Заумные размышления о писательстве

     Так получилось, что мне, будто бы такой маститой писательнице, предложили дать советы тем, кто желает начать писать книги. Вот что из этого вышло.


                Дорогие, уважаемые читатели!
     Априори предположу, что Вы еще не пишете книги. Но если заинтересовались этой статьей, значит, труд писателя привлекает Вас, и даже настолько, что подумываете: «А не написать ли мне книгу?».
     Почему бы и нет? Писать книги может любой гражданин Российской Федерации и не только. Может писать руками, ногами, ручкой, пером, на клавиатуре, азбукой Морзе и прочими способами. Известен случай, когда немой и парализованный товарищ буквально «наморгал» одним глазом книгу, принесшую ему мировую известность. Так что если кто-то и не может писать, то исключительно в силу непреодолимых форс-мажорных обстоятельств, которых, я надеюсь, у Вас нет.
     Таким образом, остается только правильно себя «замотивировать».
     Во-первых,  необходимо поверить, что у Вас есть талант. Тут главное принять тот факт, что у каждого человека любого пола и возраста есть какой-нибудь талант. Фокус в том, что среднестатистический человек думает, что таланты есть не у всех, а если вдруг у него лично точно что-нибудь есть, то он не знает, что именно. Но ведь никогда и не узнает, пока не попробует! Вдруг его писательский дар портится в закромах и ждет, когда сомневающийся «талантоноситель» начнет выкапывать творческие залежи!
     Во-вторых, надо начать писать. Допустим, Вы стали что-то записывать или «запечатывать» на клавиатуре.  Начало Вашей писательской карьере положено. Это здорово! Но знаю людей, которые на таком зачаточном этапе и успокаиваются. Творческий процесс их  аналогичен тому действию, которое обычно бывает у человека, хорошо погулявшего на вечеринке и думающего с утра что-то вроде: «брошу курить и пить», или «займусь спортом», или другие фантастические вещи, среди которых «женюсь» или «выкину телевизор к чертям собачьим»… Кстати, без осуществления последнего намерения стать писателем, на мой взгляд,  трудно. Но, возможно, что двухметровый телевизор Вы отдали знакомым еще в прошлом году, и рукопись окончена.
     Тогда третье. Для продвинутых.
     Пункт «а». Допустим, Вы эту рукопись дали почитать знакомым. Рано  или поздно найдутся критики и поклонники, и Вы услышите разные  выражения по поводу Вашего текста, вроде таких, как «графомания», «нехудожественный» и «гениально». Будьте спокойны как слон. Графомания – это начальный этап творчества любого писателя: кто-то проходит этот период в детстве, кто-то в молодости, а кто-то и в зрелом возрасте. Главное, не задерживаться на этом отрезке творческого пути. По поводу определений «художественный»–«нехудожественный» тоже не расстраивайтесь. Великие умы до сих пор не сошлись во мнениях о том, что это вообще такое. Концепция литературных жанров по сей день не разобрана и не сложена по кирпичикам. Про гениальность… Почему бы и нет? Почему вдруг Вы не можете  сказать что-то такое миру, что до Вас никто не говорил, или не говорил так? Можете. Как сказал один классик,  любой «человек есть вселенная». Его память, мысли, чувства – исключительны. Некоторые религиозно настроенные люди полагают, что Бог непостижим, но проявляется в обыденных ситуациях, вещах и случайностях (последних, кстати, не бывает). И эта обыденность настолько разнообразна, что писать не переписать… На любого автора эксклюзивного материала хватит. Так что переносите любые оценки своего творчества спокойно! А тому, кто покрутит у виска, можете показать язык и ответить: «Сам такой».
     Пункт «б». Предположим, что Вы психологически устойчивы, решительны и собираетесь готовую рукопись предложить издательству. Овации! Но есть один нюанс… Часто произведение, даже талантливо написанное, потомки забывают; потому что для того, чтобы оно «жило» долго, оно, это произведение, должно быть создано «ради чего-то», что тоже живет долго… и даже вечно. И это «ради чего-то» не может быть ради развлечения или прибыли! Писатель должен творить  с важной целью. Я называю это целеустановлением автора; без этого компонента произведение вряд ли станет классикой. Поразмышляйте, пожалуйста. Может, Вы пишете в надежде на заработок. Это неплохо. Это хорошо. И Достоевский так делал. Но ему этого было мало. Надеюсь, что и Вам тоже.
      Пункт «в». Вы написали не просто рукопись, а шедевр. Те, кто его читают, ахают и кладут  в свою шкатулку под названием «мировоззрение». Вы – настоящий писатель! Но Вас не хотят издавать, денег не предлагают. Это вариант нормы. Верьте!!! Верьте в себя, в свой труд, в ту высокую цель, ради которой Вы проделали свой путь! Даже если рукопись Вашу прочитают только ближайшие друзья и коллеги, то жизнь их хоть немного, но изменится. А что, как не влияние на читателя есть высшая награда автора? Бывает такое, что произведение находит своего адресата спустя десятилетия после смерти писателя. И это тоже вариант нормы. Но покуда Вы живы – не переживайте, пишите (лучше от руки: возможно, лет через сто рукописный текст будет уникален сам по себе) родным, знакомым или в стол, попутно приглядывая подходящий случай для издания и путевое издательство.
     Теперь в заключение о самом главном.
     Писатель в соответствии со своим целеустановлением должен понимать, какое влияние он оказывает или может оказать на читателей, должен быть готовым ответить за каждое свое слово, согласуя его со своей жизнью. И вот если Вы этого не можете сделать, то мой Вам совет – не становитесь писателем. Никогда. Не обесценивайте величайший дар человечеству – СЛОВО.


Рецензии