Как начиналось телевидение. Заметки зрителя

21 ноября - всемирный день телевидения. В 1933 году американскому инженеру российского происхождения Владимиру Зворыкину удалось изобрести катодную трубку, которая и стала главной частью телевизора. Благодаря этому открытию, уже в 1936 году были начаты регулярные телепередачи в Великобритании и Германии. В Москве телепрограммы стали регулярно выходить в эфир начиная с марта 1939 года. Однако массовое распространение в Европе телевещание получило только в пятидесятые годы двадцатого века.
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/109/.

Впервые телевизор я увидел в Москве, в квартире друзей моих родителей, когда мне было девять лет. Он назывался КВН, имел крохотный экран, перед которым была установлена увеличительная линза, и всё равно казался мне чудом. Я, между прочим, тогда и Сталина видел в Мавзолее, в 1954 году, а этим сейчас мало, кто может похвастаться.

Телевизор, который мой отец пять лет спустя привёз из Москвы в Ростов, уже напоминал наши нынешние. У него и экран был больше. И был он, наверное, самым первым в нашем дворе. Назывался телевизор "Знамя", или, точнее, "Знамя-54".  В Ростове-на-Дону работала тогда только одна программа, и только вечером, с семи часов. Поэтому первое время смотреть телевизор к нам и соседи приходили. Стульев не хватало, соседи приносили свои, устанавливали в два ряда.

В семь часов на экране появлялась таблица настройки, и  неподвижно стояла полчаса. Антенна была комнатная, поэтому настраивать приходилось часто. Одно время мы ставили антенну в детскую коляску. Настраивать телевизор помощью её передвижений удавалось идеально.

В половине девятого обычно начинался художественный фильм, а до его начала показывали научно-популярные фильмы. Для "разогрева" публики, точно, как в кинотеатрах.

Немного позже, примерно через год, стали транслировать передачи непосредственно с места событий, со стадиона, с центральной площади, когда шла демонстрация.

С 1960 года стали принимать Москву. Это уже стало интересней. Порядок появления в эфире популярных передач, я, конечно, не помню. Но хотя бы перечислить  их попытаюсь. "Клуб весёлых и находчивых", "Голубой огонёк", "Клуб путешественников" Юрия Сенкевича, "Здоровье" с Юлией Белянчиковой, "Музыкальный киоск" С Элеонорой Беляевой, "В мире животных",  "Кинопанорама", "Служу Советскому Союзу", " А ну-ка, девушки", "А ну-ка, парни", и мой любимый "Кабачок 13 стульев".
 
Это была юмористическая телепередача, местом действия которой, по сюжету, являлось польское кафе. Сатирические диалоги, взятые из польского журнала "Шпильки", были потрясающе остроумны и смешны. А еще в передаче звучали европейские шлягеры, которые  "исполняли" под фонограмму гости кабачка, которых играли актёры московского театра Сатиры.
 
Участвовал в передаче весь штат театра, поэтому всех не вспомню. Директором кабачка был Спартак Мишулин, а гостями - пани Моника - Ольга Аросева, пан Профессор - Борис  Рунге, пан Владек - Роман Ткачук, пан Гималайский - Рудольф Рудин, пан Зюзя - Зиновий Высоковский, и очаровательная и неотразимая, Наталья Селезнёва в роли пани Катарины, моя любимица. Вот её выступления, где она и  "пела" и танцевала, я помню.

Ведущие несколько раз менялись, но постоянным всё же стал  Михаил Державин. Он был тогда молод и обаятелен. Передача была еженедельной, и её ждали. "Кабачок" в те годы был чрезвычайно популярен. Закрылся он, или закрыли его, в 1980 году.

О КВН, шедшем с 1961 по 1971, к тому времени успели забыть. Но на волне перестройки возродился в 1986 году и он. Первыми чемпионами возрождённого КВН стали одесситы, - команда Одесского университета "Одесские джентльмены".

Детские передачи появились не сразу, не помню, в каком году. Ежедневную вечернюю - "Спокойной ночи, малыши" и воскресную утреннюю - "Будильник" смотрел уже не я, а мой сын, когда подрос.

В 1965, кажется, году начали показывать первый советский многосерийный телефильм  "Вызываем огонь на себя". Слово "сериал" тогда не употребляли."Потом были польские, или совместные с Польшей, "Ставка больше, чем жизнь", "Четыре танкиста и собака", которые я уже не смотрел, став моряком.

Зато я хорошо помню советские: "Щит и меч" по роману Вадима Кожевникова, "Адьютант его превосходительства", и знаменитый многосерийный фильм Татьяны Лиозновой, "Семнадцать мгновений весны" по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Но это было уже лет на пять позже. В то время и другие телепередачи появились, а я телевизор стал смотреть гораздо реже.


Рецензии
Всё знакомо, всё в прошлом, и всё так глубоко в сердце - моя юность, молодость, зрелость...И там не было фальши в игре артистов, всё шло из души.

Галина Кириллова   21.10.2018 20:14     Заявить о нарушении
Это было аремя, когда мы все смотрели одни и теже передачи. Но они отличались качеством!

Михаил Бортников   21.10.2018 20:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.