Отомстить по-английски

Жить по соседству в нашем густонаселённом мире – это большое искусство, как показывают репортажи и хроники чистосердечного «добрососедства» из различных регионов мира. Соседство почти всегда начинается с самых добрых намерений сторон, разделённых либо квартирной стенкой, либо садовым забором - кому как повезёт, но сути это не меняет, даже если соседи проживают в расположенных рядом имениях немереных площадей. Как ладить с соседом, который после первых пикников и посиделок на кухне вдруг из твоего лучшего друга превращается в непримиримо воинствующего неприятеля? Причин для непримиримых разногласий между вполне мирными по натуре соседями долго искать не надо, они как-то сами собой материализуются, произрастая из самых обычных бытовых недоразумений и принимая пропорции, непостижимые внеземному разуму. Можно только представить, как потешаются инопланетяне, наблюдая за враждующими, словно Монтекки и Капулетти, квартирами или домами, в результате чего развязываются до боли знакомые инопланетянам звёздные войны.

Нечто похожее и абсолютно непредвиденное произошло между расположенными «стенка в стенку» жилищами благовоспитанной четы господина и госпожи Смит и их не менее добропорядочных соседей – четы Уайт. Это подлинная история, но имена заменены в соответствии с традициями англосаксонской культуры, где все имена, которые называть было бы нетактично, трансформируются в Смит или Уайт. Иногда Блэк. Вспомните блокбастер с Анжелиной Джоули и Бредом Питом в главных ролях. Началось всё с «не там и не так» припаркованной машины, что вызвало возражения одной из сторон. Другая не видела причин для такого противодействия – и пошло-поехало, многолетняя дружба осталась лишь на семейных видео.
 
Методы добрососедской вражды весьма разнообразны и включают посадки агрессивных растений-сорняков, лишающих соседей солнечного света и надежды на безупречно ухоженную лужайку, и даже привлечение разных представителей дикой фауны для оргий среди аккуратно подстриженных культурных растений на участке соседа. Но обиженная на соседей чета Смит не опустилась до такого примитивизма и проявила более творческий подход к проблеме справедливого соседского возмездия: они обратились к историческим законам и были правы. Дело в том, что в Англии, небольшом островном сообществе, не так много мест, где люди могли бы свободно ходить, не пересекая крошечных частных наделов своих земляков, которые давно уже узаконили присказку «мой дом – моя крепость». Закон работает, даже если этот дом – просто садовый сарай, расположенный на территории официально принадлежащего им микропоместья. Дай домовладельцам полную волю – вообще было бы по стране не пройти-не проехать.  Поэтому исторически этот вопрос был решён общим национальным согласием о том, что всю страну должны пересекать пешеходные тропы, проход по которым должен быть свободен для всех желающих, даже если эти тропы пролегают через частные владения, будь то бабушкин огород или родовое имение потомственной знати. Так называемое «право свободного прохода» юридически поддерживается всеми законодательными и исполнительными инстанциями на любом административном уровне.

Пытливые Смиты разузнали, что дом их незадачливых соседей был расположен как раз на такой тропе, исторически проходившей прямо через их любимую гостиную. Застройщики могли бы этот вопрос решить, подав своевременно заявку на изменение маршрута ставшей неудобной общественной тропинки, но им было недосуг вдаваться в такие детали: главное - подешевле и побыстрей построить домик и сбагрить его покупателю, а дальше – уже его проблемы. Смиты радостно ухватились за эту возможность досадить своим бывшим приятелям и начали официальную кампании против попытки лишения аборигенов Туманного Альбиона их законных прав свободно перемещаться по исторически определённым для этого пешеходным тропам.
 
Надо сказать, что подобный клич почти всегда находит желающих его подхватить, и это не случайно: право свободного прохода было исторически отвоёвано ценой многих жизней. Движение началось в Шотландии, где к началу двадцатого века все холмы и горы были разобраны по частным карманам, то есть людям, в самом буквальном смысле, проходу не давали. И люди пошли в поход по этим холмам и горам, где их уже поджидали в весьма агрессивном расположении духа законные владельцы соответствующих земель. Не все возвращались из таких походов. Но жизни были отданы не зря: право ходить по земле было отвоёвано, и никто его отдавать не собирался. Поэтому любое нарушение этого права всегда ощущалось очень остро и вызывало резкий протест.

На это-то общественное возмущение и рассчитывали хитроумные Смиты, которые оповестили всех любителей пешеходных прогулок (а в Англии есть и такая общественная организация), что они имеют полное законное право в своих залепленных грязью башмаках проходить через дверь из сада Уайтов прямо в их гостиную и далее, прошлёпав по коридору, выходить из парадной двери на улицу, чтобы уже беспрепятственно продолжать свою прогулку. Для «рэмблеров», то есть британских любителей топать с рюкзаками за спиной, это был вопрос принципа, а не необходимости: с давних времён многие землевладельцы пытались преградить им дорогу, и приверженцы свободного перемещения точили на них мстительный зуб. Поэтому они дружно начали акции протеста в районе дома злополучных Уайтов, жизнь которых превратилась в ад. Уайтам пришлось потратить немало средств, чтобы юридически решить это недоразумение, потому что обычный здравый смысл в таких случаях не срабатывает - на всё должна быть соответствующая «бумажка».

К счастью, эта история имеет «хэппи энд»: всё разрешилось благополучно и пешеходную тропу официально перенесли, но бывшие друзья так и не помирились. Впрочем, исход таких «добрососедских» войн бывает и гораздо хуже. Поразительно, насколько изобретателен земной ум в желании досадить ближнему - факт настолько непонятный инопланетянам, что они до сих пор избегают с нами прямого контакта.


Рецензии