Нельзя не делать?

Работает ли принцип: «Нельзя не делать?»

Есть такой принцип в деле достижения целей, когда человек сам себя ставит в ситуацию «нельзя не делать». Допустим, берет билет на самолет на 7 утра и теперь ему точно придется встать рано. Или создает себе цену слова для решения какой-то задачи. Типа, если не буду ходить в спортзал три раза в неделю, то обязуюсь отдать другу 30 000 рублей.

Или увольняется с работы и идет открывать бизнес. Работы уже нет, деньги нужны, ситуация не позволяет сидеть на кресле ровно и тратить время в социальных сетях.

Как всегда, не все так однозначно. Принцип работает и не работает одновременно. Все зависит от того, к какому человеку это применяется, в какой форме и в какой жизненный период.

У меня был период жизни, когда я так устал от всей этой материальной беготни, что мне нужен был исключительно покой. Никакие подобные принципы для меня не работали, они меня только раздражали, выводили из себя и давали лишнее напряжение. Одно время я даже стал считать, что мне это точно не нужно: я и так все могу делать, зачем мне все эти сложности?

Но спустя какое-то время я заметил, что я не такой уж и супермен, как думал. Живой человек со своими слабостями, и полное отсутствие какого-либо подобного давления меня все-таки иногда расслабляет.

Помните, мы говорили про осознанность? Так вот, можно было убеждать себя в том, что мне это совершенно не надо, но практика показывала другое. Всплывали моменты, когда появлялось напряжение подобного рода и дела шли гораздо веселее. Появлялось вдохновение, энергия.

Я подумал, наверное, дело не в том, что принцип плохой или хороший, а в том, что всему свое время, место и сила влияния.

Когда я хотел только просветления и дзэна, то, конечно, какое там давление… Все в жизни работало на совершенно иных принципах, которые, кстати, тоже очень даже хорошо работают, просто эти принципы иные.

Я начал наблюдать за собой и понял, что такой принцип применим в моей жизни, но для этого должны быть соблюдены определенные условия.

Я должен быть в определенном состоянии страсти, когда есть сильные материальные желания или мощные желания смыслов. Это умонастроение я начал ловить и ясно понимать: вот оно, можно действовать!

Ситуация «нельзя не делать» должна быть определенного уровня давления и характера. Коктейль из амбиций, желаний, может быть даже уместно добавить немножко страха, но не всегда. Если все сделано правильно, то это будет работать. Главное — грамотно оценивать возникающий стресс, когда ты понимаешь, что стресс — твой друг, и он позволит тебе добиться большего, но его уровень не переходит определенные границы, за которыми находятся опустошение, депрессия и так далее.

На своих тренингах я применяю этот принцип практически всегда. Системы отчетов или системы отчетов с отчислением. И это работает! Как только я даю слабину на тренинге — «вот вам информация для изучения, дерзайте», — сразу в разы падают результаты. Как только возвращаю принцип «нельзя не делать», результаты сразу появляются. Как мне кажется, я делаю это в меру, без лишней жести, с пониманием, поэтому это никогда не вредит, а идет только на пользу.

Как вы можете применить принцип «нельзя не делать» в своей жизни?

Вы можете дать кому-то обещание, можете сделать это обещание публичным, хотя для меня это вообще не работает, но, может быть, для вас это станет тем стимулом, который позволит вам реализовать задачи, на которые раньше не хватало силы воли.

Вы можете искусственно поставить себя в ситуацию нехватки или острой необходимости.

Как это может работать на моем примере, когда я хочу решить какие-то финансовые задачи. Это не всегда происходит, все зависит от разных причин. Текущего финансового состояния, умонастроения, периода жизни, задач, которые стоят сейчас и так далее. Но это не суть, важен сам принцип.

Когда у меня на счету есть приличная сумма денег, сильно превышающая мои стандартные ежемесячные расходы, я могу сильно расслабиться и вообще не задумываться о том, сколько в этом месяце принесут мои проекты.

Стоит мне сделать какую-то крупную покупку или вложиться в какой-либо проект, в результате чего счет сильно худеет, я теряю какую-то часть комфорта и мне начинает хотеться вернуть комфортный баланс, и я реально начинаю больше шевелиться. Я заметил, что необязательно тратить деньги: можно договориться с самим собой, что вот эта сумма должна быть на счету и точка. Или какую-то сумму можно положить на депозит, чтобы сделать ее недоступной. То есть деньги есть, но не в комфортном доступе.

В общем, создать ощущение нехватки или денег впритык.

Тут может быть множество вариантов в зависимости от вашей природы. Кому-то это совсем не подойдет, а кому-то зайдет на ура.

Суть в том, что если вы найдете у себя такую точку «Д» (я называю ее «точка дискомфорта»), то этим можно будет разжигать в себе внутренний огонь и желание.

Еще есть точка «Ж» («точка жгучего желания») — когда так хочется, что не можешь спать нормально. Естественно, на этом тоже можно построить определенную стратегию. Здорово, если точка «Ж» будет связана с каким-либо человеком. Допустим, вы решили отправить своих родителей в путешествие, но не просто решили, а сказали им об этом или даже наобещали, что вы это точно сделаете. Мотивация может превысить все разумные пределы. В моем близком окружении есть люди, которых такая мотивация вырвала из спячки и принесла огромную пользу.

Конечно, не стоит забывать о магии дедлайна: когда время не позволяет тянуть какое-то дело дальше. Именно так сдаются сессии, налоговые декларации, просыпаются рано с утра, чтобы не опоздать на поезд или самолет. Можно так организовать свой день, что повсюду вас преследовал дедлайн: когда для каждого дела свое время. Можно пойти путем взятия на себя обязательств по конкретному сроку. Это, кстати, лично для меня хорошо работает, так как я очень щепетильно отношусь к времени. Если пообещал кому-то что-то сделать до какого-то момента, то включается режим «нельзя не делать».

Есть еще очень хорошая штука, которая называется групповая динамика. Если вы решили добиваться каких-либо целей в группе, то это может сработать лучше всех перечисленных способов, при этом вы не будете испытывать лишнего стресса, не надо будет придумывать ничего хитрого, ничего никому обещать. Групповая динамика все сделает за вас (поэтому тренинги и работают так хорошо). В тренингах не только говорят, что делать, но и с помощью групповой динамики помогают обратить знания в конкретные навыки. Со стороны может показаться, что происходит какое-то волшебство!

Ну что же. Надеюсь, сегодняшний разбор темы оказался вам полезен. Подумайте, если у вас точки «Д» или «Ж», которые можно нажать, чтобы начать больше действовать, чем размышлять, сомневаться или откладывать.


( мой сын)
Михаил Гаврилов


Рецензии