Интегративное целое, его основополагающие части, и

Каждый знакомый нам предмет, явление, процесс, в том числе и любой из нас одновременно существует в двух "плоскостях": материальной и нематериальной.
То есть любой объект нашего внимания одновременно является неким фрагментом материи и неким нематериальным фрагментом того информационно-навыкового потенциала, которым обладает человек его рассматривающий. По сути, это и есть основополагающие части интегративного целого: предмета, явления, процесса.

Приведённый пример достаточно доказательно объясняет, что собой представляют основополагающие части интегративного целого, а также подтверждает принципиальное единство любых фрагментов мироздания, которые рассматриваются как интегративное целое. Согласно сути принципа единства всего сущего, основополагающими частями интегративного целого являются те, его части, без любой из которых это конкретное целое не имеет реального бытия, не может быть явлено как факт, как реально существующее в своём виде, в своём образе, в своём качественно конкретном состоянии, обусловленном состоянием этих, его основополагающих частей.

Говоря об интегративном целом - объекте и его основополагающих частях - субъектах, я придерживаюсь внятной, исключающей всякую двусмысленность, старой эллинской формулировки, согласно которой субъект – это та часть объекта, которая лежит в его основе и наделяет его своими качествами. Рассматриваемый нами объект может состоять из любого количества частей и элементов, но основополагающими всегда (в любой конкретный момент) являются только две из них, а все остальные ассимилируются основополагающими. Так с уральского хребта стекает множество ручьёв, речушек и речек, которые текут в самых различных направлениях, но, в конечном счёте, все они поляризуются: бассейн Волги, питающей Каспийское море и бассейн Оби, впадающей в Карское море.Наверное, тут не лишне вспомнить и о "бритве" У. Оккама...

Когда я говорю о взаимовоздействии основополагающих частей интегративного целого, у читателей может возникнуть вопрос: "Зачем этот "новояз", когда есть привычное слуху слово "взаимодействие"? Дело в том, что при "взаимодействии" векторы усилий его участников имеют общее направление и общую "цель", а сосуществование основополагающих частей целого характерно наличием у них стратегически разных "целей", и векторы их усилий имеют противоположное друг другу направление.
Таким образом, любой объект, рассматриваемый нами как интегративное целое, есть процесс, образованный взаимовоздействием его основополагающих субъектов – субпроцессов, а каждый из субпроцессов, в свою очередь является принципиально таким же интегративным целым, точно так же образованным взаимовоздействием своих, разно направленных основополагающих частей. Субпроцесс, имеющий более мощный и однородный потенциал своим направлением "задаёт" направление движения всего интегративного целого.

Чтобы понять принцип существования интегративного целого, подобно ртути или набору матрёшек дробящегося на принципиально такие же, как само целое, фрагменты, достаточно рассмотреть взаимозависимость целого, любой его основополагающей части и её основополагающего "ингредиента", являющегося элементом этого, "нашего" интегративного целого.

Размышляя над принципом, определяющим существование интегративного целого, я пришёл к выводу, что всякое взаимовоздействие осуществляется подобно взаимовоздействию бильярдных шаров, а именно – в пространственно незначительной, локальной точке соприкосновения, взаимовоздействия этих шаров.
Элемент целого, т.е. шара №1, получивший посредством элемента шара "№2" от внешней среды некоторый потенциал, являясь "ингредиентом" основополагающей части этого целого, транслирует полученный им потенциал "своей" основополагающей части, трансформируя, программируя её, а та, в свою очередь, трансформирует и программирует само целое - шар №1, направляя его в лузу... :-)

Это очень важно понять: нет непосредственного взаимовоздействия двух интегративных целых, оно осуществляется лишь опосредованно через их элементы и основополагающие части. Так и в обществе нет возможности для непосредственного проявления произвола любого индивида или их группы на другие индивиды и группы – он (произвол) усваивается и транслируется "заинтересованными", "дозревшими", "опустившимися или наоборот - поднявшимися" до его восприятия элементами общества, группирующимися в основополагающую часть этого общества, а та, в свою очередь меняет само интегративное целое.
 
Начиная от дворового хулигана, и заканчивая гитлерами и пол-потами, индивид делает только то, что ему позволяют делать другие индивиды, т.е. с нами делают то, что мы допускаем. Отсюда - общеизвестное: бытие определяет сознание. Ну, а сознание регламентирует бытие. То есть диктуемое во дворе бытие, посредством условий определяемых хулиганом формирует сознание остальных жителей двора, если они принимают диктуемые условия и мирятся с таким бытием.  :-)


Рецензии