокойная, совершенная красота его образов, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.

Флоренция не очень приветлива к художнику в эти годы и в 1482 году, узнав, что герцог Миланский для исполнения памятника своему отцу, Леонардо предлагает свои услуги герцогу и уезжает в Милан. Леонардо всю жизнь занимался учеными изысканиями наравне с изобразительным искусством. При миланском дворе с 1482 по 1499 годов Леонардо работал как художник, ученый техник, изобретатель, как математик и анатом. Самой большой работой Леонардо в Милане, высшим достижением его искусства была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на библейский сюжет «Тайной вечери.1495—1498». 
В картине нет никакой внешней аффектации, все полно сдержанного внутреннего движения. От занятий анатомией, геометрией, фортификацией, мелиорацией, лингвистикой, стихосложением, музыкой Леонардо отрывался для работы над «Конем» —конным памятником Франческо Сфорца, ради которого он прежде всего и приехал в Милан и который он исполнил в полный размер (высотой в 7 м) в глине.

После скитаний: Мантуя, Венеция, опять Милан, он в 1503 году вернулся во Флоренцию. Во Флоренции Леонардо была начата еще одна живописная работа: портрет жены флорентийца по имени Франческо дель Джокондо «Мона Лиза.1503», ставший одной из самых знаменитых картин в мире. В портрете Монны Лизы, он воплотил возвышенный идеал женственности и обаяния.

Важным компонентом картины является пейзаж, как бы тающий в холодной голубой дымке со скалами и ручьями. Манящий, неуловимый и потому при всей реальности мотива, этот пейзаж является фантастичным. Эта же неуловимость есть и в самом облике Джоконды, в ее лице, в котором ощущается волевое начало, напряженная интеллектуальная жизнь, в ее взгляде, умном и проницательном, как бы неотрывно следящим за зрителем, в ее еле заметной, завораживающей улыбке. При этом, нигде не впадая в мелочную детализацию, не допуская ни одной натуралистической ноты, Леонардо создает такое ощущение живого тела, которое позволило Джорджо Вазари через полвека воскликнуть, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. 

Пейзаж как бы тает в холодной голубой дымке, что сам Леонардо называл «сфумато». Это напоминает погоню за впечатлением от освещённого дыма паровоза у Клода Моне. В своих картинах Леонардо не просто пытался показать картину Бытия, связав мир человека и мир Господа, он пытается задуматься о вселенной и месте в ней мира человека.

Поскольку Италия раздирается внешними и внутренними врагами, Леонардо в 1515 году по предложению французского короля Франциска I навсегда уезжает во Францию.
 
Рафаэль (1483—1520). Идеи монументального искусства Возрождения, в которых слились традиции античности и дух христианства, нашли наиболее яркое выражение в творчестве Рафаэля, который родился на востоке Италии в городе Урбино. Чувство ритма, соразмерности пластических масс, пространственных интервалов, соотношение фигур и фона, согласование основных тонов в картинах Рафаэля создают ту гармонию, которая проявляется уже в ранних его работах и отличает его от художников предыдущей поры.

В 1504 году Рафаэль перебирается во Флоренцию, художественная атмосфера которой была насыщена уже веяниями Высокого Ренессанса и способствовала его поискам совершенного гармонического образа. Его картина «Сикстинская мадонна. 1513—1514» — одно из самых совершенных произведений Рафаэля. В большой картине все герои объединены и общим золотым колоритом, как бы олицетворяющим Божественное сияние. Но главное — это тип лица мадонны, в котором воплощен синтез античного идеала красоты с духовностью христианского идеала.

Картины Рафаэля на протяжении последующих XVI—XVIII веков служили для классицистов своего рода эталоном.

«Мадонна Конестабиле .1504». Эта картина небольшого формата, имеет огромное значение – именно здесь Рафаэль впервые представляет зрителю образ Мадонны, открывая тем самым целую плеяду картин, которые позже искусствоведы «соберут» в одно общее понятие – «Мадонны Рафаэля».

   Работу датируют 1504 годом, однако, существует мнение, что эту Мадонну живописец так и не завершил, занятый переездом во Флоренцию. Всё в этой работе дышит умиротворением и гармонирует друг с другом. Просветлённые лица матери и младенца объединены общим объектом-книгой, куда оба устремили свои взгляды.

Микеланджело Буонарроти (1475—1564) родился в Капрезе, в семье подеста (градоправителя, судьи).  С 1488 года во Флоренции, куда переехала его семья, работает в скульптурной мастерской при монастыре Сан Марко учеником Донателло.
 В эти годы он сближается с Лоренцо Медичи, смерть которого оставила в нем глубокий след.
 В 1496 молодой художник уезжает в Рим, где создает свои первые принесшие ему славу скульптуры: «Вакх.1501» и «Пьета.1498-1499».
 Буквально захваченный образами античности, Микеланджело изобразил античного бога вина обнаженным юношей. Обнаженное прекрасное тело отныне и навсегда для Микеланджело становится главным предметом искусства.


Рецензии