Католическое искусство и детские игрушки

                ***

Как-то мне подарили открытку с изображением люксембургской статуи «Мадонна высланных» - речь идет о людях, депортированных во время войны. Очень мило, но постоянно ловишь себя на мысли, что это слишком уж похоже на детскую игрушку. Да-да, деревянную игрушку, с которой могли бы проводить время дети. Недавно увидел на одном сайте музыкальную интерьерную куклу из Италии, - так было сказано. Она очень походила на Сикстинскую Мадонну, и вполне могла быть выставлена в храме. Вот что в католическом искусстве такого, что позволяет легко перейти в другой ряд - кукла, мадонна на циферблате с часами и т.д.? Ведь классическую икону не переделаешь так - поиздеваться можно, а вот сделать куклу из Владимирской Богоматери – нельзя. Скажут: так это икона, а куклу можно сделать только из статуи; поскольку в православии статуй практически нет, то.. Понятно, однако та музыкальная кукла сделана именно на основе живописи Рафаэля, а не статуи. Так что дело тут не в этом, а в духе. Безусловно, это религиозное искусство; и в нем действительно есть что-то детское; так это же неплохо, можно вспомнить евангельское «не будете как дети». Да, и это тоже. Но «кукольность» и «игрушечность» все равно смущают, - именно своей не вполне евангельской детскостью. Я бы сказал так: православное искусство в лице иконы, - одновременно детское и взрослое, вобравшее в себя не только детские восторги от созерцания Бога и Его святых, но и аскетический опыт восточного монашества, высочайшую степень причастия Христу. Католическое искусство нередко напоминает взрослого, который пытается имитировать ребенка своей наивностью, восторгами и т.д. И дело даже не в некой «подделке под ребенка», - хотя и это есть. Дело в общем духовном настрое сентиментальной мистики, который пронизывает католичество. И когда такой настрой соединяется с жизнью, далекой от аскетики (а в католичестве очень рано сакральное искусство перестало быть уделом только монахов), то есть огромный риск, что вместо глубины божественного присутствия это искусство будет постоянно производить «чувственную поверхность», детскую стилизацию, где византийское умиление Богоматери и Младенца заменено просто на милую улыбающуюся Мадонну и Ее такого же милого ребенка. Этот наивный реализм замечательно отражает и католическую мистику с «аскетичной неаскетичностью», и народное восприятие веры в том же чувственном духе. В православии же особый иконописный стиль не дает возможности съехать в банальную или обывательскую плоскость десакрализации, - православными иконы могут быть наивными, но иное восприятие богообщения «держит» искусство «на уровне». И потому «православные куклы» нас пока, слава Богу, минуют..


Рецензии