Мечта ценою в жизнь. Повесть о сыне

Глава 2. Учеба в лицее

     После перевода из школы в лицей Академии бизнеса и права мы столкнулись с новыми проблемами: большой провал по математике и английский в качестве дополнительного иностранного языка (в предыдущей школе основной упор делался на немецкий). По математике нам пришлось нанимать репетитора, а знания по английскому языку подтягивали самостоятельно. К нашему удивлению, в одном классе с Ромой теперь учились его первая влюбленность Алена Тряскина и давнишний друг с детского сада Рома Колмогоров.

    Новый классный руководитель, Алина Борисовна Копцева, это действительно Педагог с большой буквы, который пришел в школу по призванию, любит свою работу и относится с любовью к своим ученикам. Алина Борисовна находилась на своем месте, и низкий ей поклон за воспитание наших детей. Ее лозунг: «Все, кто обучается в лицее, должны иметь высшее образование». Она заряжала учеников энергией, знала о них все (иногда даже больше родителей). В некотором смысле стала их второй мамой. Все, что происходило в стенах школы, было ей известно, она умела найти подход к каждому ученику и могла решить многие проблемы, которые возникали между одноклассниками. Алина Борисовна уделяла ученикам время и вне школьной программы. В выходные дни, летом и зимой, классный руководитель собирала в полном составе учеников своего класса. Вместе они выезжали за город, катались на санках с горки, устраивали прогулки. Все это сплотило класс, ребята остались друзьями и после окончания учебы.

   Первые дни в новом коллективе человек чувствует себя не в своей тарелке. Ромин период адаптации получился коротким. На классном собрании он предложил завести аквариум с рыбками и вызвался самостоятельно ухаживать за ними. Коллектив дружно поддержал инициативу сына, и одновременно с этим он как-то сразу расположил к себе одноклассников. Всегда и везде есть лидеры, есть середнячки и есть те, с кем не все хотят дружить. Рома умел найти общий язык с каждым. Иногда его шутки проходили «на ура», но иногда кого-то и задевали. Ромина манера общения оказалась многим близка. Наша семья не относится к аристократам или к очень обеспеченным людям, мы в большей степени считаем себя военной интеллигенцией (в хорошем смысле этого слова). Рома держался на равных с представителями любого слоя общества. Умение общаться позволило решить многие сложные ситуации с учителями, одноклассниками и с абсолютно посторонними людьми. Мы не идеализируем своего сына. Знаем, что он был разговорчив, иногда даже слишком, но он стремился поддерживать отношения с каждым.

    В лицее с первых дней учебы Роману пришлось заступаться за своего давнего друга – Рому Колмогорова. Не все в классе воспринимали Колмогорова как равного, некоторые откровенно выражали свое нежелание с ним разговаривать и периодически подтрунивали над ним. Сын всем объявил, что Рома Колмогоров его друг детства и что он будет поддерживать его и продолжать с ним дружить. Постепенно ситуация выправилась, и одноклассники стали считать Колмогорова возможно не другом, но приятелем. Значительно позже, на выпускном вечере, мама Ромы Колмогорова подошла к нам с Надеждой и поблагодарила нас за воспитание сына и за ту поддержку, которую он оказал.

   Существует много различных историй, которые одноклассники вспоминают при встрече. Как правило, это веселые воспоминания, связанные с обучением в лицее или с совместным времяпрепровождением после уроков или на отдыхе. Летом, на день рождения сына, близкие друзья приезжали на электричке до станции Прибытково, где садились в мою машину по 6;7 человек, после чего я отвозил их на дачу. Мы с Надеждой под благовидным предлогом уезжали в город, предварительно подготовив угощение для друзей сына. Ежегодно у нас на даче собиралось по 8;10 человек. Друзья парились в бане, иногда жарили мясо на мангале и, конечно, выпивали и тусили до утра. Воспоминания о тех веселых и беззаботных днях до сих пор в сердцах близких друзей сына.

  Из воспоминаний Ильи Старкова:

  После дня рождения Романа мы сели на электричку в Прибытково и поехали домой в Петербург. Погода была теплая, и на очередной станции мы с Ромой вышли подышать свежим воздухом. За разговором мы не обратили внимания, что двери электрички закрываются. К нашему удивлению, мы остались на перроне провожать взглядом уходящий состав. Время вечернее, электрички перестали ходить, а денег, обнаруженных в кармане, не хватало, чтобы добраться до города. Мы оказались на станции Верево, примерно в середине нашего маршрута. Оставалось лишь голосовать на дороге. Нам повезло: попутной машиной мы добрались до станции метро «Московская». Но и здесь нас ждало разочарование, поскольку метро уже было закрыто. Мы пожали друг другу руки на прощание, и я отправился домой пешком.

   Продолжу эту историю. На наши звонки сын отвечал, что у него все нормально, что он едет на электричке и сам спокойно доберется до дома на метро. Когда наступил час ночи, я вновь позвонил и спросил, где он. Сын ответил, что ловит такси и скоро будет. Я предположил, что Рома находится в районе метро «Пионерская», хотел забрать его на машине. После непродолжительной паузы сын сказал, что он у метро «Московская». Пришлось садиться за руль и ехать в другой конец города. Все закончилось благополучно, но, наверное, этой ситуации можно было избежать, если бы парни своевременно сказали родителям правду и попросили бы о помощи.

   Воспоминания об учебе сына в лицее не могут быть полными без описания ежедневных будней. Вспомните себя в школьные годы: кому из нас хотелось вставать в 6-7 утра и тащиться в школу? Лицей находится на проспекте Маршала Жукова, 43/2. Каждое утро мне приходилось отвозить сына к началу занятий. Первоначально с проспекта Ветеранов, а в последний год ; с Комендантского проспекта Приморского района. В дороге Рома «досыпал» на заднем сидении. По своей натуре сын не любил рано ложиться и рано вставать. Типичная «сова». С возрастом у него вошло в привычку ложиться спать все позже и позже. Мы, конечно, обращали на это внимание и часто просили его отходить ко сну не позднее 11 вечера, но и уйдя в спальню он не сразу ложился спать.

   После учебы одноклассники не спешили домой. Они считали себя взрослыми. На имеющиеся карманные деньги парни могли зайти в кафе перекусить или просто погулять в окрестностях лицея. Добирался Рома домой самостоятельно на общественном транспорте. Дома делал уроки и занимался с собакой.

  Одна из историй в период обучения связана с дружбой Ромы и Саши Самсонова. История начиналась с натянутых отношений между Сашей (в лицее многие называли Сашу по-доброму Шуриком) и Игорем Дружининым. Игорь имел склочный характер, часто пытался кого-то задирать, подшучивал, вел себя вызывающе. Игорь ни с кем в классе не дружил, поддерживал приятельские отношения. Шурик же открытый и порядочный парень, спокойный, уравновешенный, интеллигентный и умный. Это, по всей видимости, не очень нравилось Игорю. Конфликт нарастал, Игорь в открытой форме провоцировал Шурика на драку. В один из дней, после уроков, Игорь пригласил за свой счет Рому и Шурика в ближайшее кафе, чтобы выпить алкоголя и поговорить по-мужски. Парни согласились. Шурик понимал, что драки не избежать, но согласился прийти. Разборка не состоялась, поскольку Игорь понял, что присутствующий Рома не оставит друга и заступится за него. После этой истории Рома остался в приятельских отношениях с Игорем и другом для Саши.

   Вторым подобным запоминающимся эпизодом стал вызов родителей в лицей по поводу нарушения дисциплины Ромой и Сашей Самсоновым. В таких случаях сразу возникает множество вопросов: что произошло в лицее на самом деле, чья вина и что теперь делать? Нас пригласили в кабинет классного руководителя, где уже находились наши парни и какой-то мужчина. Как выяснилось, это был отец Саши Самсонова. Само происшествие носило следующий характер. Друзья зашли в столовую после уроков. За одним из столиков сидели и смеялись ребята из параллельного класса. Причина смеха заключалась не только в хорошем настроении, но и в бутылке «Мартини». Отказаться, по всей видимости, не было возможности. Жаль только, что мероприятие проходило в стенах лицея. Затем кто-то из компании попался, после чего стали известны все остальные участники. Алина Борисовна, как мудрая женщина и настоящий педагог, решила не доводить дело до отчисления. Она сделала устный выговор ученикам в присутствии их родителей. Нам, естественно, было не слишком приятно выслушивать подобное и испытывать неловкость за проступок сына. Парни сделали правильные выводы и больше не допускали аналогичных ошибок.

Ксения Рябова, подруга и одноклассница Ромы:

      С Ромкой мы познакомились в сентябре 2001 года, когда я переехала на Ленинский проспект и пошла в 10 класс Академии права и бизнеса. Остальные ребята уже давно учились в этой школе, пусть и в разных классах, а мы с Ромкой оказались новичками. Новый класс принял нас очень дружелюбно еще и потому, что Ромка был тем еще весельчаком и приколистом (рядом с ним невозможно было не смеяться). Два года мы учились бок о бок вместе, потом все поступили в разные институты, но дружба наша на этом не закончилась.

         Все мы встречались очень часто, ездили на турбазы, сидели в кафешках, ходили друг к другу на дни рождения. На встречу выпускников (16 сентября), как правило, обзванивала всех я, и Ромка был в первых рядах (ведь без него встреча не состоялась бы, он же «душа класса»).

         В 2012 году у нашей учительницы Алины Борисовны был юбилей, на который была приглашена большая часть класса. Ромка, конечно же, тоже был. Такой красивый, в костюме и, как сейчас помню, в голубой рубашке в мелкий цветок…

        Зимой 2016 года у меня был тяжелый период в жизни. Я позвонила Ромке, чтобы поплакаться и посоветоваться с ним (услышать мужское мнение). Он разложил мне все по полочкам. Всегда говорил четко, конкретно – с ним мы могли разговаривать безо всяких рамок! Это было очень ценно! У Ромы тогда тоже была не самая простая ситуация, и он мне сказал: «Давай, что ли, поддерживать друг друга».

         Наша последняя встреча с ним состоялась в феврале 2016 года. У меня были билеты в концертный зал Мариинки на оперу «Тихий Дон», но досидеть до конца мы, конечно же, не смогли. Нам хотелось поболтать, а там особо не поговоришь. Поэтому мы сбежали во время первого антракта. Ромка предложил поехать на Сенную площадь, чтобы посидеть где-нибудь в хорошем баре. Обсуждали с ним все: ему я могла рассказать даже самые сокровенные вещи. Рома меня слушал и говорил свое видение на тот или иной вопрос. Такой была наша последняя встреча. После были еще звонки, сообщения во «ВКонтакте». Последним сообщением было поздравление с 8 марта 2017 года.

         Ромка, мой друг, мне так тебя не хватает: некому сейчас даже позвонить, посоветоваться. Я до сих пор не верю и не хочу верить, что тебя больше нет. Я до сих пор помню твой смех и твои «прикольчики». Ты был очень позитивным человеком («человек-праздник»), но в то же время очень глубоким и ранимым… Ты был настоящим другом! Люблю и очень скучаю.

   После увольнения из армии у меня не сразу получилось устроиться на работу, соответствующую уровню моей квалификации и образованию. В области нефтепродуктообеспечения компании, как правило, приглашают «проверенные кадры», т. е. нужны рекомендации от уже работающих в компании сотрудников. Меня приглашали на должность оператора (затем и начальником АЗС), менеджером по продажам нефтепродуктов, специалистом по оборудованию нефтяной отрасли. Зная мой уровень образования, руководители опасались держать меня в штате больше 2;3 месяцев, чтобы я их не подсидел.

   Усилиями Надежды была организована встреча с руководителем и владельцем агентства по подбору персонала «Персонал сервис» Евгением Губанихиным, который после беседы со мной задал правильный вектор. Через полгода, уже во время работы заместителем директора в компании «Киров Ойл», я получил приглашение в компанию ООО «Нитрохим» на должность технического директора. Мою кандидатуру после трех собеседований одобрили. К 2000 году компания насчитывала около 80 человек, занималась куплей и продажей нефтепродуктов и нефтехимией, развивала новое направление по бункеровке судов в порту Санкт-Петербурга. Коллектив сплоченный, все друг друга знали на протяжении нескольких лет.

   Через год работы в ООО «Нитрохим» мне с семьей предложили встретить Новый 2002 год в Финляндии вместе с семьями других сотрудников. Для нас это была первая семейная поездка за границу. К нам присоединились еще три семьи, с остальными же мы встретились в самой Финляндии. Это был первый год, когда Финляндия переходила на денежную единицу евро. Нам зарезервировали два коттеджа (на две и четыре семьи) на 5 дней в поселке Лоохима, что примерно в 300 км от границы с Россией.
На пропускном пункте Финляндии пограничник спросил нас: «Куда вы следуете?». Мы ответили, что в Финляндию. Пограничник задумался, мы непонимающе смотрели на него. Через некоторое время пограничник сообразил что мы ему ответили и спросил с уточнением: «А куда в Финляндии?». Тут уже наступила пауза с нашей стороны, поскольку мы забыли название места, а курсовки находились у другой семьи. Обстановку разрядил Рома, когда сказал: «В Лоохима!». Улыбка пограничника и зеленый сигнал светофора открыли нам дорогу в Европу.
 
   После четырех часов езды по прекрасным заснеженным дорогам Финляндии мы прибыли на место. Нам нравилось всё, что видели вокруг: большой коттедж, сауна, огромная кухня-столовая с двойным светом, камин, барбекюшница на улице. Стояла теплая и мягкая зима, со снегом и сугробами. Компания вставала утром, брела к холодильнику и рассаживалась за большим столом. Днем по интересам разъезжались кто куда. В первую очередь мы совершили поездку в аквапарк города Куопио. Аквапарк тоже стал для нас событием, поскольку в Питере аквапарков ещё не было. Мы катались на горках, ходили в сауну, плавали и отдыхали на лежаках, а за окнами тихо падал пушистый снег. Впечатлений накопилось много, эмоции переполняли душу.

    В другие дни мы ходили на зимнюю рыбалку, гуляли в окрестностях, парились в сауне и просто отдыхали. Зимняя рыбалка проходила на замерзшем озере с заготовленными лунками. Распорядитель рыбалки выдавал донки с леской и крючком. Крючок опускался в лунку, после чего нужно подергивать донку до того момента, пока рыба не попадется на крючок. Минут через пять;десять ловилась форель от 700 до 900 грамм, распорядитель деревянной палочкой успокаивал рыбу и клал ее в корзинку. Дальше рыбу взвешивали, по желанию коптили или солили и запечатывали в вакуумную упаковку. Вы гарантированно возвращались обратно с рыбой. Все культурно и цивилизованно. Роману такая рыбалка не очень понравилась, все происходило как-то быстро и предсказуемо.

   Через год компания распалась, у всех появились свои предпочтения. Мы заранее спланировали поездку в новогодние каникулы и оплатили тур по маршруту Финляндия – Швеция – Норвегия – Дания. За неделю до поездки агентство сообщило нам, что в Норвегию не набирается автобус и потому доступно только три страны. После некоторых раздумий мы согласились: три страны тоже хорошо. В стоимость тура входили экскурсии по скандинавским столицам, посещение музеев, отели по пути следования и трансфер на автобусе и паромах.   

   Скандинавские страны имеют свою историю и свои достопримечательности, которые надо увидеть хотя бы раз в жизни. Отправляясь в путешествие, мы взяли самое необходимое, чтобы комфортно чувствовать себя в пути. Путешествие в автобусе немного утомительно, но это бюджетный вариант, который доступен большей части нашего населения. Осмотрев достопримечательности в Хельсинки, мы отправились в Турку и через 2,5 часа прибыли на паром «Сильвия Лайн». Паром на деле – очень большой пароход высотой с 15-тиэтажный дом, рассчитанный на полторы тысячи человек. В нем расположены бассейн, огромное количество магазинов и ресторанов, амфитеатр с танцевальной площадкой и многое другое. Это небольшой город, в котором крутится своя жизнь и где развлекаются, веселятся и отдыхают люди.
Разместившись в трехместной каюте, мы отправились на ужин в ресторан, где действовала система «все включено». Позже, через 5-6 лет, на таком же пароме все оказалось гораздо скромнее (появились очереди за едой, а вино и пиво наливали по бокалу на человека). Но тогда, в начале 2003 года, нам открылась дверь в достаток и благополучие. Морепродуктов и мясных деликатесов лежало в изобилии. Большие круглые столы с бордовыми скатертями и свободными проходами приглашали гостей вкусить ассортимент ресторанной кухни. Слабоалкогольные напитки и пиво наливались гостями самостоятельно.

     После плотной трапезы мы с Ромой увлеклись креветками с пивом. Первая тарелка опустела, и сын отправился за второй. Вернулся он со словами: «Все, что досталось». Рома положил на стол тарелку, которая заполнилась креветками менее чем наполовину. Мы немного разочаровались, что нам не досталось вкусненького. Когда креветки были съедены, я пошел посмотреть, чем еще можно заменить съеденный деликатес. К моему удивлению, к опустевшему лотку подошел повар и высыпал туда следующую порцию отборных креветок. Праздник живота продолжился!

     Не только изысканной кухней нам понравился паром «Сильвия Лайн», там происходило много чего интересного. Рома бегал по парому и с восхищением говорил, что обязательно еще раз окажется на нем. Нам запомнились на всю жизнь его слова: «Родители, когда вы уйдете на пенсию и у вас не хватит денег на путешествия, я куплю вам билет на паром». Этой мечте не суждено было сбыться.

     Следующим пунктом нашего путешествия был Стокгольм – столица Швеции. Обзорная экскурсия и трехчасовая пешая прогулка по городу значительно расширили наш кругозор в отношении этой скандинавской страны. Запомнилась особенная архитектура столицы, памятники королям и полководцам, тщательно сохраненная историческая часть города, немного потешная смена почетного караула. Захотелось жить в Стокгольме, стать его частью.

    Путешествие продолжилось из шведской столицы в сторону Датского пролива (с остановкой на ночь в отеле). Паром в Данию оказался значительно меньше «Сильвии Лайн». Просто местный паром, курсирующий между двумя берегами. Дальше наш автобус направился в Копенгаген – столицу Дании. Датское королевство – отдельная история. Это Ганс Христиан Андерсен, династия королей, Христиания (кварталы хиппи), велосипеды, каналы и, наконец, дружелюбные лица горожан. Двух дней на город и окрестности мало, но понять образ жизни датчан можно. Мы много фотографировались. Рома даже умудрился забраться на колени к Андерсену, и мы его сфотографировали вместе с памятником. Случайно посетили знаменитое рок-кафе и выпили по стаканчику пива. На прощание с Данией Рома попросил его сфотографировать на фоне Датского пролива. Он развел руки для снимка: справа было Северное море, слева – Балтийское.

    Обратный путь показался нам менее привлекательным. Запомнились фрагменты того, как во льдах Балтийского моря в полнейшей непроницаемой мгле шел паром и раздвигал льды. По прибытии в Санкт-Петербург мы долго обсуждали увиденное, делились впечатлениями, звонили друзьям и знакомым, рассказывая им обо всех прелестях скандинавских стран.

   К окончанию лицея успеваемость сына по основным предметам значительно выправилась. Лозунг Алины Борисовны («Все, кто обучается в лицее, должны иметь высшее образование») возымел действие: ученики старались окончить лицей с хорошими оценками. В новейшей истории России выпускные вечера готовятся с особенной тщательностью. Как правило, выпускной вечер состоит из трех частей: в стенах школы, где вручают аттестаты зрелости и учителя провожают учеников в светлое будущее; в ресторане, где ученики благодарят учителей и родителей; в торжественной обстановке города, где ученики уже предоставлены сами себе. Все этапы выпускного продумываются заранее (кто выступает со сцены актового зала школы со стороны учителей и учеников, сочиняются песни и стихи, речь тщательно репетируется, расписываются места рассадки в ресторане, определяются порядок выступлений и поздравлений и заказывается транспорт для поездок по городу).

   И вот наступает торжественный момент! Все готово, ученики и учителя одеты в праздничные наряды. Одеяния девушек напоминают свадебные платья, их волосы уложены в салонах красоты. Родители стараются занять лучшие места, у них наготове фото- и видеокамеры. Все в ожидании праздника. 

   Минуты радости за своих детей, получающих самый главный для них документ – аттестат, запечатлены на снимках и видео. Фрагменты этой радости на долгие и долгие годы останутся у учителей, родителей и их детей. Для нас они по-прежнему дети, которых мы любим, стараемся обеспечить всем необходимым и балуем настолько, насколько хватает у нас любви и сил.

   Актовый зал лицея украсили, на сцене стоял рояль. Сначала учителя выходили на сцену и говорили напутственные слова своим уже бывшим ученикам. Потом они читали стихи и коллективно пели под гитару песню о том, что стены лицея останутся родными для выпускников и что не нужно забывать своих учителей и школьные года. Затем с ответным словом выступали сами ученики. Они благодарили за время, проведенное в стенах лицея. Самый торжественный момент – вручение аттестатов. Выпускники спотыкались у сцены, на их лицах царили немного глуповатые улыбки, лица краснели. В стенах актового зала разносились шум и гам, вокруг царила атмосфера праздника. У меня было смешанное чувство гордости за сына и некоторое сожаление о том, что школа окончена, сын повзрослел, а мы, родители, присутствуем при вручении аттестатов зрелости наших детей.

    Этап выпускного вечера в лицее завершился. Выпускники обменивались мнениями, вспоминали фрагменты выступлений на сцене, показывали друг другу аттестаты и готовились к поездке в ресторан «Балтийский», находившемся на углу Рижского и Лермонтовского проспектов (сейчас стал отелем «Azimut»). Первый этаж ресторана предназначался для выпускников и учителей, второй – для родителей. Получилось, что родители сверху наблюдали за своими еще детьми, но при этом делали вид, что те как бы уже взрослые. Мероприятия проходили в том же ключе, что и в стенах лицея: пожелания, тосты и аплодисменты.

    К празднованию в ресторане подъехала Надежда. Мы устроились за столиком возле перил. Как раз под нами на первом этаже находился столик сына и его одноклассников. Роман был веселым, шумным, размахивал руками, что-то постоянно говорил, вскакивал и подходил к соседним столикам с бокалом вина. В самом разгаре вечера мы поблагодарили Алину Борисовну за помощь в воспитании сына и уехали домой.

   Выпускник Рома пришел домой только утром. По его виду было ясно, что отдохнул он с огоньком. Так окончились школьные годы.


Рецензии