Поход Аргонавтов. Вопросы. Загадки. Предположения

 Даже когда произносишь слова: «поход Аргонавтов», душу наполняет тайный восторг. В сердце просыпаются самые противоречивые чувства. Почему-то более всего склоняешься к романтической стороне тех далёких событий и менее всего задаёшься рациональными вопросами. Меж тем, меня в последнее время заинтриговали именно загадки этого похода. Не могу утверждать, что я смогла найти разгадку. Но, по крайней мере, хочется поделиться загадками, связанными как с самим походом, так и с историей героев, связанных с ним.
Поэтому приглашаю принять участие в историческом исследовании и взглянуть свежим взглядом на эти загадки! Путеводителем нам послужит «Аргонавтика» Аполлония Родосского. Чтобы начать это занимательное путешествие, нам придётся для начала решить извечный вопрос: чем считать «Аргонавтику»: романом в стихах, пересказанной сказкой или историческим фактом? Давайте разберёмся с каждым вопросом по-отдельности!

Во что нам следует верить?

Почему-то в научном мире установилось странное правило, касаемое древних письменных источников: вот в это событие, описанное здесь, мы верим, а вот в это верить нельзя. То есть, к примеру, в путешествие Одиссея официальная наука верит, правда, частями (!), а вот в одноглазых великанов-циклопов, которых он встретил – нет. Меж тем, повсюду находят останки великанов, близких нам по строению. В Грузии, к примеру, близ древней Колхиды, куда некогда отправились наши герои за Золотым Руном, в Боржомском ущелье было найдено поселение великанов, рост которых составлял 3 метра. Возраст поселения определяется в 25 тысяч лет.
А вот в Соединённых Штатах Америки (Техасе) в одной из пещер местечко Биг-Бэнт-Кантри палеонтологами Виктором Пачеко и Мартином Фрид были найдены кости неизвестного существа. Особый интерес вызвал его череп, с одной единственной глазницей, расположенной по центру лба. По оценке учёных вес существа составлял около трёхсот килограммов, а ростом он был более двух с половиной метров. Исследования показали, что костям около десяти тысяч лет. Реконструировав по останкам внешность загадочного существа, учёные получили изображение настоящего циклопа. Это вызвало сенсацию во всём мире, так как впервые было найдено реальное подтверждение существования когда-то в прошлом циклопов, упоминающихся в сказаниях многих народов мира.
Подлинность находки признали не сразу, изначально посчитав её фальсификацией. Однако тщательная проверка доказала подлинность костей черепа, а значит и существования циклопов. Согласно греческим легендам циклопы были гигантами жестокого нрава, жили в пещерах и занимались скотоводством. Непонятно только как персонаж из греческих мифов попал в Техас?
Тут может быть два варианта: или люди из Грузии  побывали в Америке задолго до начала нашей эры, или циклопы были распространены не только не территории Европы, но и на американском континенте.
Комментировать эти факты мы не будем. Просто примем во внимание, и станем, вопреки всему, подходить к древним текстом с доверием и с верой в каждое написанное там слово. Как бы странно это слово для нас, сегодняшних скептиков , оно не звучало. Итак, отбросим всякие сомнения, не станем проводить никаких сомнительных параллелей, а просто последуем тексту древних авторов безо всякого предубеждения!

Морские путешествия в XIII в. до н.э

Прежде всего, давайте внесём ясность по поводу весьма распространённого заблуждения о том, что история «Арго» являлась началом греческого кораблевождения, или рассказом о постройке первого греческого судна. Об это ясно говорит Аполлоний Родосский:
 «Корабль, названный «Aрго», Ясон создал по проекту Афины Паллады Афина сама перед ожидающими её героями предстала. Именно она создала «Арго», и с нею трудился сын Аристора — Арг, повинуясь её указаньям. Так был построен корабль наилучший из существующих, из тех, что когда-либо вспенивали вёслами море (1 книга, 20 стих, 110 стих)
Меж тем, из исторических документов Греции и Египта, минойцы  и микенцы  в те времена были посредниками торговли, которая осуществлялась по Средиземному морю между Грецией, Египтом и Ближним Востоком. Эти документы утверждают, что ремесленники из Минии и Микен преуспели в производстве оружия и украшений. Кроме того, они экспортировали в Египет шкуры, лес, вино, оливковое масло и пурпурную краску в обмен на благородные металлы, лён, папирус и канаты. Так что сомневаться не приходится: современники подтверждают наличие в Древней Греции развитого флота.
Но давайте проследим дальнейший путь «Арго». А судно шло через северную часть Эгейского моря, мимо Лемноса, между островами Самотраки и Гёкчеада к Геллеспонту (пролив Дарданеллы), затем — по Пропонтийскому проливу (Мраморному морю) и через Боспор Фракийский (нынешний Босфор, именно здесь корабль «Арго» едва не раздавили Симплегады, они же Лазурные утесы). Прошло «Коровий брод» — так переводится Боспорос, и попало в воды Понта. Справа — от судна устье река Сакарья — у Гомера она именуется Сангарий... Земли гализонов и амазонок, то есть черноморское побережье Малой Азии.
И наконец, судно достигло Колхиды. Обратный маршрут древних Аргонавтов был более сложным: они проплыли мимо земель лигиев и кельтов, по Сардинскому морю, мимо Тиррении, побывали на острове Ээя  у волшебницы Кирки (Цирцеи), проплыли мимо Скиллы (Сциллы) и Харибды, мимо Тринакрии (Сицилии), побывали на островах Керкире, Анафэ (близ острова Фера) и на Крите; затем миновали остров Эгину и, проплыв между Эвбеей и Локридой, прибыли в Иолк. Всё плавание заняло четыре месяца — срок вполне реальный.
Конечно, есть разночтения насчёт обратного пути Аргонавтов:
Некоторые считают, что на обратном пути Аргонавты выбрали другой маршрут - вдоль берегов Скифии  к устью реки Истр (Дуная); направляясь против течения, они надеялись достигнуть по одному из его рукавов Адриатического моря .
Историкам, однако всё ещё не очень ясно, где находится остров, волшебницы Цирцеи — Ээя, родственницы Медеи, сестры её отца Ээта. Вполне естественным касется желание племянницы повидаться со своей тётей, более могущественной волшебницей. Однако, это место имеет реальную географическую основу. И как подтверждение того, можно вспомнить, что древние авторы неоднократно называли полуострова островами. Меж тем, на западном побережье Италии почти на полпути между Римом и Неаполем есть полуостров, издали очень похожий на остров, который называется Горой Цирцеи — по-итальянски Монте Чирчео. Известно, что история дольше всего живёт в географических названиях. На плоской поверхности этой высокой обрывистой горы, далеко вдающейся в море, сейчас находится городок Сан Феличе Чирчео с населением около 8 тыс. человек.
У моря, у основания горы есть пещеры, где обнаружены следы деятельности первобытного человека в течение очень долгого времени, начиная с эпохи среднего палеолита, продолжавшейся от 130 тыс. до 36 тыс. лет до н.э. Особый интерес представляет пещера Гуаттари, которая около 50 тыс. лет назад была местом магических действий неандертальцев, там сохранились следы ритуала человеческого жертвоприношения. В других пещерах Монте Чирчео обнаружены следы людей верхнего палеолита и мезолита (последний период продолжался от 10 тыс. до 6 тыс. лет до н.э.). Таким образом, эта гора и её пещеры оставались священным местом долгое время.
При римлянах, которые обосновались здесь в VI в. до н. э., на вершине горы находилось святилище Цирцеи, а у воды — пещера, носящая её имя. В народной фантазии по прошествии веков Цирцея трансформировалась в Венеру. Интересно, что при раскопках святилища археологи обнаружили надпись на латинском языке: «Цирцее святейшей». Там же была найдена голова Венеры, представляющая собой копию знаменитой статуи Афродиты Книдской Праксителя. (350—330 гг. до н. э.)
Что касается Сциллы и Харибды, то установлено, что Сцилла — это мыс в Мессинском проливе, глубоко выдающийся в море и очень опасный для мореходов, а Харибда — водоворот, находящийся недалеко от Сциллы.
Все эти факты указывают на реальность сказания о походе Аргонавтов.

Как обстоит дело с хронологией?

Итак, миф об Аргонавтах не существует вне времени и пространства подобно сказке, как пытались доказать человечеству многие столетия подряд.
В «Одиссее», на пиру у гостеприимных феаков , Одиссей рассказывает о том, что случилось с ним и его дружиной после того, как была взята Троя. Одно из приключений ожидало его на острове Ээя у волшебницы Кирки. Кирка, дочь Бога солнца Гелиоса, превратила всех спутников Одиссея в свиней, а его продержала у себя целый год (Гомер. Одиссея, X, 137 сл.). Ээя в большинстве других источников является вторым названием Колхиды , страны на восточном берегу Чёрного моря. Если основываться на рассказ Одиссея, лежит она на далёком востоке, где встаёт поутру богиня утренней зари Эос и поднимается на небо Гелиос (Гомер. Одиссея, XII, 3). Отпуская Одиссея из плена и предостерегая о возможных опасностях, Кирка говорит, что ему придётся пройти тем же путём, который до него сумел преодолеть только корабль Арго, плывущий в страну Аэта под предводительством любимца богини Геры — Ясона (Гомер. Одиссея,, XII, 69 сл.).
Всё это подтверждает два факта:
то, что история похода Аргонавтов к Чёрному морю была не только хорошо известна гомеровским героям, но даже в пору собственных тревог и злоключений не переставала интересовать и заботить их.
«Славный повсюду Арго, от царя возвращаясь Эита . так же б разбился мгновенно и он о высокие скалы, не проведи его меж скал Гера, любившая сильно Ясона». (Гомер. Одиссея, XII, 70)
то, что Аргонавты принадлежат к поколению, предшествовавшему поколению участников Троянской войны . Это подтверждают строки Аполлония Родосского:
«В день тот все Боги смотрели вниз с широкого неба и на чудный корабль, и на сонм богоподобных мужей, тех героев, что плыли на нём. А на горных вершинах Нимфы Пелейские в страхе виду корабля изумлялись, глядя как на творенье Афины великой Итонской, так и на героев, сотрясающих вёсла руками. Даже Хирон,  сын Филиры , вблизи волны седовласой, стопы свои замочил, могучей рукой путникам привет посылая, их провожая и желая им целыми вернуться. С ним и супруга его стояла, в руках поднимая Ахилла, сына Пелея, чтобы младенец мог увидеть отца. (I, 545,550)

Итак, какие факты о наших героях нам известны?
Ясон — современник Геракла и Тесея. Геракл — современник аркадийца Эвандра, который, согласно сообщению Дионисия Галикарнасского  (I, 31, 33), за шестьдесят лет до Троянской войны переселился в Лаций и обосновался на Палатинском холме. В результате раскопок Шлимана  установлено, что Троянская война — это исторический факт, имевший место в середине XIII в. до н.э.; следовательно, Аргонавты и их современники жили в конце XIV — первой трети XIII в. до н.э.
Но моё внимание привлёк один удивительный факт, который не упоминается ни в одном из перечитанных мною научных трудов. Сначала очень удивила вот эта строка в «Аргонавтике»:
«Прибыл и Авгий. О нём говорили, что был он сыном бога Гелиоса. Властвовал он в Элиде, гордый своим богатством. Хотел он и сам Колхиду увидеть, а также вождя Колхов, самого владыку Аэта. (Аполлоний Родосский. Аргонавтика, 1 книга, 170 стих)
Иными словами, Авгий хотел увидеться со своим родственником, а именно – со сводным братом. Коль скоро оба они являлись сыновьями Гелиоса (Ильоса). Ибо царь Колхиды Ээ;т (др.-греч. ;;;;;;, Эитис) был сыном Гелиоса.
И это породило ещё один вопрос: почему пятьдесят героев, собравшихся в поход, принадлежали к одному роду? Возможно ли, что поход в Колхиду было семейным делом? Почему иначе, Аполлоний так тщательно перечисляет родословные наших героев?
«Они не пожелали отстать от общего дела. Так дело Ясона собрало множество соратников, (1,225) Жители окрестностей прозвали этих доблестных героев минийцами. Ведь большая часть из прибывших гордились тем, что род их ведётся от дочерей Миния. Вот и мать Ясона, Алкимеда приходилась Минию внучкой и рождена была от его дочери Климены. (1,230).
Кем же был этот Миний? А был он царём города Орхомено в Беотии, сыном Бога Ветров Эола, и основателем Орхомено – одним из самых богатых и влиятельных центров Эллады, родоначальнику славной династии героев. Там, где ко времени нашего повествования царствовал дядя Ясона, отнявший власть у Эсона – отца нашего героя и, лишивший таким образом, надежду Ясона на возможность править в Иолке.
Кстати, восходя к значению слова «герой», которое трактуют сегодня как «доблестный муж, предводитель». На самом-то деле, герои были полубогами, и потому – предводителями. То есть здесь имеет место нарушение причинно-следственной связи.
И тут же зададимся вопросом, непосредственно с этим фактом связанным: кем были Боги древней Греции, коль скоро они вмешивались в политические и семейные распри, решали судьбу людей и героев, устраивали заговоры друг против друга, сажали на престолы своих любимцев, строили корабли, возносили городские стены и вступали в неофициальные браки с людьми?!
«Не умножай мне напрасно горя, дорогая мать! Слезами никак беды не избежать, и только к страданьям своим прибавишь ты новых терзаний. Боги смертным в удел даруют так много несчастий! В сердце горюя, пытайся их сносить терпеливо! Вверься союзу моему с Афиной и поверь прорицаньям! Ведь известно, что сам Феб к нам расположен. И помощь свою обещал нам в этом походе». (Аполлоний Родосский книга 1. 295-300)
Предлагаю, не ударяться в мистику, а рассмотреть данный вопрос прозаично. Будем считать, что Боги – это выжившие после потопа представители предыдущей цивилизации, обладающие предметами высокой технологии. Причём, в крайне ограниченном  количестве. Подчёркиваю это, ибо в нашем понимании контекста «Аргонавтики» это является единственно правильным ориентиром.
«Прародители династий героев (Боги), с которых начинается генеалогия правителей Эллады, отмечают начальную точку значимых семей и имена потомков героев в дошедшей до нас их родословной, исторически отмечены в древних рукописях. Самые длинные генеалогии встречаются в Аргосе, Афинах, Фивах и Орхомено, где археологи обнаружили ранние поселения грекоязычных народов.
Две из этих династий имеют заморское происхождение: Эпаф  из Египта основал династию в Аргосе за девять поколений до Троянской войны, а Кадм  из Финикии основал династию в Фивах за пять поколений до Троянской войны. Если в среднем оценить продолжительность поколения в 30 лет, то эти династии были основаны где-то около 1470-го и 1350 гг. до н.э., первая – в спокойный период до разграбления Кносса, а вторая – после крушения критского морского могущества. Хотя Эпаф и Кадм были иностранцами, они не привели в Грецию чужестранные народы, а эллинизировались сами. Хотя, в общем-то у нас нет документальных подтверждений об их истинной принадлежности к какой-либо национальности. В аргосскую династию входят основатели Тиринфа и Микен. Прет  (ок. 1350 г. до н.э.,) и Персей  (ок. 1290 г. до н.э.). Основатели династий в Орхомено, Коринфе и Пилосе происходят из Фессалии (соответственно: Миний, ок. 1380 г. до н.э., Сизиф, ок. 1320 г до н.э., и Нелей, ок. 1280 г. до н.э.,)» (Николас Хаммонд  «История Древней Греции»).
В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» содержится немало коротких генеалогических справок, представляющих читателю правящие династии во время Троянской войны (то есть спустя некоторое время после похода Аргонавтов). Эти династии, связаны взаимными браками и образуют чёткую структуру, что указывает на историческую правильность дошедших до нас фактов.
Насколько можно судить по древним рукописям, XIII в. до н.э. был эпохой, во время которой главные центры микенской цивилизации были захвачены новыми династиями, причём многие из них породнились с предыдущими династиями. Так, Тидей , пришедший из Этолии, захватил аргосский трон; Атрей , отец которого Пелопс  был родом из Азии, захватил трон в Микенах, а его сын Менелай  – в Спарте; Нелей , родом из Фессалии, узурпировал трон Пилоса; а династии Ахилла, Аякса, Идоменея и Одиссея распространяются всего на два поколения до Троянской войны.
Ну, а если копнуть совсем вглубь, то мы увидим, что общим предком всех греческих правителей был сын Девкалиона Эллин. Сыновья Эллина — Дориос и Эолос были предками дорийского и эолийского племён, а сыновья его третьего сына, Ксуфа, Ион и Ахей, – предками ионийского и ахейского племён. Эти четыре греческих племени занимали те области Греции, в которым развилась культурная жизнь.
Вспомним, кем был Девкалион. А был он сыном Прометея, царём Фтии в Фессалии. Супругом Пирры, дочери Эпиметея и Пандоры. Прародитель людей. После потопа, он и его жена оказались единственными спасшимися.. И именно их с Пиррой сын Эллин стал родоначальником всех греческих племён.
Таким образом, становится понятно, что дело Аргонавтов, всё-таки было семейным делом. Но что именно представляло это «семейное дело»? Как раз с этим мы попытаемся разобраться в этом исследовании.
Мы уже установили: тексты Аполлония, а так же документы Малой Азии и Египта доказывают, что греки во время постройки «Арго» давно уже были знакомы с судоходством и плавали по морям в дальние путешествия. А перекрёстным сравниванием древних рукописей доказано, что около 1500 года до нашей эры объединённые греческие племена, входившие в международный союз мореплавателей, захватили Крит.
Исторический факт: в XV веке до н. э. греческие города-колонии имелись повсюду от дельты Нила, вдоль палестинских берегов и до Малой Азии. Следовательно, «Арго» не был первым греческим кораблём, а путь его не мог быть началом греческого судоходства. Другое дело, что экспедиция «Арго» была опасным и очень важным событием, удивительным и единственным в своём роде для XIII века до н. э. — века микенского пиратства.
Ещё одно заблуждение: торговая миссия Аргонавтов. Утверждение того, что пятьдесят пять представителей самых влиятельных семей Эллады вздумали установить: существовала ли для греческих народов возможность после распада международного союза и полувековой пиратской войны, при бойкоте со стороны Египта и морской монополии пунийцев вернуться в мировую торговлю?
Не станем отрицать, что путешествие это было очень важным проектом. Проектом, составленным партией мира, партией «пунического пути». Этих попыток было даже несколько: ведь «Арго» и в западном направлении совершил, по крайней мере, не одно, а скорее всего, два путешествия .
 
Почему Ясон?
Или немного фактов из политической обстановки греческих племён

Станем рассуждать логически: коль скоро поход был таким важным проектом, тогда почему возглавить подобный проект доверили руководить сущему юнцу Ясону? Почему не Гераклу, многократно испытанному, популярному герою партии мира. которому Аргонавты изначально и предложили возглавить этот поход?
Формально Геракл сам отказался стать во главе экспедиции и передал руководство Ясону. Но почему именно Ясону? Действительно ли потому, что Ясон этот поход и затеял? Но тогда почему Аргонавты желали видеть своим предводителем именно Геракла?
«Тогда разумный сын Эсона обратился к ним с такой речью: «Всё, что кораблю надлежит приготовить для выхода в море, уже сделано накануне похода, значит, на это уже не нужно терять время. И остаётся одно — ждать попутного ветра. Обратный путь предстоит нам, друзья мои, в Элладу. А сейчас общий путь нас ждёт в царство Аэта. И нынче нам придётся выбрать среди вас того, кто достоин  стать наилучшим вождём. Сможет заботиться обо всём. Улаживать ссоры. Сумеет мир заключить с побратимами». И когда он это произнёс, лица всех обратились к отважного Гераклу, сидевшего в середине. И все единодушно просили его выступить. Не вставая с места он руку сильную поднял и зычным голосом воскликнул: «Не воздавайте мне чести такой! Не приму я её! И любого сдержу, кто сможет решиться на это шаг. Пусть лучше тот поведёт нас, кто здесь собрал нас!» (Аполлоний Родосский. Книга 1, 330-345)
Рассмотрим факты по порядку, следуя как рукописи Аполлония, так и другим дошедшим до нас историческим источникам.
Ясона, теоретического престолонаследника Иолкского, с младенческих лет воспитывал Хирон, Великий поборец Партии мира. Таким образом, у Геракла были некоторые основания доверять юноше. Конечно, непререкаемым авторитетом Ясон у героя не пользовался, однако принадлежал семье с определённой наследственностью (происхождение от Бога ветров Эола) и воспитывался по определённым принципам. А эти факты в те времена были самыми главными социальными и генеалогическими ориентирами для окружающих. Тем более, для потомков Богов.
Давайте подумаем, по каким политическим причинам Геракл был вынужден отказаться от предводительства этого похода. Потому ли, что экспедиция «Арго» была затеей Иолкского правящего дома и, следовательно, делом Эолийцев ? Вспомним: Микены в те времена старались возглавить все начинания эллинов, и никто не оспаривал их права на это. Эврисфей (др.-греч. ;;;;;;;;;), внук Персея, сын Сфенела и Никиппы, двоюродный дядя Геракла, по воле Геры овладевший престолом Арголиды не хотел, да и не мог, остаться в стороне от проекта Аргонавтов, но позволить Гераклу взять на себя ответственность за поход желал менее всего. В душе Эврисфей был сторонником партии войны.
Правда, в это время Геракл как раз рассорился с Эврисфеем, возможно, как раз из-за «Арго», но нарушить прямой приказ того, кого сам же избрал своим повелителем, герой не мог. Эврисфей разрешил ему только (как, впрочем, и другим пелопонесским героям) принять участие в экспедиции на равных со всеми началах. Если бы он не позволил этого, хитроумному царю не удалось бы подсунуть Аргонавтам нескольких сторонников партии войны. Ибо Диоскуры и, всё их поведение доказывает это, были сторонниками партии войны, людьми Эврисфея, который захотел участвовать в предприятии Иолка ещё и потому, что партия мира могла оказаться права, и ей удалось бы провернуть свой проект?
И удалось?
И да и нет.
Удалось, так как «Арго» благополучно миновал морские проливы — Геллеспонт , Босфор, Отранто, Мессинский пролив — и везде, от Кавказа до Сицилии, от Истрии до Ливии, возобновил связи с основанными в недавнем для них прошлом греческими колониями.
Обратимся к восточным рукописям, утверждающим, что греки микенского периода были одним из нескольких могущественных народов Восточного Средиземноморья, и имели торговые и военные взаимоотношения с соседями. Хетты  и египтяне, которые вели летописи дипломатических и военных событий, упоминают греков, контролировавших южную часть Эгейского бассейна. Греки более поздней эпохи в своих преданиях называют своих предков микенского периода ахейцами, данайцами и аргивянами, и поэтому в хеттских и египетских летописях они, греческие племена, так и именуются.
В XIV в.до н.э, когда Хеттское царство в Малой Азии контролировало торговый путь по северной Сирии, ведущий из Месопотамии к Средиземному морю, в правление Мурсила II (ок. 1350–1320 гг.) практиковалось поклонение богам хеттов и стран Аххиява и Лазпа. В письме, относящемся к этому или следующему правлению, «брат» хеттского царя (то есть столь же могущественный царь) по имени Тавакавалас, царь Аявалаша и «брат» царя Аххиявы просит о помощи против захватчиков. В более позднем письме (ок. 1300 г.) идет речь о царях Аххиявы, Египта, Вавилонии  и Ассирии . Слово «Аххиява» является транскрипцией греческого слова «Ахея», точно так же как «Аявалаш» (слово с хеттским окончанием) – перевод слова «ахейский». Очевидно, в первом письме упоминаются два ахейских царя: один был царём всей Ахеи, как и во втором письме, и его статус был сопоставим со статусом царей Египта и прочих, а другой – местный ахейский царь в Малой Азии. Первый, очевидно, правил материковой Грецией. Ключ к личности последнего, возможно, найдётся у Геродота, который упоминает, что жителей Памфилии  или Киликии  когда-то звали ипахейцами. Лазпа – без сомнения, остров Лесбос, а Таройса (в другом хеттском документе) – Троя.
В письменных памятниках Египта XIV и XIII вв.до н.э. приводятся названия многих эгейских народов. Они участвовали в войнах либо как египетские наёмники, либо как союзники Хеттской империи. Среди них встречаются такие названия, как шардана, лука (или лукки), пидаса, муса, каликиша, дарденуи и илиунна. Последние два следует идентифицировать как дарданцы и илионцы, так именуются обитатели Трои в поэмах Гомера. Из этих записей очевидно, что Троя выступала на стороне Хеттской империи в войнах XIII в. до н.э. с Египтом.
Следующее письменное упоминание об эгейских народах относится к концу XIII в до н. э., когда обстановка изменилась к худшему. По-видимому, в материковой Греции тогда велась масштабная война. 1230 г. до н. э, и примерно в это же время были основаны новые микенские поселения в Энкоми на Кипре и в Тарсусе в Киликии.
В хеттских записях упоминаются неоднократные нападения на Карию  после 1250 г. до н. э и разграбление Кипра около 1225 г. «Аттарисьясом, человеком из Аххиявы», которого следует отождествить с Атреем, царем Микен и отцом Агамемнона, взявшего Трою около 1200 г. до н. э В 1221 г. до н. э вторжение в Египетскую дельту из Ливии было отражено фараоном, чья победная речь содержит следующие фразы: «Они снова прошли по полям Египта к великой реке; там они остановились на долгие дни и месяцы… Они проводили время в сражениях и походах по всей земле за прокормом для своих животов. Они пришли в египетскую землю, чтобы насытить свои рты». Эти северяне именуются шакалша, акайваша, турша, лука и шардана. Окончание – ша представляет собой египетский суффикс, и поэтому захватчиков можно идентифицировать как сагалассян (из Сагаласса на палестинском побережье), ахейцев, турсенцев, ликийцев и сардинцев.
Итак, мы разобрались с тем, что греческие племена успешно бороздили моря. Имеем представление о политической обстановке того времени. И только следует разобраться со следующим распространённым заблуждением:

Чем было Золотое Руно?

Сам Аполлоний утверждает, что Золотое Руно было символом веры и власти, некогда принадлежавший Элладе. Вопрос лишь в том, чем был этот пресловутый Златорунный овен? Может, ответ на этот вопрос мы можем найти у Аполлония Родосского?
«Бедняжка Алкимеда! К тебе, хоть и запоздавши, горе пришло! Безрадостно жизни конец завершаешь! Ах, как несчастен Эсон! Лучше бы в саван ему ещё прежде завернуться и в недра земные самому опуститься. О, если б тёмной волною и Фрикс, и овен были поглощены, когда Гелла погибла! Ведь это чудовище злое даже людским голосом овладело, словно желая море страданья и горя в грядущем принести Алкимеде» (1,250,255).
Итак, миф о том, что Золотое Руно было художественным образом золота – как-то не вписывается в это описание.
Существует ещё гипотеза, не подтверждённая никаким фактом, что Золотое Руно было золотистыми стеблями омелы, висящими на голых ветвях знаменитого дуба. Омела (латинское название viscum) — это растение-паразит, которое живёт высоко на ветвях деревьев во влажном климате, так как имеет воздушные корни. Омеле приписывали магические и целебные свойства: якобы она уничтожает действие любого яда, помогает при эпилепсии, заживляет раны, способствует плодовитости, а также защищает от колдовства.
Мы, конечно, помним, что Ясон предложил Пелию добыть Золотое Руно именно на погибель врага, но Пелий не понял, что это оружие может быть направлено против него же самого. И действительно, после возвращения экспедиции с Золотым Руном Пелий погиб. Но подтверждает ли этот факт то, что Золотое Руно было омелой. Даже, если утверждения некоторых учёных о том, что Ясон сам был чародеем и врачевателем.
Но вот куда девать слова всё того же Аполлония:
«Все стали торопить Ясона, и сами спешили пойти в город. Тогда он накинул на плечи дар Итониды, застегнул плащ пурпурный, двойной, который дала ему в дар Дева Паллада, тогда, когда ещё налаживали подпоры для Арго, когда Богиня его мерить учила каким правилам должен быть промежуток скамеек между гребцами.
Легче было смотреть на восходящее солнце, чем долго смотреть на багрянец плаща Эсонида. Вся середина его сияла алою тканью, а края целиком пурпурными были. Там искусно вытканы были с чудесной чередою картины… Выткан был Фрикс миниец, словно он вживую слушал овна, который с ним вёл разговоры. Глядя на них, человек терял дар печи и воображал, что может слышать те разумные речи». (I, 715,720,760).

Златорунный овен

Мы привели вам множество мнений о том, чем было Золотое Руно. Но чем был тот златорунный овен? Откуда появился? Кем были его родители?
Однажды Посейдон, который хотел овладеть Теофано, дочерью Виссалтиса, основателя Виссалита, (район сегодняшней Нигриты). История гласит, что желая уберечь дочь от множества осаждавших её женихов, Виссалтис перенёс её на некий остров. Однако, женихи, очарованные красотой Теофано, принялись искать девушку и, в конце концов, обнаружили её убежище. Вступив на остров, они обнаружили на нём множество зверей и, конечно же, не знали, что этими зверями были поселенцы этого острова, которые провинились когда—то перед Посейдоном и тот превратил их в зверей. Когда настырные женихи увидели множество зверей, то решили поохотиться на них.
Тогда разгневанный Посейдон превратил соперников в волков. Сам превратился в овна, превратил Теофано в овцу и соединился с ней. От этого любовного союза и был рождён овен с золотым Руном, который сыграл столь важную роль в сказании об Аргонавтах.
Но давайте посмотрим на это сказание глазами древних греков и попробуем осмыслить его. Что к примеру означает имя Теофано? Это производная от слов: «Бог» + «Явление». То есть, «Явление Бога». Поскольку «Золотое Руно» являет Бога, оно становится Источником радости и исцеления. Вот почему предводитель Аргонавтов, искатель «Источника радости и исцеления» — герой Ясон. Ибо имя его означает «Целитель».
В христианском Крещение, Бог Отец через Иоанна Крестителя раскрывает два других божественных лица: Бога Сына и Святого Духа. Таким образом, Златорунный овен олицетворяет готовность Бога явиться. И объединяет воедино Агнца, Жертвоприношение и, следовательно, Спасение.
Ибо во всех существующих религиях принесённая жертва всегда спасает. В Явлении Бог Отец говорит: «Это Мой любимый Сын, в котором Моя радость. Слушайте Его!». И представляет его, как «жертвенного агнца».
Златорунный овен так же представлен жертвенным в ранних сказаниях греков. Ведь недаром сначала приносятся в жертву поочерёдно: сначала Гелла (на самом деле её имя Элли), потом Апсирт, брат Медеи, И под конец, выполнив свою миссию Спасения, сам овен так же становится «жертвенным агнцем».
Таким образом, «жертвенный агнец» даёт возможность Ясону и Аргонавтам вернуться в Грецию. Таким образом олицетворяя Вечный Поиск истины. А вот чем является истина – это уже вопрос, уводящий нас далеко в верования древних греков. И являет собой отдельную тему.
Недаром эзотерики сравнивают значимость Золотого Руна в период классицизма и античности со значимостью Священного Грааля и философского камня в средние века. Ибо для них - философский камень и Грааль – понятия идентичные – это не поиск физического золота, но поиск духовного перерождения, поиск Бога, поиск духовного познания - Света.
Известно, как древние греки выше всего прочего ценили знания. Они исходили весь известный в те времена мир. Собрали все известные знания. Систематизировали. Таким образом, поход Аргонавтов – это история о поездке за Светом Знания. Причащение к Божественной сущности Вселенной.
При этом никогда не надо забывать, что:
Истина священна, и негоже делиться ею без разбору.
Знание слишком опасно в руках профанов.

Литература
1 Аполлоний Родосский. Аргонавтика III 1089
2 Dimitris Michalopoulos, Les Argonautes, Paris: Dualpha, 2013, ISBN 978—235—37425—1—6.
3 The Orphic Argonautica
4 Павсаний. Описание Эллады IX 36, 4—6
5 Павсаний. Описание Эллады IX 38, 2
6 Николас Хаммонд  История Древней Греции
7 Аргонавты//Мифы народов мира: Энцикл. в 2 т./ гл. ред.С. А. Токарев.— 2—е изд.— М.Советская энциклопедия, 1987.— Т.1 А—К.— С.98—100.
8 Argonautae/ Реальный словарь классических древностей/ авт.—сост.Ф. Любкер Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики.
9 Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 140—142.
10 Эжен Канселье. Золотое Руно
11 Валерий Флакк. Аргонавтика I 387
12 Золотое Руно. Антонин Либерал. Метаморфозы 10,


Рецензии